Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-519/2021 ~ М-422/2021 от 28.06.2021

УИД 10RS0013-01-2021-000860-55                                                 Дело №2-519/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года                                                                   г.Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                           Антипиной Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи      А.В.Бурковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Корягину И.В. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,

у с т а н о в и л:

администрация Прионежского муниципального района РК обратилась в суд с иском, уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ требования, просит: признать дополнительное соглашение от хх.хх.хх г. б/н к договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г. недействительной сделкой; применить последствия недействительности сделки в виде исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации дополнительного соглашения от хх.хх.хх г. б/н, восстановления в ЕГРН сведений, существующих до государственной регистрации оспариваемого дополнительного соглашения. Иск мотивирован тем, что хх.хх.хх г. между истцом и А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером . А. хх.хх.хх г. переуступил права и обязанности по договору аренды Корягину И.В. хх.хх.хх г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Корягиным И.В. было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым был изменен расчет годовой арендной платы. Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не является стороной договора аренды, правами на изменение его условий оно не обладает.

Представитель истца Б., действующая по доверенности, в судебном заседании требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.

Ответчик Корягин И.В., его представитель В., действующий на основании доверенности, иск не признали, пояснив, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в силу закона, с хх.хх.хх г. перешли права по распоряжению земельными участками, соответственно, и права на изменение договоров аренды земельных участков. Администрация района сама указала Корягину И.В., получив его заявление о перерасчете арендной платы, на необходимость обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, как к органу, к ведению которого отнесено разрешение данных вопросов.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно была размещена на интернет-сайте Прионежского районного суда РК в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

хх.хх.хх г. между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия (арендодатель) и А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка.

Согласно пункту 1.1 договора аренды от хх.хх.хх г. арендодатель предоставляет, а арендатор принимает, согласно акту приема-передачи, в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м., местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, ..., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для обустройства рекреационной зоны.

В соответствии с расчетом, являющимся приложением к договору, годовая арендная плата составляет ... рублей, которая вносится на счет администрации Прионежского муниципального района РК.

хх.хх.хх г. между А. и Корягиным И.В. был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от хх.хх.хх г. . В настоящее время арендатором земельного участка является Корягин И.В.

Корягин И.В. хх.хх.хх г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перерасчете годовой арендной платы по договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г.

хх.хх.хх г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Корягиным И.В. было заключено дополнительное соглашение, в силу которого изменен расчет годовой арендной платы. В соответствии с данным дополнительным соглашением годовая арендная плата за составляет ... рублей, за - ... рублей, с хх.хх.хх г. - ... рублей.

После подписания Корягиным И.В. и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия дополнительного соглашения, последнее обратилось для последующей его регистрации.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия вышеуказанное дополнительное соглашение было зарегистрировано хх.хх.хх г., регистрационная запись .

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия хх.хх.хх г. зарегистрировано обращение администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, в котором были заявлены требования по принятию Министерством мер по уведомлению арендатора Корягина И.В. о ничтожности дополнительного соглашения от хх.хх.хх г. б/н об изменении арендной платы и отсутствии его правовых последствий.

Признав обращение правомерным, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия было направлено Корягину И.В. письмо, содержащее в себе информацию об отзыве ранее направленного в его адрес дополнительного соглашения от хх.хх.хх г. б/н к договору аренды от хх.хх.хх г. . Аналогичное письмо отправлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью ... кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для обустройства рекреационной зоны, местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, район ..., данные о правообладателе отсутствуют, установлено ограничение права в виде аренды сроком с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., дата государственной регистрации хх.хх.хх г., номер государственной регистрации . Основание государственной регистрации:

- договор аренды земельного участка , выдан хх.хх.хх г., дата государственной регистрации хх.хх.хх г., номер государственной регистрации ;

- договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г., выдан хх.хх.хх г., дата государственной регистрации хх.хх.хх г., номер государственной регистрации ;

- дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, выдан хх.хх.хх г.

На основании ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Законом Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В силу пп. 39 п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство осуществляет функции в сфере предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.

Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия арендодателя по действующим договорам аренды Министерству не переданы. Об этом свидетельствуют, в том числе, положения ст. 5 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия».

При таких обстоятельствах Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, не обладая полномочиями арендодателя по действующему договору аренды, не являясь стороной заключенного договора аренды, не вправе было совершать юридически значимые действия, направленные на изменение условий договора по пересчету размера арендной платы.

Часть 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ч.1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия не перешли права арендодателя, заключение хх.хх.хх г. дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г. произведено с превышением полномочий, в нарушение норм действующего законодательства.

В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положения Раздела I Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

По правилам п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.

Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению, с признанием недействительным дополнительного соглашения б/н от хх.хх.хх г. к договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г., с исключением из ЕГРН записи о государственной регистрации дополнительного соглашения б/н от хх.хх.хх г. к договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г. от хх.хх.хх г., с восстановлением в ЕГРН сведений, существующих до государственной регистрации данного дополнительного соглашения.

Учитывая положения статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд, с учетом того, что непосредственно ответчик Корягин И.В. при обращении в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, подписании дополнительного соглашения, неправомерных действий не совершал, считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия удовлетворить.

Признать недействительным дополнительное соглашение №б/н от хх.хх.хх г. к договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г. , заключенное между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Корягиным И.В..

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от хх.хх.хх г. о государственной регистрации дополнительного соглашения б/н от хх.хх.хх г. к договору аренды от хх.хх.хх г. земельного участка, восстановив в Едином государственном реестре недвижимости сведения, существующие до государственной регистрации данного дополнительного соглашения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                            Н.Н. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 23 сентября 2021 года.

2-519/2021 ~ М-422/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Прионежского муниципального района
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Корягин Иван Владимирович
Другие
Управление Росреестра по РК
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Антипина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.07.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2022Дело оформлено
19.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее