Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2015 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жоровой А.М., при секретаре Калининой Е.Н., с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Струковой Н.П., представителя заявителя - Белозеровой Е.И.,председателя Тайшетской территориальной избирательной комиссии Быбиной Н.А., представителя Тайшетской территориальной избирательной комиссии - Коваль А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1424/15 по заявлению Константинова А. М. о признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района, возложении обязанности на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района,
У С Т А Н О В И Л:
Константинов А.М. обратился в суд с заявлением, указывая в обоснование своих требований, что решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Константинову А. М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14» ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14 на основании п.п.в.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Константинов А.М. считает данный отказ в регистрации незаконным и необоснованным.
Как указывает Константинов А.М., в установленный законом срок им были поданы документы в Тайшетскую ТИК о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14 в порядке самовыдвижения.
В соответствии с п. 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Вместе с тем, как указывает Константинов А.М., Тайшетская ТИК не уведомила его о выявленных нарушениях неполноты сведений.
Как считает Константинов А.М., факт не предоставления ему избирательной комиссией извещения о выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, свидетельствует о том, что каких-либо нарушений в оформлении документов кандидата Константинова А.М. не выявлено, и сведения о кандидате были поданы в полном объеме.
Константинов А.М. указывает, что о наличии оснований, предусмотренных подпунктом в.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 4 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», для отказа в регистрации его кандидатом, он узнал только на заседании комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации, получив соответствующее решение Тайшетской ТИК от 09 августа 2015 года, при этом объем недостоверных сведений ему до сих пор неизвестен.
Как указывает Константинов А.М., Тайшетская ТИК, скрыв от кандидата то, что при проверке документов выявлены недостатки в оформлении предоставленных документов, а также о выявлении неполноты сведений о кандидате и не уведомив в установленный срок о наличии каких-либо недостатков, лишила его предусмотренного законом права на внесение уточнений и дополнений в представленный документ.
Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ и Закона Иркутской области № 116-03, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.п. в. 1 п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Негативные последствия, предусмотренные п.п. в.1 п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ наступают лишь в том случае, если кандидат не внесет необходимые изменения и дополнения, о которых в установленный срок известила его комиссия.
Константинов А.М. просит признать незаконным и отменить решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Константинову А. М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14», возложить обязанность на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Константинов А.М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
Заявитель Константинов А.М., надлежащим образом уведомленный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть с участием его представителя Белозеровой Е.И.
Представитель заявителя по доверенности <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ Белозерова Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила, что в нарушение действующего законодательства Тайшетская ТИК при выявлении неполноты сведений в заявлении Константинова А.М. о согласии баллотироваться кандидатом., а именно: отсутствии в нем указания на год окончания учебного заведения, не известила об этом Константинова А.М. в установленный трехдневный срок до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Как указано в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением ЦИК, в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатом документах для уведомления о выдвижении кандидата, неполноты сведений, кандидаты незамедлительно извещаются о выявленных недостатках, уведомление о недостатках позволит кандидату, устранить их в пределах периода выдвижения.
Вместе с тем, каких-либо уведомлений о выявленных недостатках в представленных кандидатом документах Константинов А.М. не получал.
Таким образом, Тайшетская ТИК лишила Константинова А.М. возможности своевременного внесения уточнений и дополнений в представленные документы.
Поскольку Тайшетская ТИК в установленный законом трехдневный срок не известила Константинова А.М. о выявленных недостатках в представленных документах, избирательная комиссия была не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.п. в.1 п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Председатель Тайшетской Территориальной избирательной комиссии - Быбина Н.А., полагая требования Константинов А.М. не законными и не обоснованными, суду пояснила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Аналогичные требования содержатся и в пункте 2 статьи 49 Закона Иркутской области № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области».
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Константиновым А.М. не указана необходимая в соответствии с требованиями закона информация о годе окончания учебного заведения.
Таким образом, заявление о согласии баллотироваться оформлено с нарушением требований федерального закона, следовательно, среди документов, представленных Константиновым А.М. для уведомления о выдвижении кандидата имеется документ, оформленный с нарушением требований федерального и областного законодательства.
В соответствии с подпунктом в.1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.
Константинов А.М. до принятия ТИК решения об отказе в регистрации его кандидатом был уведомлен ею лично о нарушении им требований законодательства в устном разговоре, однако письменного уведомления ему не направлялось. При этом Константинов А.М. имел возможность устранить указанные нарушения, однако пояснил, что исправлять ничего не будет.
Таким образом, Константинов А.М. самостоятельно не воспользовался правом на внесение изменений в представленные им документы.
Доводы заявителя о том, что избирательная комиссия не довела до него информацию о требованиях законодательства, чем нарушила его избирательные права, считает необоснованными, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по надлежащему оформлению и составлению документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата и представлению указанных документов в соответствующую избирательную комиссию, возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещаемую посредством прямых выборов должность.
В удовлетворении заявленных требований Быбина Н.А. просила Константинову А.М. отказать.
Представитель заинтересованного лица - Тайшетской Территориальной избирательной комиссии по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ - Коваль А.П., полагая требования Константинова А.М. не законными и не обоснованными, суду пояснил, что рабочей группой было выявлено допущенное заявителем нарушение в виде отсутствия в заявлении о согласии баллотироваться сведений о годе окончания учебного заведения, о чем Константинов А.М. был извещен в устной форме, знал о том, что документы не соответствуют законодательству, имел возможность внести изменения в представленные им документы, однако этого не сделал.
Вместе с тем, в соответствии с законодательством обязанность по надлежащему оформлению и составлению документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата и представлению указанных документов в соответствующую избирательную комиссию, возлагается на кандидата.
Кроме того, в подписных листах кандидата Константинова А.М. в сведениях об избирателях, а также в сведениях о сборщике подписей, не указан район места жительства избирателей и сборщика подписей, что в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ является основанием для признания подписей недействительными и основанием для отказа в регистрации кандидата.
В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав доводы представителязаявителя, объяснения представителей Тайшетской ТИК,заслушав заключение помощника Тайшетского межрайонного прокурора Струковой Н.П., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный Закон Российской Федерации № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Согласно п.п.1,3 ст.3 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с п.1 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗизбирательная комиссия, организующая всоответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Согласно п.4 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Иркутской области № 8/99 от 18.06.2009 г. полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Тайшетский район» возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию.
Согласно решению Тайшетской территориальной избирательной комиссии № 55/460 от 02.06.2015 г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов с № 1 по № 21 по выборам депутатов Думы Тайшетского района третьего созыва, назначенных на 13 сентября 2015 года, возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены: заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, содержащее сведения, указанные в части 2 настоящей статьи; копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 в заявлении, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии со ст. 50 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, выборов главы муниципального образования гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру, в срок, указанный в части 1 статьи 48 настоящего Закона, лично представляет в соответствующую избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться и иные документы о своем выдвижении, предусмотренные статьей 49 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст. 62 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязана принять решение о регистрации этого кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 63 настоящего Закона.
Как следует из заявления Константинова А.М. в Тайшетскую территориальную избирательную комиссию от 28.07.2015 г. Константинов А.М. дал согласие баллотироваться в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, при этом Константинов А.М. сообщил о себе следующие сведения: дата рождения: 09.11.1956 г.; место рождения: с. Паутово Петропавловского района Алтайского кр.; адрес места жительства: Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Российская, д. 49; вид документа: паспорт 25 01 № 648474 выдан 26.11.2001 г. код подразделения 380-036; гражданство РФ; образование: высшее, наименование образовательного учреждения: Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта, по специальности строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, квалификация: инженер путей сообщения - строитель, диплом ЦВ № 277862;ИНН 381503665838; место работы: ООО «ТрансТехРесурс», должность - директор.
Сведения о дате окончания учебного заведения в данном заявлении Константинова А.М. не указаны.
Согласно п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно п.п. в.1 п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-03 наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Константинову А. М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14», в связи с наличием в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Константинова А.М., документов, оформленных с нарушением требований п.п. «в.1»пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», Константинову А.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
Заявитель и его представитель находят указанное решение незаконным в связи с тем, что Тайшетская Территориальная избирательная комиссия не исполнила положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, обязывающих не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии по вопросу о регистрации кандидата известить о выявленной неполноте сведений о нем, об отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, а также о несоблюдении требований закона к оформлению документов кандидата, который вправе в установленный законом срок вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 названного Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей) в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Неисполнением указанных требований закона по вине избирательной комиссии были нарушены права кандидата Константинова А.М.
Указанные доводы суд находит необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из содержания пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в системном единстве с положениями пункта 24 названной статьи, предусматривающими перечень оснований отказа в регистрации кандидата, а также предписаниями части 6 статьи 76 указанного федерального нормативного правового акта о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, не следует, что неисполнение избирательной комиссией законоположений, содержащихся в пункте 1.1 статьи 38, является основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Поскольку регистрация кандидата возможна только при наличии предусмотренного избирательным законодательством пакета документов (пункт 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), подпункт «в1» пункта 24 названной статьи предусматривает отказ в регистрации кандидата в случае непредставления соответствующих закону необходимых для уведомления о выдвижении кандидата и (или) его регистрации документов, установленных законом в качестве обязательного условия для регистрации кандидата.
Ссылку представителей заявителя на Постановление ЦИК «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления», в соответствии с которыми в случае, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, то избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основанию, предусмотренному п.п «в1» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд также находит необоснованный, поскольку указанные методические рекомендации не являются нормативным актом и носят рекомендательный характер для избирательных комиссий.
Таким образом, отсутствие надлежащих сведений о годе окончания учебного заведения Константинова А.М., является безусловным основанием для отказа в регистрации его кандидатом.
В противном случае требование федерального законодателя о представлении для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения, а иное толкование закона привело бы к нарушению принципа равенства кандидатов.
Доводы о том, что по вине избирательной комиссии были нарушены права заявителя, суд также находит необоснованными, поскольку ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
Кроме того, заслуживают внимания и доводы представителей Тайшетской ТИК о том, что основанием для отказа в регистрации Константинова А.М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского района является отсутствие в подписных листах указания на район места жительства сборщиков подписей и лиц, подписавшихся в данных подписных листах, что подтверждается исследованными в судебном заседании подписными листами.
При этом доводы представителя заявителя - Белозеровой Е.И. о том, что данные доводы представителей ТИК не подтверждены в судебном заседании сведениями из УФМС, не свидетельствует о соблюдении при оформлении представленных подписных листов требований Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 5 статьи 2 которого включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и не допускает уменьшения соответствующего объема информации в подписных листах.
Анализ вышеуказанных правовых норм, а также представленных суду доказательств позволяет суду сделать вывод о законности принятого Тайшетской территориальной комиссией решения об отказе в регистрации Константинову А.М. кандидатом Думы Тайшетского <адрес>.
В соответствии с п. 6 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу указанного, поскольку судом не установлено нарушений требований законодательства при принятии Тайшетской ТИК решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Константинова А.М., суд находит требования Константинова А.М. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации Константинову А. М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского <адрес> третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14», возложении обязанности на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Константинова А.М. кандидатом в депутаты Думы Тайшетского <адрес> третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14, Константинову А. М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение пяти дней.
Судья: