Судебный акт #1 () по делу № 33-1701/2021 от 30.03.2021

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                                          Дело № 33-1701/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        27 мая 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Калашниковой Е.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретарях Воронковой И.А., Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4789/2020 по апелляционному представлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского  района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Николаеву Светлану  Алексеевну  лекарственными   препаратами - ***  в количестве 4 упаковок по рецепту  серии 732013 № 30873  от 24.08.2020, *** 0,4 мг/доза/10 гр/180 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту  серии 732013 № 10917  от 13.03.2020, ***  25 мг №20 в количестве 4 упаковок по рецепту  серии 732013 № 21610  от 02.06.2020.

В остальной части требований прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой Светланы  Алексеевны  к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 12061 руб. 00 коп. – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Николаевой С.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. 

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению Николаевой С.А., установлено нарушение ответчиком ее права на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами. Николаева С.А. наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» с диагнозом: ***

Согласно назначениям врачей-специалистов истица нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: ***.

Однако в текущем году аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» по ежемесячным рецептам на указанные препараты и изделия медицинского назначения, выписанным в установленном порядке лечащим врачом, истица обеспечена не была.

Так, не обеспечены рецепты на лекарственные препараты: *** от 24.07.2020 серия 732013 № 27324; от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; *** от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; *** от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.

В связи с этим Николаева С.А. вынуждена была приобретать указанные лекарственные препараты самостоятельно, на что ею в текущем году было затрачено 12 061 руб.

Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой С.А. в возмещение средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, 12061 руб., обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву С.А.  лекарственными препаратами: *** по рецепту от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; ***  по рецепту от 13.03.2020 серии 732013 № 10917;  *** по рецепту  от 02.06.2020  серии 732013 № 21610.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация» в лице конкурсного управляющего П.И. Кривцова, ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова», ГУ «Ульяновская государственная аптека», Министерство финансов Ульяновской области. 

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционном представлении прокурор Засвияжского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что суд необоснованно, отказал во взыскании с ответчика расходов за приобретенный истицей 24.07.2020, 02.08.2020, 08.08.2020, 15.08.2020 препарат ***, необходимый ей по жизненным показаниям, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечном учреждении. Указывает, что Николаева С.А. обратилась 24.08.2020 за выпиской нового рецепта на *** в связи с истечением срока действия старого рецепта от 24.07.2020, однако по данному рецепту от 24.08.2020 она обеспечена не была, запаса данного препарата, применение которого необходимо ей ежедневно, у Николаевой С.А. не имелось.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 43 Закона предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями,  представляющими опасность для  окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.     При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N 328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального разви­тия РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обраще­нии гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.

В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Согласно п. 2.10. Положения   осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской  области  в  части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.

В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Судом установлено, что Николаева С.А.,  ***1945 года рождения, является ***,   наблюдается в  ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени  заслуженного  врача России В.А.Егорова» с диагнозом: ***

Лечащим врачом  Николаевой С.А.  были выписаны следующие  рецепты:    на *** - от 24.07.2020 серия 732013 № 27324, от 24.08.2020 серии 732013 № 30873;  на  *** - от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; на *** - от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.

По рецептам: от 24.08.2020 серии 732013 № 30873;   от 13.03.2020 серии 732013 № 10917;  от 02.06.2020 серии 732013 № 21610  истица  необходимыми ей лекарственными препаратами на момент принятия судом настоящего решения обеспечена не была.

Исходя из этого, а также руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд правомерно обязал  ответчика – Министерство здравоохранения  Ульяновской области обеспечить  Николаеву С.А.   лекарственными   препаратами:  ***  в количестве 4 упаковок по рецепту  серии 732013 № 30873  от 24.08.2020, *** 0,4 мг/доза/10 гр/180 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту  серии 732013 № 10917  от 13.03.2020, ***  25 мг №20 в количестве 4 упаковок по рецепту  серии 732013 № 21610  от 02.06.2020.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания в пользу истицы компенсации за самостоятельно приобретенный истицей  24.07.2020, 02.08.2020, 08.08.2020, 15.08.2020 препарат ***, необходимый ей по жизненным показаниям, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечном учреждении, суд не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, пришел к неверному выводу, что является основанием к отмене решения суда в данной части.

Как следует из материалов дела,  Николаева С.А. состоит на учете у нефролога с диагнозом: *** 

10.07.2020 истице врачом-нефрологом был рекомендован препарат  *** по 4 таблетки  3 раза в день.

24.07.2020  лечащим врачом Николаевой С.А. был выписан рецепт    на *** серия 732013 № 27324 № 100 количество 4.

Из пояснений Николаевой С.А. следует, что своевременно по данному рецепту  она не была обеспечена  данным лекарственным препаратом. В связи с этим ей пришлось его приобретать самостоятельно. Выписанный 24.08.2020 рецепт на указанный препарат, также не был обеспечен. Больше за выпиской данного препарата  истица к врачу не обращалась.

Так, Николаевой С.А.    приобретен препарат  *** самостоятельно: 24.07.2020 на сумму 3097 руб., 02.08.2020  на сумму 2929 руб., 08.08.2020  на сумму 2938 руб., 15.08.2020 на сумму 3097 руб.   на  сумму 1076 руб., что подтверждается  товарными и кассовыми чеками. Всего истица понесла расходы на приобретение  данного препарата в сумме 12 061 руб.

Согласно материалам дела,  лекарственным препаратом  *** в количестве  4 упаковок по  льготному рецепту от 24.07.2020 серия 732013 № 27324 истица была обеспечена  только 08.09.2020.

Из ответа ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» следует, что  Николаева С.А. с июля 2020 года нуждалась в ежедневном приеме препарата *** по назначению нефролога. В период с сентября по октябрь 2020 года она за выпиской рецептов к лечащему врачу не обращалась. С 26.10.2020 Николаева С.А. прикреплена на медицинское обслуживание к ГУЗ «Городская поликлиника № 4».

По сообщению ответчика Министерством здравоохранения  в 2020 году были проведены все необходимые мероприятия по организации закупки препарата ***. Государственный контракт был заключен 07.04.2020. Поставщиком  были нарушены сроки поставки части препарата, предусмотренные условиями контракта, что связано с проблемами на производстве.    Поставка препарата *** в Ульяновскую область  была осуществлена только в конце декабря 2020 года. В связи с чем  осуществить  обеспечение Николаево С.А. препаратом  *** № 100 в количестве 4 упаковок по рецепту от 24.08.2020  не представилось возможным.

Пунктом 1 части 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказаний гражданам  медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включены в перечень жизненного необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Расходы на приобретение  лекарственных препаратов, в силу положений ст. 15 ГК РФ, являются убытками истца и подлежат взысканию в его пользу с ответчика.

Исходя из вышеизложенного, учитывая то, что истица нуждалась в приеме лекарственного препарата ***» в назначенной ей дозе в период с 24.07.2020 по сентябрь 2020 года включительно, т.е. в течение дух месяцев, однако фактически данным препаратом истица была обеспечена только  в сентябре 2020 года, исковые требования в части взыскания с ответчика денежной компенсации за самостоятельно приобретенный препарат *** в июле-августе 2020 года в размере 12 061 руб. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года в части отказа во взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу Николаевой Светланы Алексеевны расходов на приобретение лекарственны препаратов в размере 12 061 руб. отменить.

Принять по делу в данной части новое решение.

Взыскать  с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой Светланы Алексеевны в возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов 12 061 руб.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

 

33-1701/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой Светланы Алексеевны
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновскойобласти
Другие
ГУ Ульяновская государственная аптека
ГУЗ ЦК МС им.Егорова
АО Ульяновскфармация
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
18.05.2021[Гр.] Судебное заседание
30.03.2021[Гр.] Передача дела судье
21.05.2021[Гр.] Судебное заседание
27.05.2021[Гр.] Судебное заседание
07.06.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее