УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бахарева Н.Н. Дело № 33-1701/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 27 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой Е.В.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.
при секретарях Воронковой И.А., Абросимовой А.В.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4789/2020 по апелляционному представлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву Светлану Алексеевну
лекарственными препаратами - *** в количестве 4 упаковок по рецепту серии 732013 № 30873 от 24.08.2020, *** 0,4 мг/доза/10 гр/180 доз
№1 в количестве 1 упаковки по рецепту
серии 732013 № 10917 от
13.03.2020, *** 25 мг №20 в количестве 4
упаковок по рецепту серии 732013 №
21610 от 02.06.2020.
В остальной части требований
прокурора
Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Николаевой Светланы Алексеевны
к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов
на приобретение лекарственных препаратов в размере 12061 руб. 00 коп. – отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Николаевой С.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.
Требования мотивированы
тем, что в ходе проверки, проведенной по обращению Николаевой С.А., установлено
нарушение ответчиком ее права на бесплатное обеспечение необходимыми
лекарственными средствами. Николаева С.А. наблюдается в ГУЗ «Центральная
клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России
В.А.Егорова» с диагнозом: ***
Согласно назначениям врачей-специалистов истица нуждается
в обеспечении лекарственными препаратами: ***.
Однако в текущем году аптечным учреждением АО
«УльяновскФармация» по ежемесячным рецептам на указанные препараты и изделия медицинского назначения, выписанным в установленном
порядке лечащим врачом, истица обеспечена не была.
Так, не обеспечены рецепты на лекарственные препараты: ***
от 24.07.2020 серия 732013 № 27324; от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; *** от
13.03.2020 серии 732013 № 10917; *** от 02.06.2020 серии 732013 № 21610.
В связи с этим Николаева С.А. вынуждена была приобретать указанные
лекарственные препараты самостоятельно, на что ею в текущем году было затрачено
12 061 руб.
Просил суд взыскать
с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой С.А. в
возмещение средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, 12061
руб., обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить
Николаеву С.А. лекарственными
препаратами: *** по рецепту от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; *** по рецепту от 13.03.2020 серии 732013 № 10917;
*** по рецепту от 02.06.2020
серии 732013 № 21610.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация» в лице конкурсного управляющего П.И. Кривцова, ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова», ГУ «Ульяновская государственная аптека», Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Засвияжского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что суд необоснованно, отказал во взыскании с ответчика расходов за приобретенный истицей 24.07.2020, 02.08.2020, 08.08.2020, 15.08.2020 препарат ***, необходимый ей по жизненным показаниям, поскольку данный препарат отсутствовал в аптечном учреждении. Указывает, что Николаева С.А. обратилась 24.08.2020 за выпиской нового рецепта на *** в связи с истечением срока действия старого рецепта от 24.07.2020, однако по данному рецепту от 24.08.2020 она обеспечена не была, запаса данного препарата, применение которого необходимо ей ежедневно, у Николаевой С.А. не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в
соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
В ст. 4 названного
Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов
государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц
организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и
качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской
помощи.
Пунктом 5 части 1
ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья
осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан
Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и
специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя
территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация
оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной
помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской
помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных
исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской
помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения
указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 Закона
предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и
гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для
окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное
наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно ч. 1 ст. 37
указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на
основе стандартов медицинской помощи.
Постановлением
Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:
осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от
форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и
изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный
перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные
источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых
и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности
и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России N
328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов,
изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические
учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от
21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать
их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых
без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого
предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по
установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского
назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по
решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем
изделий медицинского назначения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пп. 2 п. 2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области.
В силу пп. 20 п. 2.1 Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно п.2.2.17
Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание
Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного
администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых
в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на
финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном
бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению
проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к
компетенции Министерства.
Согласно п. 2.10. Положения осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: 1) утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; 2) формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; 3) готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; 4) проводит ревизии (проверки) в учреждениях здравоохранения в целях осуществления контроля за правомерным, в том числе целевым, эффективным и экономным использованием средств областного бюджета Ульяновской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Ульяновской области; 5) осуществляет контроль за учетом, сохранностью и обеспечением доходности государственного имущества, переданного в оперативное управление учреждениям здравоохранения.
В соответствии с п.2.13 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
Судом установлено, что Николаева
С.А., ***1945 года рождения, является
***, наблюдается в ГУЗ «Центральная
клиническая медико-санитарная часть имени
заслуженного врача России
В.А.Егорова» с диагнозом: ***
Лечащим врачом
Николаевой С.А. были выписаны
следующие рецепты: на ***
- от 24.07.2020 серия 732013 № 27324, от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; на ***
- от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; на *** - от 02.06.2020 серии 732013 №
21610.
По рецептам: от 24.08.2020 серии 732013 № 30873; от 13.03.2020 серии 732013 № 10917; от 02.06.2020 серии 732013 № 21610 истица
необходимыми ей лекарственными препаратами на момент принятия судом
настоящего решения обеспечена не была.
Исходя из этого, а также
руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд правомерно обязал ответчика – Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву С.А. лекарственными препаратами: *** в
количестве 4 упаковок по рецепту серии
732013 № 30873 от 24.08.2020, *** 0,4
мг/доза/10 гр/180 доз №1 в количестве 1 упаковки по рецепту серии 732013 № 10917 от 13.03.2020, *** 25 мг №20 в количестве 4 упаковок по
рецепту серии 732013 № 21610 от 02.06.2020.
Решение
суда в данной части не оспаривается.
Отказывая
в удовлетворении исковых требований в части взыскания в пользу истицы
компенсации за самостоятельно приобретенный истицей 24.07.2020, 02.08.2020, 08.08.2020, 15.08.2020
препарат ***, необходимый ей по жизненным показаниям, поскольку данный препарат
отсутствовал в аптечном учреждении, суд не дал надлежащей оценки представленным
доказательствам, пришел к неверному выводу, что является основанием к отмене
решения суда в данной части.
Как следует из материалов
дела, Николаева С.А. состоит на
учете у нефролога с диагнозом: ***
10.07.2020 истице
врачом-нефрологом был рекомендован препарат
*** по 4 таблетки 3 раза в день.
24.07.2020 лечащим врачом Николаевой С.А. был выписан рецепт на *** серия 732013 № 27324 № 100
количество 4.
Из пояснений Николаевой С.А.
следует, что своевременно по данному рецепту
она не была обеспечена данным
лекарственным препаратом. В связи с этим ей пришлось его приобретать
самостоятельно. Выписанный 24.08.2020 рецепт на указанный препарат, также не
был обеспечен. Больше за выпиской данного препарата истица к врачу не обращалась.
Так, Николаевой С.А. приобретен препарат
*** самостоятельно: 24.07.2020 на
сумму 3097 руб., 02.08.2020 на сумму
2929 руб., 08.08.2020 на сумму 2938
руб., 15.08.2020 на сумму 3097 руб. на сумму 1076 руб.,
что подтверждается товарными и кассовыми
чеками. Всего истица понесла расходы
на приобретение данного препарата в
сумме 12 061 руб.
Согласно
материалам дела, лекарственным
препаратом *** в количестве 4 упаковок по
льготному рецепту от 24.07.2020 серия 732013 № 27324 истица была
обеспечена только 08.09.2020.
Из ответа ГУЗ
«Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача
России В.А. Егорова» следует, что
Николаева С.А. с июля 2020 года нуждалась в ежедневном приеме препарата ***
по назначению нефролога. В период с сентября по октябрь 2020 года она за
выпиской рецептов к лечащему врачу не обращалась. С 26.10.2020 Николаева С.А.
прикреплена на медицинское обслуживание к ГУЗ «Городская поликлиника № 4».
По сообщению
ответчика Министерством здравоохранения в 2020 году были проведены все необходимые
мероприятия по организации закупки препарата ***. Государственный контракт был
заключен 07.04.2020. Поставщиком были
нарушены сроки поставки части препарата, предусмотренные условиями контракта,
что связано с проблемами на производстве.
Поставка препарата *** в Ульяновскую область была осуществлена только в конце декабря 2020
года. В связи с чем осуществить обеспечение Николаево С.А. препаратом *** № 100 в количестве 4 упаковок по рецепту
от 24.08.2020 не представилось
возможным.
Пунктом 1 части 1
статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской
помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных
гарантий бесплатного оказаний гражданам
медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан
оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов,
включены в перечень жизненного необходимых и важнейших лекарственных
препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том
числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям
в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Расходы на приобретение лекарственных препаратов, в силу положений ст. 15 ГК РФ, являются убытками истца и подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Исходя из вышеизложенного, учитывая то, что истица нуждалась в приеме лекарственного препарата ***» в назначенной ей дозе в период с 24.07.2020 по сентябрь 2020 года включительно, т.е. в течение дух месяцев, однако фактически данным препаратом истица была обеспечена только в сентябре 2020 года, исковые требования в части взыскания с ответчика денежной компенсации за самостоятельно приобретенный препарат *** в июле-августе 2020 года в размере 12 061 руб. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года в части отказа во взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой Светланы Алексеевны расходов на приобретение лекарственны препаратов в размере 12 061 руб. отменить.
Принять по делу в данной части новое решение.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Николаевой Светланы Алексеевны в возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов 12 061 руб.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2020 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи