Дело №2а-1-37/2023
УИД 73RS0021-01-2022-000782-52
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ульяновская область,
г. Сенгилей 13 января 2023г.
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Шестаевой Н.И.,
с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Шибанова А.А.,
представителя административного ответчика – администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области ***
административного ответчика Абрамова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Цепцовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Абрамову Е.В. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов и возложении обязанности ликвидировать данную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Абрамову Е.В. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов и возложении обязанности ликвидировать данную свалку.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой была проведена проверка по обращению депутата о размещении несанкционированной свалки около <адрес>. В ходе проверки было установлено, что имеется несанкционированная свалка отходов на земельном участке с кадастровым номером №, координаты (№ (№), расположенном в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес>. Данный земельный участок находится в собственности МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и находится в аренде у Абрамова Е.В.
В связи с тем, что администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области меры направленные на ликвидацию несанкционированной свалки не принимались с 2020 года, прокурор попросил признать незаконным бездействие администрации МО «Сенгилеевский район»» по ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на земельном участке с кадастровым номером №, координаты <данные изъяты>), расположенном в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес> и обязать администрацию МО «Сенгилеевский район», Абрамова Е.В. ликвидировать указанную выше несанкционированную свалку в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Шибанов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, повторив обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по доверенности Назаров А.В. в судебном заседании и в отзыве на иск с иском не согласился. Пояснил, что несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером № образовалась с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что местные жители допускают складирование бытовых отходов на данном земельном участке, несмотря на запрет. Учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, который передан в аренду Абрамову Е.В., он несет в силу закона и договора аренды обязанность по ликвидации данной свалки. При этом, вины муниципалитета в образовании несанкционированной свалки по делу не установлено.
Административный ответчик Абрамов Е.В. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями прокурора он согласен. В 2020 году он взял в аренду земельный участок недалеко от <адрес> для целей сельскохозяйственного производства. В настоящее время у него разработан план по освоению земельного участка и в ближайшее время он намерен принять меры по его реализации. При заключении договора аренды было установлено, что на нем имеется несанкционированная свалка, которую образовали местные жители. Он в 2021г. своими силами частично ликвидировал данную свалку и вывез около 8 машин мусора с данного участка. Вместе с тем, приехав на земельный участок в 2022 году, он обнаружил, что несанкционированная свалка расширилась в объемах, поскольку местные жители продолжали свозить туда свой мусор. В этой связи он обратился к депутату и в местную администрацию с просьбой оказать помощь в ликвидации свалки и недопущении повторного захламления земельного участка.
Представители заинтересованных лиц – Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, администрации МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав участков процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено, в числе прочего, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. В редакции, действующей на момент вынесения решения суда, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес> расположена несанкционированная свалка, координаты которой (<данные изъяты>), состоящая из твердых коммунальных отходов (банки, бутылки, бумага, картон, элементы упаковки, пакеты, мешки, непригодная к использованию одежда, обувь, бытовая техника, кирпичи, керамическая, металлическая и пластиковая посуда, непригодная к использованию мебель, ветки). Общая площадь несанкционированной свалки составляет около 5 тыс.м2.
Факт наличия данной несанкционированной свалки сторонами не оспаривается. Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Из выписки на указанный земельный участок с кадастровым номером № следует, что его собственником является МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, площадь земельного участка 220000 кв.м. Зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ограничение прав виде аренды в пользу Абрамова Е.В. (л.д. 16-21).
В соответствие с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и Абрамовым Е.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, находящемся по адресу: в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес>.
В соответствие с п.п.п. 4.4.2 данного договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствие целевым назначением и разрешенным использованием. Выполнять работы по восстановлению арендуемого земельного участка.
Согласно п.п.п.4.4.6 договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей территории.
В соответствие с п.п.п. 4.4.7 указанного договора арендатор обязан содержать в должном санитарном порядке и чистоте земельный участок и прилегающую к нему территорию
Срок действия настоящего договора установлен с 07.07.2020г. по 06.07.2025г. (л.д. 11-13).
Как следует из акта приема –передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области передал, а Абрамов Е.В. принял земельный участок с кадастровым номером №, при этом оговорено, что на земельном участке растут самосевом сосны высотой 1,5-2 метра, а также на земельном участке находится несанкционированная свалка (л.д. 13 оборотная сторона).
В соответствие с обращениями Абрамова Е.В. от 04.10.2022г. и 12.09.2022г. он просил оказать помощь в ликвидации свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером № вблизи <адрес>, в связи с тем, что после того как он собственными силами ликвидировал свалку мусора в период 2020г.-2021г., вновь в летний период 2022г. на данном земельном участке образовалась несанкционированная свалка (л.д. 43, 52)
Свидетели **** в судебном заседании пояснили, что они как администратор и староста села <адрес> соответственно в 2021 году полностью ликвидировали несанкционированную свалку на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес>, при этом им неизвестно о том, что ликвидацией свалки также занимался Абрамов Е.В. Данная свалка возникает из года в год, так как дачники, проживающие в селе в летний период, свозят свой мусор на данный земельный участок, которым никто не пользуется и для сельскохозяйственного производства он не используется.
Оснований не доверять показаниям свидетелей, которые не заинтересованы в исходе дела, у суда не имеется.
Таким образом, Абрамов Е.В. несанкционированную свалку, которая имелась на момент приема- передачи земельного участка 07.07.2020г. ликвидировал, при этом в период с 2021г. по летний период 2022г. на указанном земельном участке вновь образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов. Доводы иска о том, что свалка, которая является предметом спора, образована была в 2020 году опровергнуты представленными в суд материалами, в том числе обращениями Абрамова Е.В. и показаниями свидетелей.
В соответствие со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В силу ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Таким образом, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, указанные нормы возлагают на арендатора обязанность следить за состоянием земельных участков и принимать меры по недопущению захламления отходами производства и потребления, независимо от того, кому принадлежат данные отходы и результатом чьей деятельности они являются.
Таким образом, из взаимосвязанных положений приведенных норм закона следует, что Абрамов Е.В. является надлежащим лицом, которое несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране земельного участка, переданного по договору аренды, в том числе, по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия. При этом, арендатор при надлежащей организации контроля должен был своевременно выявлять и пресекать захламление земельного участка.
Учитывая, что несанкционированная свалка размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов расположена на земельном участке, переданном Абрамову Е.В. по договору аренды земельного участка, он как пользователь имущества, обязан ликвидировать данную свалку.
С учетом изложенного и в соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует обязать Абрамова Е.В. ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером № координаты <данные изъяты>), расположенном в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес>.
Определяя срок устранения нарушений, суд учитывает объем и характер работ, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, стоимость данных работ, погодные условия, считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что отсутствуют доказательств того, что арендуемое имущество было передано Абрамову Е.В. в указанном состоянии (отходы находились на территории участка еще на момент его передачи в аренду), при этом вины собственника земельного участка администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в образовании несанкционированной свалки по делу не установлено, следует в удовлетворении требований к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов и возложении обязанности ликвидировать данную свалку, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Абрамова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером №, координаты (<данные изъяты>), расположенном в 14 метрах на юго-запад от границы населенного пункта <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов и возложении обязанности ликвидировать данную свалку, отказать.
Взыскать с Абрамова Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.И. Шестаева.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.01.2023г.