Дело № 2-852/ 2014 <данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
г.Ковылкино 25 сентября 2014года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Зориной С.А.,
при секретаре Тишковой О.В.,
с участием старшего помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия <ШЕБ>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в защиту интересов неопределенного круга лиц к ММО МВД России «Ковылкинский» о возложении обязанности создать беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ММО МВД России «Ковылкинский» о возложении обязанности создать беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, указав, что прокуратурой района в период с 15 часов 00 минут по 17 часов 00 минут 27.08.2014 проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения, в результате которой выявлены нарушения закона в деятельности Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел РФ «Ковылкинский».
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов отражены в Указе Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном федеральным законодательством, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения. В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89) «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89), «Административные и бытовые здания» (СНиП 35-01-2001), «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (СП 35-105-2002), Ведомственных строительных нормах «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» (ВСН 62-91), которые содержат требования к устройству пандусов.
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) относит к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Указанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в. случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 214, статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти.
Проверкой установлено, что при входе в здание ПП № ММО МВД России «Ковылкинский», расположенного по адресу: <адрес> и находящегося в оперативном управлении ММО МВД РФ «Ковылкинский», отсутствует пандус. В данном здании также располагается территориальное подразделение федеральной миграционной службы.Лестница, расположенная при входе в указанное здание не имеет средств доступа инвалидов. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с общественными объединениями инвалидов, не согласовывались.
Таким образом, ММО МВД РФ «Ковылкинский» не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Отсутствие на лестнице при входе в здание ПП № ММО МВД РФ «Ковылкинский» средств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих обратиться в полицию и миграционную службу, невозможно.
В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие Межмунищшального отдела Министерства внутренних дел РФ «Ковылкинский», выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения;
Возложить на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ «Ковылкинский» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления peшения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в здание по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения.
В судебном заседании старший помощник Ковылкинского межрайонного прокурора <ШЕБ> исковые требования поддержала полностью.
Представитель ответчика ММО МВД России «Ковылкинский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Из письменных возражений, представленных ответчиком в суд следует, что ММО МВД РФ «Ковылкинский» исковые требования прокурора Кадошкинского района не признает, поскольку отделом принимаются все возможные меры по исполнению требований Федерального закона РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181- ФЗ. Так, 15.08.2014г. заместителем начальника ММО МВД России «Ковылкинский» <ЗЯО> был направлен рапорт на имя начальника ММО МВД России «Ковылкинский» <ХРР> на разрешение осуществление закупок на выполнение работ по капитальному ремонту крыльца с устройством металлического пандуса для перемещения маломобильных групп населения в административном здании ПП № ММО МВД России «Ковлыкинский», расположенном по адресу: <адрес>
Первый этап аукциона состоялся, 02.09.2014г. подписан протокол заседания единой комиссии по проведению итогов электронного аукциона №. Производство строительных работ было включено в план - график на 2014г. Кроме того, прокурором Кадошкинского района Республики Мордовия не учтены положения федерального законодательства, касающиеся порядка финансирования и выделения денежных средств для проведения строительства и ремонтных работ в помещениях, принадлежащих органам внутренних дел. Положением о ММО МВД России «Ковлыкинский», утв. приказом МВД по Республике Мордовия от 04.08.2012г. № 261, финансовое и материально - техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. Согласно части первой статьи 47 Главы 9 Федерального закона РФ от 07 февраля 2011 года № 3- ФЗ «О полиции» установлено, что финансовое обеспечение деятельности полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Кроме того, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ ММО МВД России «Ковылкинский», который входит в систему государственных органов исполнительной власти освобождено от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. В связи с изложенным просил в иске отказать в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов отражены в Указе Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) относит к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Указанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 3 статьи 214, статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти.
Проверкой установлено, что при входе в здание ПП № ММО МВД России «Ковылкинский», расположенного по адресу: <адрес> и находящегося в оперативном управлении ММО МВД РФ «Ковылкинский», отсутствует пандус. В данном здании также располагается территориальное подразделение федеральной миграционной службы. Лестница, расположенная при входе в указанное здание не имеет средств доступа инвалидов. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с общественными объединениями инвалидов, не согласовывались.
Данный факт подтверждается актом проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от 27августа 2014г., фототаблицей к акту проверки, копией технического паспорта административного здания, расположенного по адресу: <адрес>
Поскольку ММО МВД РФ «Ковылкинский» не обеспечил предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кадошкинского района обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Решил:
Иск прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в защиту интересов неопределенного круга лиц к ММО МВД России «Ковылкинский» о возложении обязанности создать беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский», выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения.
Возложить на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления peшения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в здание по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>: Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия: С.А.Зорина
Секретарь: