Решение по делу № 2-1294/2020 от 02.03.2020

Дело № 2-1294/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 г.                         г. Ростов-на-Дону     

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Полищук Л.И.,

при секретаре Мироновой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1294/2020 по иску Прониной Натальи Владимировны к МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании задолженности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании задолженности, компенсации морального вреда.

Согласно письму от 08.11.2019 г. № 27-20/1289 министерства труда и социального развития Ростовской области до 01.03.2017 г. расчет ЕДВ осуществлялся органами социальной защиты населения по установленным правительством Ростовской области региональным стандартам стоимость жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.

Согласно тому же документу, постановлением правительства Ростовской области от 09.02.2017 г. № 64 во исполнение решения от 07.07.2016 г. Ростовского областного суда по административному делу № 3а-510/2016, оставленного без изменения апелляционным определением от 18.11.2016 г. № 41-АПГ 16-8 Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ, изменен порядок расчета ЕДВ, который с 01.03.2017 г. осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районом и городских округов Ростовской области, каждому получателю за одно жилое помещение индивидуально с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами, и сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчет по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений о взаимодействии.

Вместе с этим, переход с 01.03.2017 г. на принципиально иной порядок расчета ЕДВ повлек за собой умаление прав Прониной Н.В. на получение соответствующих мер социальной поддержки, поскольку в данном случае имеет место существенное снижение ранее достигнутого уровня защиты Прониной Н.В., что подтверждается представленной общей справкой МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону» по выплате Прониной Н.В. ЕДВ за период времени с 01.01.2017 г. по 27.02.2020 г.

При этом, как следует из справки бюро медико-социальной экспертизы серии МСЭ-2015 от 25.11.2016 г., выданной на имя Прониной Н.В., инвалидность первой группы (3 степени ограничения способности к трудовой деятельности) была установлена Прониной Н.В. в ходе очередного переосвидетельствования составом бюро медико-социальной экспертизы филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» 25.11.2016г. (бессрочно), т.е. ранее 01.03.2017 г.

Соответственно, порядок расчета ЕДВ, применяемый с 01.03.2017 г. к спорным правоотношениям между МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону и Прониной Н.В. в силу приведенных норм материального права, применению не подлежит.

В соответствии с п.п. 1.2 постановления Правительства Ростовской области от 01.11.2018 г. № 695 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 13.11.2014 г. №759 «Об установлении региональных стандартов для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Разделами 1.2 Приложения, указанный региональный стандарт устанавливается в размере 2 588,15 руб. и 4 119,35 руб. соответственно, при этом, указанный региональный стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 01.10.2018 г.

Однако ответчик не только значительно снизил с 01.03.2017 г. ранее достигнутый уровень социальной защиты Прониной Н.В., чем в нарушение положений законодательства РФ допустил умаление его прав на получение соответствующих мер социальной поддержки, но и прекратил с 01.10.2017 г. выплату ей ЕДВ, чем отказал Прониной Н.В., как инвалиду первой группы (3 степени ограничения способности к трудовой деятельности) и в представлении указанных мер, предусмотренных законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Данный отказ ответчик обосновал наличием у Прониной Н.В. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается уведомлением от 10.04.2018 г. о приостановлении выплаты компенсации по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, согласно толкованию слов «компенсация», «компенсировать», приведенных в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (Институт русского языка РАН. Российский фонд культуры. Москва. Издательство «АЗЪ». 1996 г. стр. 282): «компенсация»: см. «компенсировать»; вознаграждение за что-либо, возмещение. «Компенсировать»: тоже, что возместить (компенсировать потери, убытки, компенсировать упущенное время; уравновесить.

Таким образом, исходя их приведенного толкования слов «компенсация» и «компенсировать», понятие «компенсация» предполагает наличие каких-то фактических расходов, понесенных, как правило, виде убытков, потери времени и так далее, либо вознаграждение за что-либо.

Вместе с этим, исходя из системного толкования приведенных выше норм материального права, законодатель, определяя право граждан, признанных инвалидами в порядке, установленном законодательством РФ, на оказание им мер социальной поддержки, не обуславливал и не обуславливает оказание указанных мер наличием либо отсутствием у указанных граждан фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. При существовавшей ранее системе мер социальной поддержки указанных граждан в виде предоставления им указанной льготы в натуральной форме необходимым и единственным условием для ее предоставления являлось наличие у указанных граждан инвалидности.

Однако и в этом случае предоставление указанной меры социальной поддержки указанным гражданам не ставится законом в прямую зависимость от наличия либо отсутствия у них фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку расчет ЕДВ должен производиться не на основании выставляемых указанным гражданам счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а на основании регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, т.е. фиксированной величины. При этом, согласно действующему федеральному и региональному законодательству, данная мера социальной поддержки инвалидов предоставляется также по предъявлении ими исключительно документов, удостоверяющих личность, и справок медико-социальной экспертизы, никаких дополнительных документов для предоставления указанным гражданам указанной меры социальной поддержки не требуется.

Кроме того, истец обращает внимание суда на то, что наличие либо отсутствие у Прониной Н.В. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не влечет за собой каких-либо правовых последствий для МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону», и прав, охраняемых законом интересов ответчика не нарушает, и не влияет на их объем, существо и характер.

Вместе с этим, лицо либо лица, полагающие, что наличие у Пронина Н.В. указанной задолженности нарушает какие-либо права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц, не лишены права на обращение в суд за защитой указанных нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Размер задолженности МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону» по выплате Прониной Н.В. ЕДВ на дату предъявления настоящего иска составляет 64 325,74 руб., что подтверждается общей справкой МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону» по выплате Прониной Н.В. ЕДВ за период времени с 01.03.2017 г. по 27.02.2020 г., расчетом суммы иска.

Имеются также основания полагать, что ответчик, прекратив при отсутствии законных на то оснований предоставление Прониной Н.В. меры социальной поддержки в виде указанной ЕДВ, не только нарушил имущественные права Прониной Н.В., но причинил ей также и моральный вред (нравственные страдания), что конкретно нашло свое подтверждение в следующем.

Пронина Н.В. в установленном законодательством РФ порядке признана инвалидом первой группы (3 степени ограничения способности к трудовой деятельности), т.е. лицом, имеющим стойкие, необратимые и неустранимые при существующих обстоятельствах нарушения состояния его здоровья, является получателем социальной пенсии по инвалидности в размере 16 695,06 руб., имеет на иждивении сына ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. является лицом, находящимся в тяжелом материальном положении.

При перечисленных условиях и обстоятельствах дела лишение Прониной Н.В. ответчиком, тем более, при отсутствии на то законных оснований, предоставления соответствующих мер социальной поддержки причинило и продолжает причинять Прониной Н.В. значительные нравственные страдания, поскольку фактически лишает Пронину Н.В. и членов ее семьи возможности оставаться в пределах социальной жизни.

В результате вышеописанных неправомерных действий ответчика у Прониной Н.В. была бессовестным, наглым и циничным образом отобрана даже та мизерная помощь государства, на которую она вправе рассчитывать на основании закона.

Указанные действия ответчика Пронина Н.В. расценивает в данном аспекте не с материальной точки зрения, а как откровенное и циничное проявление неуважения к ней, как к лицу, имеющему стойкие, необратимые и неустранимые при существующих обстоятельствах нарушения состояния его здоровья.

Кроме этого, вследствие того, что Пронина Н.В. по вине ответчика вынуждена ходить по судебным инстанциям, она также испытывает постоянное нервное напряжение, переживание и стресс, что причиняет ей беспокойство и отрицательно сказывается на ее психическом здоровье.

С учетом изложенного, Пронина Н.В. полагает возможным оценить причиненный ей ответчиком указанный вред суммой в размере 5 000 000 руб.

На основании изложенного истец, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» восстановить предоставление Прониной Н.В. меры социальной поддержки в виде ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскать с МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону» в пользу Прониной Н.В. в счет погашения задолженности по выплате Прониной Н.В. указанной ЕДВ сумму в размере 47 331,45 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 руб., обязать МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону» с 01.03.2020 г. производить расчет ЕДВ, начисляемой Прониной Н.В., исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по Ростовской области.

Представитель истца - Пронин Н.Г. в судебное заседание явился, исковые требования с учетом уточнений просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что выплаты были прекращены неправомерно, ранее достигнутый уровень социальной защиты был снижен, что нарушает требования федерального законодательства.

Представитель ответчика Марченко Д.А. в судебное заседание явился, исковые требования просил оставить без удовлетворения, пояснил, что ссылка истца на практику иных судов невозможна, поскольку все случаи индивидуальны. У каждого гражданина помимо прав есть еще и обязанности, которые стороной истца не исполнены, в связи с чем выплаты и были прекращены.

Представитель ответчика Болдырева Л.Е. в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пояснила, что на лиц, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, компенсация не выплачивается. Информация о задолженности приходит в файлах обмена, если поставщик услуг заполняет колонку задолженности, то программа соответствующим образом на нее реагирует, компенсация приостанавливается, программа перестает начислять денежные средства.

Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно требованиям процессуального законодательства суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 ст.56 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).

Согласно абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В судебном заседании установлено, что Прониной Наталье Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу <адрес>, 01.10.2016 г. бессрочно установлена первая группа инвалидности (3 степени ограничения способности к трудовой деятельности). Данное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» предоставляло Прониной Н.В. компенсацию на оплату ЖКУ, что подтверждается общей справкой по выплате (л.д. 26-27, 58-59).

Согласно уведомлению от 10.04.2018 г. о приостановлении выплаты компенсации по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществление компенсации расходов Прониной Е.В. на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг и (или) на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме приостановлено с 01.11.2017 г. (л.д. 28).

Постановлением Правительства РО от 09.12.2011 г. № 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву" утверждены положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Как следует из п. 14 положений компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Организации, осуществляющие расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно, в срок до 20 числа, сообщают органам социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг.

Обмен информацией об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг осуществляется на основании соглашений, заключенных между органом социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области и организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации об имеющейся у граждан задолженности направляет получателю компенсации на ЖКУ в письменной форме или путем включения информации в платежный документ, содержащий сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (при согласовании с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг), уведомление о наличии задолженности, необходимости ее погашения и о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ в случае непогашения задолженности либо незаключении соглашения по ее погашению и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению с первого числа месяца, следующего за месяцем повторного включения получателя компенсации на ЖКУ организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, и коммунальных услуг.

В случае, если в следующем месяце после направления уведомления получатель компенсации на ЖКУ повторно включен организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области принимает решение о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ со следующего месяца, о чем в течение пяти рабочих дней уведомляет гражданина в письменном виде.

При получении сведений о погашении задолженности и (или) заключении гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности компенсация на ЖКУ возобновляется с месяца полного погашения задолженности или заключения гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности.

Согласно журналу начислений и поступлений по поставщикам, предоставленному ОАО «ЕИРЦ» у квартиросъемщика Прониной Натальи Владимировны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, имеется задолженность по оплате ЖКУ за период с февраля 2017 г. по февраль 2020 г. в размере 10 539,37 руб. (л.д.50-57).

Согласно акту сверки АО «Ростовводоканал» у Прониной Натальи Владимировны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, имеется задолженность по оплате услуг «водоснабжение» и «водоотведение» холодной воды, образовавшаяся за период с апреля 2017 г. по февраль 2020 г. в размере 116 227,31 руб.

Как следует из письма МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» №59-423-2183/1 от 11.06.2020 г. с 01.03.2017 г. на законодательном уровне был осуществлен переход на новый порядок расчета льгот на жилищно-коммунальные услуги, закрепленный Областным законом Ростовской области от 01.03.2017г. №1024-ЗС «О внесении изменений в отдельные областные законы» и постановлением Правительства Ростовской области от 09.02.2017 № 64 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области», в связи с чем, ежемесячная денежная компенсация назначается на основании информации о фактических начислениях, предоставленных поставщиками жилищно-коммунальных услуг. На основании соглашения №421 от 26.12.2016г., заключенного между Министерством труда и социального развития Ростовской области и АО «Ростовводоканал», соглашения №788/3 от 01.12.2016г. заключенного между Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону и ОАО «Единым информационно-расчетным центром» осуществляется информационный обмен данными для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Электронный документооборот осуществляется в виде архивных файлов с использованием сертифицированных ФСБ и ФСТЭК России средств защиты информации электронной цифровой подписи. Ежемесячно МКУ УСЗН передает в Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону списки получателей ежемесячной денежной компенсации в электронном виде, согласно формата приложения №4 к соглашению. ДСЗН получив электронные списки от всех УСЗН города отправляет архивные файлы обмена в АО «Ростовводоканал» и ОАО «ЕИРЦ». АО «Ростовводоканал» и ОАО «ЕИРЦ» до 20 числа текущего месяца передает в ДСЗН в электронном виде файл обмена с заполненными полями по каждому абоненту получателю ежемесячной денежной компенсации, согласно приложения №4 соглашения. Получив файл обмена, ДСЗН направляет заполненные списки в УСЗН районов города. В полученном файле обмена в поле «DTFACT» поставщиком заполняется информация о сумме начисления к оплате абоненту за потребление коммунальных услуг, в поле «MONTHDBT», для абонента имеющего задолженность, поставщиком указывается первое число месяца, в котором у абонента возникла задолженность. В файлах обмена за июль 2017г. от 20.08.2017г., полученных от АО «Ростовводоканал» и ОАО «ЕИРЦ» по лицевым счетам (соответственно и ) у гр. Прониной Натальи Владимировны (адрес: <адрес>) в поле «MONTHDBT» проставлена информация о задолженности. В файлах обмена с поставщиками услуг за август 2017г. от 20.09.2017г. информация о задолженности у гр. Прониной Н.В. поступила повторно. В связи с вышеизложенным, гр. Прониной была приостановлена компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.10.2017г. Расчет компенсации за оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывается по информации файлов за два предыдущих месяца. Так, для расчета компенсации в сентябре 2017г. загружался файл с информацией о сумме начислений к оплате абоненту за потребление коммунальных услуг за июль 2017г., в октябре 2017г. загружался файл за август 2017г. и т.д. В файле обмена за апрель 2020г. от 20.05.2020г. с поставщиком услуг АО «Ростовводоканал» информация о задолженности по лицевому счету (300179096) в поле «MONTHDBT» присутствует.

Таким образом, судом установлено, что по указанному жилому помещению имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с февраля 2017 г. по февраль 2020 г. Обратного суду не представлено.

В судебном заседании было установлено, что МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» в соответствии с п. 14 положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, принято решение о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ с 01.10.2017 г., поскольку задолженность имела длительный, затяжной характер.

Истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Таким образом, учитывая наличие задолженности по оплате ЖКУ в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, суд полагает, что требования истца об обязании МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» восстановить предоставление Прониной Н.В. меры социальной поддержки в виде ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании с МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» в счет погашения задолженности по выплате Прониной Н.В. указанной ЕДВ в размере 47 331,45 руб., не подлежат удовлетворению.

Как указано в п.47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Доводы представителя истца о том, что наличие группы инвалидности, а также наличие в семье инвалида, является уважительной причиной образования задолженности, суд признает несостоятельными. В данном случае имеет место длительный период неисполнения обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, значительный размер задолженности. При этом причин, свидетельствующих об ухудшении материального положения, стороной истца не представлено. Таким образом, уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцом в материалы дела не представлено.

Также суд критически относится к доводам представителя истца о том, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства наличия задолженности, в том числе судебный акт, которым была бы установлена сумма задолженности, поскольку они противоречат материалам дела и представленным стороной ответчика доказательствам наличия такой задолженности.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

В силу части 2 названной статьи право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).

Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

В силу пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением поименованных в подпунктах "а" - "е" пункта 8 документов.

Таким образом, расчет ежемесячной денежной выплаты в соответствии с региональным стандартом стоимости ЖКУ применяется к другой социальной услуге, которая регламентируется правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.

Ввиду вышеизложенного, требование стороны истца об обязании МКУ «УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону» с 01.03.2020 г. производить расчет ЕДВ, начисляемой Прониной Н.В., исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по Ростовской области, подлежит отклонению.

Поскольку суд не нашел правовых оснований для удовлетворения основных исковых требований стороны истца, то требования о взыскании компенсации морального вреда также подлежит отклонению, как производные от основных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прониной Натальи Владимировны к МКУ «УСЗН Кировского района г.Ростова-на-Дону» об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, взыскании задолженности, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья             Л.И. Полищук    

Текст мотивированного решения суда изготовлен 14 июля 2020 г.

2-1294/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Пронина Наталья Владимировна
Ответчики
МКУ "УСЗН Кировского района г. Ростов-на-Дону"
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Полищук Лилия Игоревна
Дело на сайте суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
02.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2020Передача материалов судье
10.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
21.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Предварительное судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее