Решение по делу № 33а-12810/2019 от 23.10.2019

Дело № 33а-12810/2019

Судья Шерстобитова Е.Н.

Дело № 2а-356/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 2 декабря 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Никитиной Т.А., Поповой Н.В.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Елсуковой Татьяны Николаевны на решение Александровского городского суда Пермского края от 22 августа 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требования Сидоровой Ольги Васильевны, Чуприной Надежды Владимировны, Щеблыкиной Надежды Валентиновны, Габовой Елены Владимировны, Лопашовой Натальи Владимировны, Елсуковой Татьяны Николаевны к администрации Александровского муниципального района Пермского края о признании незаконным и отмене постановления администрации Александровского муниципального района от 29.04.2019 года № 157 «О реорганизации МБОУ «БСОШ №1», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «Гимназия» отказать.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., пояснения представителя Елсуковой Т.Н. – Кумирова Л.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Александровского муниципального района –Уразовой Е.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя МБОУ «Гимназия»– Зиминой М.А., полагающей необходимым удовлетворить апелляционную жалобу Елсуковой Т.Н. и отменить решение суда первой инстанции, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сидорова О.В., Чуприна Н.В., Щеблыкина Н.В., Габова Е.В., Лопашова Н.В., Елсукова Т.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Александровского муниципального района Пермского края, в котором просили признать незаконным и отменить постановление администрации Александровского муниципального района от 29.04.2019 № 157 «О реорганизации МБОУ «БСОШ № 1», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «Гимназия».

В обоснование заявленного требования административными истцами указано, что они являются родителями учеников, обучающихся в МБОУ «Гимназия». Администрацией Александровского муниципального района 29.04.2019 вынесено постановление № 157 «О реорганизации МБОУ «БСОШ №1», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «Гимназия», однако с данным решением они не согласны. Из заключения экспертной комиссии от 04.04.2019 о целесообразности реорганизации школ района и различных аналитических и социально- экономических приложений к заключению, сделанных управлением образования Александровского муниципального района, невозможно сделать вывод о целесообразности реорганизации школ района.

В состав экспертной комиссии входили только специалисты администрации района, то есть лица, заинтересованные в реорганизации и незаинтересованные в принятии объективного решения. Пояснительные записки к проекту указанного постановления не содержат обоснования реорганизации. Нет ни одной конкретной цифры, нет экспертизы факторов, имеющих положительное значение для процесса обучения и воспитания детей. Сокращение руководящих должностей образовательных учреждений может привести к тому, что в результате их объединения у директора и его заместителей объединенной школы не будет возможности обеспечить процессы безопасности, обучения и воспитания детей на должном уровне.

Из анализа управления образования АМР материально- технической базы школ следует, что в настоящее время школа № 1 заполнена на 98% от проектной мощности; школа № 6 заполнена на 153%, обучение организовано в две смены; начальная школа гимназии заполнена на 100%, а школа основного и среднего уровня лишь на 43%. В соответствии с нормами СанПина и Госпожнадзора ротация обучающихся из гимназии в школы № № 1, 6 невозможна. Возможен лишь перевод 200 (двухсот) обучающихся основного уровня из школы № 6 в гимназию, что приведёт к массовым протестам и ухудшит образовательный процесс в г. Александровске. Таким образом, вывод комиссии о целесообразности реорганизации школ города не может являться обоснованными, и приведет к ухудшению условий для обучения и воспитания детей, нарушению положений ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит Елсукова Т.Н. в апелляционной жалобе, указывая, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Постановление администрации Александровского муниципального района от 29.04.2019 № 157 принято с нарушением:

- пункта 2.7 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов государственной власти или в ведении органов местного самоуправления Пермского края, о передаче в аренду и безвозмездное пользование закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью Пермского края или муниципальной собственностью, утверждённого приказом Министерства образования и науки Пермского края от 31.10.2013 № СЭД-26-01-04-980 (далее - Порядок № СЭД-26-01-04-980), а именно: комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций Александровского муниципального района не установила и не приняла во внимание мнение заинтересованных представителей (обучающихся и их родителей, работников образовательных учреждений);

- п. 3.5.3 Порядка принятия решений о создании путем учреждения и о реорганизации муниципальных учреждений Александровского муниципального района», утверждённого постановлением администрации Александровского муниципального района от 05.09.2012 № 1275 (далее - Порядок № 1275), а именно: отсутствует финансово-экономическое обоснование к проекту постановления с конкретным расчетом и указанием источников дополнительного финансирования, финансовой экономии, к которым приведет реорганизация.

Указывая на соблюдение процедуры реорганизации школ, суд оценку вышеуказанным доводам не дал. Кроме того, необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об объединении дела с административным исковым заявлением прокурора г. Александровска.

Сидорова О.В., Чуприна Н.В., Щеблыкина Н.В., Габова Е.В., Лопашова Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 17.01.2019 состоялось совещание с руководителями муниципальных образований, на котором до руководителей МБОУ «Гимназия», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «БСОШ № 1» доведён план развития образования на 2019 г. (показатели дорожной карты).

Информация с совещания руководителей муниципальных образований учреждений от 17.01.2019 руководством МБОУ «СОШ № 6» доведена до работников на совещании от 21.01.2019 и на педагогическом совете от 26.03.2019, руководством МБОУ «БСОШ № 1» - на совещании от 18.02.2019.

Постановлением администрации Александровского муниципального района Пермского края № 54 от 15.02.2019 с учетом внесенных постановлением № 126 от 29.03.2019 изменений утвержден состав комиссии для оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций (далее экспертная комиссия), в который вошли заместитель главы администрации района по социальному развитию, председатель КДН и ЗП Б1. (председатель комиссии); начальник управления образования И. (заместитель председателя комиссии); заместитель главы администрации района, председатель комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Щ.; заместитель начальника управления образования администрации Александровского муниципального района Б2.; руководитель МКУ «Финансовый центр образовательных учреждений Александровского муниципального района» М.; председатель первичной профсоюзной организации администрации Александровского муниципального района В.; ведущий специалист управления образования П. (секретарь комиссии) (л.д. 40-43).

Из содержания пояснительной записки, которая является приложением к проекту постановления администрации района по реорганизации общеобразовательных учреждений Александровского муниципального района следует, что рождаемость на территории г. Александровск за последние три года снизилась (в 2016 г.- 218 детей, в 2018 г.- 93 ребенка). Численность обучающихся в соответствии со статистическим отчетом по состоянию на 20.09.2018 составляет в МБОУ «БСОШ № 1» - 699 человек (28 классов), в МБОУ «Гимназия» - 414 человек (17 классов); МБОУ «СОШ № 6 - 610 человек (25 классов). Численность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений составляет в МБОУ «БСОШ №1» - 41 человек, в МБОУ «Гимназия» - 24 человека, МБОУ «СОШ № 6» - 28 человек. По состоянию на 20.09.2018 образовательный процесс в МБОУ «СОШ № 6» организован в 2 смены. Кредиторская задолженность МБОУ «Гимназия» составляет 870 000 руб., у МБОУ «БСОШ № 1», МБОУ «СОШ № 6» кредиторская задолженность отсутствует.

Исходя из указанных данных сделаны следующие выводы: здания, в которых осуществляется образовательная деятельность по предоставлению бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования имеют проектную наполняемость 1 870 мест, что позволит при комплектовании классов проводить образовательный процесс в 1 смену. Реорганизация путем объединения общеобразовательных учреждений в одно позволит варьировать наполняемость классов в соответствии с возможностями обучающихся, аккумулировать финансовые средства в одном учреждении, что положительно отразится на возможности обеспечения и обновления материально-технической и методической базы учреждений, позволит решить вопрос обеспечения педагогическими кадрами, исключит необходимость привлечения внешних совместителей, что повысит показатель средней заработной платы и достижение целевого показателя по исполнению Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 957 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Каждый ученик реорганизуемой школы не теряет право на получение образования, при решении перекомплектования классов перевод будет осуществляться на основании письменного согласия и обучающихся и их родителей (законных представителей). Сохранение осуществления образовательной деятельности по четырем адресам не приведёт к изменению доступности предоставления услуг населению. Планируется сокращение административно-управленческого персонала общеобразовательных учреждений: по две ставки директоров школ, заместителей директоров по учебной части, заместителей директоров по хозяйственной части. Реорганизация не требует дополнительных средств. При реорганизации здания будут функционировать в прежнем режиме (л.д. 44-47).

Заместителем начальника управления образования администрации Александровского муниципального района Пермского края для рассмотрения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций Александровского муниципального района 03.04.2019 направлены следующие документы: анализ материально-технической базы учреждений; социально-экономическое обоснование реорганизации, организации и/или находящиеся в ее пользовании зданий, строений, сооружений; анализ и перспективы демографической ситуации на территории Александровского муниципального района Пермского края, на которой расположены организации; прогнозируемые последствия реорганизации или ликвидации образовательных учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей (л.д. 53-65).

Заседание экспертной комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации образовательных организаций Александровского муниципального района состоялось 04.04.2019, по результатам которого членами комиссии принято решение о целесообразности реорганизации МБОУ «БСОШ №1», МБОУ «Гимназия», МБОУ «СОШ № 6» путем присоединения к МБОУ «БСОШ № 1» с изменением наименования на наименование «Средняя общеобразовательная школа г. Александровск» (л.д. 48-49).

Данное заключение представлено на рассмотрение главы района.

Администрацией Александровского муниципального района Пермского края 29.04.2019 принято постановление № 157 о реорганизации МБОУ «Базовая средняя общеобразовательная школа № 1» путем присоединения к нему МБОУ «Гимназия» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6».

Согласно п. 2 данного постановления МБОУ «Гимназия», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» прекращают свою деятельность. МБОУ «Базовая средняя общеобразовательная школа № 1» является юридическим лицом, продолжающим деятельность в результате реорганизации учреждений, является правопреемником МБОУ «Гимназия», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» по всем их правам и обязанностям, включая обязательства, оспариваемые сторонами; является принимающей организацией, в которую будут переводиться из МБОУ «Гимназия», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» совершеннолетние обучающиеся на основании письменных согласий и несовершеннолетние обучающиеся на основании письменных согласий их родителей (законных представителей).

В соответствии с п. 3 постановления основные виды, цели и предмет деятельности учреждения, также орган, который осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения, сохранены после реорганизации (л.д. 32-33).

Родителям и законным представителям обучающихся в МБОУ «Гимназия» вручены уведомления, в которых им сообщено о предстоящей реорганизации образовательных учреждений (л.д.161-162).

Установив по делу вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 19, ч. ч. 1, 5 ст. 218, ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 4 ч. 1 ст. 9, ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 57, ч. 2 ст. 58 ГК РФ, ч. 2.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч.12 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проверив соблюдение при принятии комиссией положительного заключения Порядка № СЭД-26-01-04-980, администрацией оспариваемого постановления Порядка № 1275, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, поскольку нарушений прав обучающихся и их родителей при реорганизации образовательных учреждений не установлено, порядок реорганизации образовательных учреждений соблюден.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно пунктам 1, 3 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

В соответствии с ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 31.10.2013 № СЭД-26-01-04-980 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов государственной власти или в ведении органов местного самоуправления Пермского края, о передаче в аренду и безвозмездное пользование закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью Пермского края или муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 1.3 Порядка № СЭД-26-01-04-980 (в редакции, действующей по состоянию на 04.04.2019, то есть на день вынесения положительного заключения) оценку проводит комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, находящихся в ведении органов государственной власти Пермского края или в ведении органов местного самоуправления, о передаче в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью Пермского края или муниципальной собственностью (далее - Комиссия).

Согласно п. 1.6 Порядка № СЭД-26-01-04-980 комиссия осуществляет следующие функции: оценка качества деятельности образовательной организации, степень эффективности выполнения ею уставных задач; оценка соблюдения нормативных требований по содержанию и обучению обучающихся и проживающих; оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, о передаче в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, а также о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей.

В соответствии с п. 2.4 Порядка № СЭД-26-01-04-980 Комиссия принимает от структурного подразделения Отраслевого органа, представившего на рассмотрение Комиссии предложения по реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, по передаче в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, либо по реконструкции, модернизации, изменению назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, необходимые материалы, перечень которых указан в пункте 2.5.6 настоящего Положения; проводит экспертизу представленных материалов, подтвержденных необходимыми расчетами и обобщенными результатами анализа, на предмет соответствия критериям оценки последствий принятия решения, указанным в разделе 3 настоящего Порядка; представляет предложения руководителю Отраслевого органа о целесообразности проведения реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, передачи в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов государственной и муниципальной собственности, реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей.

В соответствии с подпунктом 2.5.6 Порядка № СЭД-26-01-04-980 для оценки Комиссии необходимы следующие материалы:

-информационно-аналитическая справка о сети учреждений соответствующего типа и значимости в ней рассматриваемой организации;

-анализ материально-технической базы учреждения;

-социально-экономическое обоснование реорганизации, реконструкции, модернизации, изменения или ликвидации организации и/или находящихся в ее пользовании зданий, строений, сооружений; анализ и перспективы демографической ситуации на территории муниципального района (городского округа) Пермского края, на которой расположена организация; прогнозируемые последствия реорганизации или ликвидации образовательных учреждений и учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей, предназначенную для целей образования и развития детей, реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей.

В соответствии с пунктами 2.8, 2.9, 2.10 Порядка № СЭД-26-01-04-980 по итогам заседания Комиссии секретарь Комиссии в течение пяти дней с момента проведения заседания готовит на основании протоколов заседания Комиссии и материалов, поступивших на рассмотрение Комиссии, заключение по результатам работы Комиссии и представляет заключение председателю Комиссии для подписания.

Председатель Комиссии подписывает заключение по результатам заседания Комиссии в течение трех дней с момента его поступления.

В случае отсутствия председателя Комиссии заключение Комиссии подписывает заместитель председателя Комиссии.

Согласно п. 3.1 Порядка № СЭД-26-01-04-980 критериями для оценки для общеобразовательных учреждений являются: доступность общего образования; качество общего образования; оснащенность образовательных учреждений общего образования; соответствие учреждения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Администрацией Александровского муниципального района 05.09.2012 утвержден Порядок принятия решений о создании путем учреждения и о реорганизации муниципальных учреждений Александровского муниципального района.

Согласно п. 1.2 раздела 1 Порядка № 1275 решение о создании муниципального учреждения путем учреждения, о реорганизации муниципального учреждения принимается администрацией Александровского муниципального района (далее-администрация района), которая осуществляет функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, в форме постановления администрации района.

В соответствии с п. 3.1 раздела 3 Порядка № 1275 реорганизация муниципальных учреждений осуществляется в формах, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ): путем слияния, присоединения, разделения или выделения.

В п. 3.5 данного Порядка установлено, что к проекту постановления администрации района о реорганизации муниципального учреждения (муниципальных учреждений) прилагается пояснительная записка, в которой указываются: обоснование целесообразности реорганизации муниципального учреждения (муниципальных учреждений); сведения об основных и иных видах деятельности, которые будет осуществлять муниципальное учреждение (муниципальные учреждения) в результате реорганизации, в том числе о видах деятельности, приносящих доход; финансово-экономическое обоснование; информация о кредиторской задолженности реорганизуемого муниципального учреждения (реорганизуемых муниципальных учреждений), в том числе просроченной; в случае, если реорганизация муниципального учреждения влечёт или может повлечь реконструкцию, модернизацию, изменение назначения или ликвидацию объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, к пояснительной записке должна быть приложена предварительная экспертная оценка уполномоченного органа о последствиях принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. в случае отсутствия экспертной оценки решение о реорганизации муниципального учреждения признается недействительным с момента его вынесения.

Из содержания положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации следует, что комиссией дана мотивированная оценка по всем вышеуказанным критериям.

Администрацией Александровского муниципального района при вынесении оспариваемого постановления Порядок принятия решений о создании путем учреждения и о реорганизации муниципальных учреждений Александровского муниципального района соблюден.

Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы в пояснительной записке, в дорожной карте имеется финансово-экономическое обоснование, подтверждающее необходимость объединения образовательных учреждений. Таким образом, требования п. 3.5.3 Порядка № 1275 соблюдены.

Согласно п. 1 ст. 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Данное законоположение, примененное судом, устанавливает общее правило о круге лиц, правомочных оспаривать решение о реорганизации юридического лица, родители учеников, обучающихся в муниципальном образовательном учреждении, к числу таких лиц не отнесены.

Права родителей в образовательном учреждении указаны в ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая не предусматривает их право на обжалование решения о реорганизации образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, если родители считали, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имели право обращаться с соответствующими обращениями в органы управления образования.

Действующее законодательство, в том числе положения Федерального закона «Об образовании», не содержит положений, касающихся обязательного согласования с родителями учеников реорганизуемых школ процедуры реорганизации.

Обязательный опрос населения по вопросу реорганизации образовательных учреждений предусмотрен только для сельских поселений.

При рассмотрении данного дела нарушение прав обучающихся детей не установлено.

Всем обучающимся в МБОУ «Гимназия», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «БСОШ № 1» гарантировано получение начального, основного общего и среднего общего образования в зданиях школы, в которых они учились, и тем же преподавательским составом. Право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения не нарушено, принцип территориальной доступности гарантирован.

Доводы административных истцов о том, что реорганизация школ приведет к ухудшению качества образования, являются предположительными.

При таких обстоятельствах, с учетом недоказанности административными истцами нарушений их прав и законных интересов в результате реорганизации образовательных учреждений, суд первой инстанции, исходя из требований ч. 2 ст. 227 КАС РФ, обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об объединении данного административного дела с административным иском прокурора г. Александровска о признании незаконным постановления администрации Александровского муниципального района от 29.04.2019 №157 «О реорганизации МБОУ «БСОШ № 1», МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «Гимназия» не влечет отмену принятого по делу решения, поскольку исходя из смысла ч. 1 ст.136 КАС РФ следует, что объединение административных дел является правом, а не обязанностью судьи, при этом должно соблюдаться условие о том, что объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела.

Иные основания для отмены постановления администрации Александровского муниципального района от 29.04.2019 № 157, о которых указывает прокурор в административном исковом заявление, могут являться предметом отдельной оценки суда первой инстанции.

При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российская Федерация, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Александровского городского суда Пермского края от 22 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Елсуковой Т. Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

29.01.2020Передача дела судье
29.01.2020Судебное заседание
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Передано в экспедицию
05.02.2020Передача дела судье
05.02.2020Судебное заседание
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
02.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее