Дело № 2-306/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча07 мая 2015 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Сахнюк Е.Н.,
при секретаре Мингаловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Могочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зареченское» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разместить на сайте администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» принятые нормативные правовые акты и их проекты в целях проведения антикоррупционной экспертизы,
установил:
Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «Зареченское» в части не размещения на сайте принятых нормативных правовых актов и их проектов в целях проведения антикоррупционной экспертизы, возложении на администрацию сельского поселения «Зареченское» обязанности размещать на сайте администрации района http://tungir-adm.ru принятые нормативные правовые акты и их проекты в целях проведения антикоррупционной экспертизы, ссылаясь на то, что в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления Тунгиро-Олекминского района было установлено, что в нарушение Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на сайте администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» проекты нормативно правовых актов и принятые нормативно правовые акты длительное время не размещаются, чем ограничиваются права неопределенного круга лиц жителей муниципального района. Кроме того, несмотря на неоднократные требования, в прокуратуру района нормативно-правовые акты и их проекты для проведения антикоррупционной экспертизы не направлялись.
В судебном заседании заместитель Могочинского межрайонного прокурора Шпинев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Зареченское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил, в письменном заявлении глава поселения Верхотуров Л.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
В силу ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица не имеется, поскольку он уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов в сфере социальной защиты.
Как было установлено в судебном заседании, прокурор обратился в защиту социальных прав неопределенного круга лиц, чьи права в области доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления могут быть нарушены, в связи с чем суд считает, что заявление подано прокурором законно и обоснованно.
Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении \ доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов | местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в | зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности j государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а)нормативные правовые акты, изданные государственным органом,
муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления,
включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу,
признании их судом недействующими, а также сведения о государственной
регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б)тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов,
внесенных в представительные органы муниципальных образований;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и" последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно п.2 ст.6 вышеуказанного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов НПА) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в силу требований п. 1 ст.2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 №172-ФЗ установлены субъекты и порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) прокуратура Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
3) органами, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов; Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Не размещение на сайте администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» принятых нормативно правовых актов и их проектов подтверждается скриншотами сайта администрации http://tungir-adm.ru (л.д.7), а также справкой зам. Могочинского межрайонного прокурора Шпинева А.В. 25.03.2015г. (л.д.6) по результатам проверки соблюдения органами местного самоуправления Федерального закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Таким образом, судом установлено, что в "нарушение действующего законодательства администрацией сельского поселения «Зареченское» нормативно-правовые акты и их проекты не размещены на сайте администрации MP «Тунгиро-Олекминский район» как на день подачи искового заявления, так и на момент рассмотрения дела по существу.
Суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение факт бездействия администрации сельского поселения «Зареченское» в части неразмещения на сайте принятых нормативных правовых актов и их проектов в целях проведения антикоррупционной экспертизы, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Требования Могочинского межрайонного прокурора не ущемляют самостоятельности администрации сельского поселения «Зареченское», а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Зареченское» в части не размещения на сайте принятых нормативных правовых актов и их проектов в целях проведения антикоррупционной экспертизы незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Зареченское» размещать на сайте администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» http://tungir-adm.ru принятые нормативные правовые акты и их проекты в целях проведения антикоррупционной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий судья Е.Н. Сахнюк