№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Доронина С.В.,
при секретаре Федоровой О.Г.,
рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам: за 2016 г. по налогу на имущество в размере 16 593 руб. и пени а размере 54,76 руб., по транспортному налогу за 2014-2016 гг. в размере 59 327,66 руб., по земельному налогу за 2016 г. в размере 711 руб. и пени в размере 2,35 руб., на общую сумму 76 688,77 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога. В установленный законом срок ответчик не уплатил указанные налоги на имущество, земельный и транспортный налог.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края был вынесен судебный приказ на взыскание недоимки по транспортному налогу за 2015 г в размере 49 941 руб. и пени в размере 349,59 руб., по налогу на имущество за 2015 г. в размере 14 321 руб. и пени в размере 100,25 руб., по земельному налогу за 2015 г. в размере 711 руб. и пени в размере 4,98 руб.
В связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ корректирующих данных на объекты (транспортные средства) произведен перерасчет транспортного налога за 2015-2016 гг. с учетом корректирующих сведений.
Кроме того, МИФНС № заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Данное требование обосновано тем, что инспекция обратилась в судебный участок № в ЗАТО г. Зеленогорск с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени, земельному и транспортному налогу за 2015, 2016 гг. с ответчика ФИО1 Определением и.о. судебного участка № в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края мировым судьей судебного участка№ в ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления в связи с повторным обращением инспекцией за выдачей судебного приказа за периоды, ранее рассмотренные мировым судьей, с указанием на то, что требования не являются бесспорными. Определение поступило в налоговый орган на предельных сроках обращения в судебные органы, установленных ст. 48 НК РФ для взыскания налога и пени, что привело к невозможности обращения в исковом производстве для взыскания налога и пени своевременно. Пропущенный по уважительной причине срок подлежит восстановлению. На момент подготовки заявления должником не исполнена обязанность по уплате налога и пени, внесудебного порядка не предусмотрено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя ИФНС №.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не сообщил. Также ответчик не представил возражений относительно заявленных требований.
Изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с подп. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзац третий пункта 2 статьи 48 названного Кодекса предусматривает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из приведённых законоположений следует, что до истечения трёх лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании этих платежей за счет имущества физического лица лишь в случае, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 рублей. При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определённого налога, по которым истёк срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О налогах на имущество физических лиц», действующего в спорный период, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ч. 9 ст. 5 данного Закона уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В соответствии с п. 3.1 Положения о местных налогах в г. Зеленогорске, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №р, ставка налога на имущество физических лиц при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) до 300000 рублей включительно устанавливаются в размере 0,099%, свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно - в размере 0,11%..
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Нормы ст. 362 НК РФ предусматривают, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3. ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 является собственником следующих транспортных средств:
Автомобиль грузовой государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №;
Автобус государственный регистрационный знак №.
Также ответчик имеет недвижимое имущество:
- земельный участок <данные изъяты>
- земельный участок <данные изъяты>
- гараж, расположенный по адресу <адрес>
- гараж, расположенный по адресу <адрес>
- жилой дом, расположенный по адресу <адрес>
- гараж, расположенный по адресу <адрес>
- помещение, расположенное по адресу <адрес>
- индивидуальный гараж, расположенный по адресу <адрес>;
- жилой дом<данные изъяты>
Являясь лицом, на которое зарегистрированы указанные транспортные средства, недвижимое имущество, административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество и обязан производить оплату налогов в установленные законом сроки.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику за данные транспортные средства начислен транспортный налог за 2014-2016 гг. в размере 59 327,66 руб., налог на имущество в сумме 16 593 руб., земельный налог в размере 711 руб.
При этом судебным приказом мирового судьи судебного участка № в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 г в размере 49 941 руб. и пени в размере 349,59 руб., по налогу на имущество за 2015 г. в размере 14 321 руб. и пени в размере 100,25 руб., по земельному налогу за 2015 г. в размере 711 руб. и пени в размере 4,98 руб.
Согласно требованию № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится общая задолженность в сумме 76 884,55 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 76 631,66 руб., которая подлежит уплате.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № в ЗАТО г.Зеленогорск - мирового судьи судебного участка № в ЗАТО г.Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному, налогу на имущество с ФИО1 за 2014-2016 годы было отказано по тем, основаниям, что заявленные требования не являются бесспорными.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № обратилась с настоящим административным иском.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Установленный шестимесячный срок на обращение в суд с административным иском по требованию N 17204 от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ, по требованию N 7750 от ДД.ММ.ГГГГ истекал ДД.ММ.ГГГГ
С административным исковым заявлением истец обратился с пропуском срока ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на исковом заявлении.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в п. 1 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Административный истец не предоставил достаточных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налога и пени, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Заявление о восстановлении срока для обращения с иском в суд, удовлетворению не подлежит, поскольку причина пропуска срока не является уважительной.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление в части взыскания налоговой недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 гг. в размере 59 327,66 руб. удовлетворению не подлежит ввиду пропуска истцом срока обращения в суд.
Рассматривая заявленные требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 г., суд приходит к следующему.
МИФНС России № по Красноярскому краю обратилась с настоящим административным исковым заявлением о взыскании земельного налога за 2016 г. в суд ДД.ММ.ГГГГ, хотя общая сумма земельного налога составляет 711 руб. и пени 2,35 руб., то есть, не превысила 3 000 рублей, при этом не прошло трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате данного налога (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
При таких обстоятельствах, суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставляет административное исковое заявление в части требований об уплате земельного налога за 2016 г. без рассмотрения.
Разрешая заявленные требования в части взыскания налога на имущество физических лиц, суд, проверив расчет недоимки по налогу на имущество за 2016 год признает его правильным и обоснованным, соответствующим материалам дела и установленным обстоятельствам.
Доказательств, подтверждающих уплату недоимки по налогам и пени, а также освобождение от обязанности производить уплату налогов и пени, ответчиком не представлено.
Оценив представленные по административному делу письменные доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд находит административные исковые требования МИФНС России № по Красноярскому краю законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в части взыскания с ФИО1 налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 16 593 руб., и пени в размере 54,76 руб., на общую сумму 16 647,76 руб.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с удовлетворением требований административного истца в общей сумме 16 647,76 руб. с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в размере 665,91 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 16 647(шестнадцать тысяч шестьсот сорок семь) рублей 76 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 665 (шестьсот шестьдесят пять) рублей 91 копейку.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю в части взыскания с ФИО1 транспортного налога за период 2014-2016 гг. и пени отказать.
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю о взыскании ФИО1 земельного налога за 2016 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Доронин