<***>
Дело № 2-5301/2021
УИД № 66RS0003-01-2021-004714-39
Мотивированное решение суда изготовлено 02 декабря 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 25 ноября 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Игуменщевой В. С., при помощнике судьи Сташковой Д. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайоного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа Дегтярска о возложении обязанности,
установил:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду ОАО «Дегтярское рудоуправление».
В ходе проверки установлено, что на территории г. Дегтярск располагаются объектыбывшего ОАО «Дегтярское рудоуправление». Добыча медной руды производилась до 1995 года (дата закрытия Дегтярского медного рудника). Действующих лицензий на право пользования недрами на данной территории не имеется.
Установлено, что ГКУ СО «УралМонацит» имеет филиал, расположенный в г. Дегтярске, который осуществляет деятельность по нейтрализации неочищенных шахтных вод Дегтярского медного рудника, используя негашеную известь.
На момент проверкистанция нейтрализациинаходилась в рабочем состоянии, осуществлялся процесс нейтрализации. Однако по результатам исследования установлено превышение допустимого уровня накопленного вреда объектов Дегтярского медного рудника, что свидетельствует о необходимости его ликвидации.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на Министерство природных ресурсов Свердловской области обязанность в срок до *** обеспечить включение Дегтярского медного рудника в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Дегтярск обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте – Дегтярском медном руднике, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения шахтными водами. Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Дегтярск обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте – Дегтярском медном руднике в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее *** для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
В судебном заседании старший помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Науменко А. В. поддержал доводы и требования искового заявления по заявленному предмету и основаниям, настаивал на его удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – Ананьев С. В., в судебном заседании и поддержал доводы представленного письменного отзыва, согласно которому в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, так как Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является ненадлежащим ответчиком. Оценка накопленного вреда Левихинского и Дегтярского рудников Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области не производилась ввиду наличия на государственном балансе в нераспределенном фонде недр запасов металлов (меди, цинка, золота, серебра) в медных и медноцинковых рудах. Распоряжение участками недр указанных полезных ископаемых не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.По мнению представителей Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу процедура ликвидации остановленных рудников является преждевременной и нерациональной, так как предполагает списание запасов месторождения с Государственного баланса. Кроме того указано, что в случае удовлетворения исковых требований исполнение решения суда в указанные сроки невозможно, поскольку решение данных вопросов требует комплексного и системного подхода при обязательном участии федеральных органов и сторонних организаций.
Представитель ответчика Администрации городского округа Дегтярска Ананьева Т. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы представленного письменного отзыва. В обоснование возражений в отзыве указано, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку работа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в силу закона должна быть организована Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Третьи лица ГКУ Свердловской области «Уралмонацит», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Депртамент по недропользованию по УрФО, МаурерВ. А., Ковалев Н. В., Демин А. И., ООО «Научно-Производственная компания «Экология», Катков В. А., ПодгайскаяТ. А., ООО «Дегтярский металлургический завод», ООО «МарКот», ООО «Стенд» извещены надлежащим образом и в срок о времени и месте проведения судебного заседания, причины неявки суду не известны, ходатайства об отложении судебного заседания не поступали.
В материалы дела представлен отзыв Министерства природы Российской Федерации, согласно которому указано, что территория, которая загрязнена изливами вод из закрытых шахт, может быть отнесена к объектам накопленного вреда окружающей среде при совокупности следующих условий:объекты являются бесхозяйными и отсутствует пользователь недр, на которого возлагаются обязанности по ликвидации (обеспечению безопасности) таких объектов; должен быть выявлен вред окружающей среде; вред окружающей среде возник вследствие прошлой деятельности; обязанность по устранению вреда окружающей среде не была выполнена либо была выполнена не в полном объеме.
Ранее в судебном заседании от 14.10.2021 представитель ГКУ Свердловской области «Уралмонацит» -Зобнев С. А., пояснил, что ежедневно ведется работа по нейтрализации негативных последствий. При этом, по его мнению,должен быть принят комплекс мер направленных на решение данного вопроса, однако Департамент по недропользованию УрФО отстранился от этого. Представитель Департамент по недропользованию УрФО – Винаров А. Н.,в судебном заседании от 14.10.2021 суду пояснил, что решение спорного вопроса относится к компетенции федеральных органов.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение представителя истца и ответчика, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке с учетом надлежащего извещения третьих лиц.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу положения ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты накопленного вреда окружающей среде – это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде; накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
Одними из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую средусогласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются:соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно представленным суду доказательствам установлено, чтоСвердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду ОАО «Дегтярское рудоуправление».
В ходе проверки установлено, что на территории г. Дегтярск располагаются объекты бывшего ОАО «Дегтярское рудоуправление». Добыча медной руды производилась вплоть до 19995 года, до закрытия Дегтярского медного рудника. Действующих лицензий на право пользования недрами на данной территории не имеется.
Установлено, что ГКУ СО «УралМонацит» имеет филиал, расположенный в г. Дегтярске, который осуществляет деятельность по нейтрализации неочищенных шахтных вод Дегтярского медного рудника, используя негашеную известь.
Шахтные воды поступают в р. Дягтярка и р. Исток, а затем на станцию нейтрализации, где взаимодействуют с известью. После станции нейтрализации воды р. Дегтярка впадают в р. Исток, в свою очередь воды р. Исток впадают в р. Ельчевка и в дальнейшем поступают в Ельчевский пруд-отстойник, где воды, поступившие после станции нейтрализации, отстаиваются. После очистки вода из Ельчесвкого пруда-отстойника сбрасывается в Волчихинское водохранилищ – основной источник питьевого водоснабжения г. Екатеринбурга.
На момент проверки станция нейтрализации находилась в рабочем, осуществлялся процесс нейтрализации, при этом эффективность нейтрализации шахтных вод остается не на должном уровне.
Так, в ходе проверки специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области совместно со специалистами отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУСО «Цент экологического мониторинга и контроля» по требованию Свердловского межрайонного природоохранного прокурора проведено обследование района расположения ранее действовавшего ОАО «Дегтярское рудоуправление» и осуществлены отборы проб вод у подножия рудного террикона, в районе расположения шахты «Колчеданная», в р. Дегтярка до нейтрализации, в районе дамбы Ельчевского водохранилища, в р. Ельчевка после дамбы водохранилища. Кроме того, в районе расположения подножия рудного террикона был осуществлен отбор проб почвы.
Согласно результатам анализа отборов проб вод, взятых на рельефе у подножия рудного террикона и с шахты «Колчеданная», проведенных представителями ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» в июле 2021 года зафиксировано многократное превышение загрязняющих веществ: цинка, меди, марганца, железа, никеля, мышьяка, ванадия, свинца, кадмия, нефтепродуктов.
Сброс нейтрализованных шахтных вод после станции нейтрализации оказывает негативное влияние на водный объект Ельчевское водохранилище, наблюдается загрязнение водного объекта по сульфат-иону, марганцу, цинку, меди. По результатам анализа отбора проб почв, отобранных с территории у подножия рудного террикона в г. Дегтярске, выявлено превышение фонового содержания нефтепродуктов в почве.
Скопившиеся донные отложения в Ельчевском водохранилище, образующиеся в процессе нейтрализации, препятствуют эффективной работе пруда-отстойника, металлы хуже осаждаются, загрязнители из иловой массы начинаютрастворяться в воде, кислотность не поддерживается на должном уровне.
По информации, предоставленной Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, 1-ая очередь Ельчевского водохранилища была введена в эксплуатацию в 1954 году, 2-ая очередь в 1979 году, срок службы Ельчевского водохранилища был рассчитан на 25 лет, в настоящее время Ельчевский пруд-отстойник находится на грани переполнения.
Вышеуказанное свидетельствует о недопустимом уровне накопленного вреда объектов Дегтярского медного рудника. Данный факт сторонами не оспаривается, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его ликвидации. Первоначальным этапом этого процесса является включение объекта накопленного вреда окружающей среде (в данном случае это комплекс объектов Дегтярского медного рудника) в реестробъектов накопленного вреда окружающей среде. Однако до настоящего времени этого не сделано, что не отрицается сторонами и подтверждено Министерством природных ресурсов Российской Федерации в отзыве на исковое заявление.
Согласно ч. 1-5 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:
объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;
площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;
уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;
наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;
количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;
количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 80.2Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде установлен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445 (далее по тексту – Правила).
Согласно п.п.2, 3 Правил ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра. Государственный реестр ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.
В силу положения п.п. 5,6,7 Правил под заявителями в настоящих Правилах понимаются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Заявление о включении объекта в государственный реестр (далее - заявление) представляется заявителем в письменной форме в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.В заявлении указываются наименование объекта (при наличии), его фактическое местонахождение (с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований и (или) Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления по месту нахождения объекта), а также сведения о праве собственности на объект.К заявлению прилагаются материалы выявления и оценки объекта, содержащие в том числе сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - материалы).
По результатам рассмотрения заявления и материалов, представленных заявителем, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение о включении объекта в государственный реестр или об отказе во включении объекта в государственный реестр с указанием причин отказа.
В силу положения п.п. 13, 15 Правил исключение объекта из государственного реестра осуществляется на основании представленного заявителем акта о приемке выполненных работ, подтверждающего ликвидацию накопленного вреда окружающей среде на объекте, по решению, принимаемому Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня представления указанного акта.
Решение об исключении и исключение объекта из государственного реестра осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней после поступления от заявителя акта о приемке выполненных работ, содержащего сведения, подтверждающие ликвидацию накопленного вреда окружающей среде на объекте.
Порядок осуществления работ по ликвидации накопленного вреда установлен Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542, п. 2 данных Правил установлено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области» (далее по тексту – Положение) Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического контроля (надзора).
В силу подп. 8 п. 9 Положения в сфере охраны окружающей среды Министерство осуществляет следующие полномочия: проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Данные положения позволяют сделать вывод о том, что Министерство природных ресурсов Свердловской области является надлежащим ответчиком по делу. При этомвозражения представителя Министерства о том, что объект накопленного вреда находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем, надлежащим ответственным лицом является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, опровергается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Уполномоченным органом местного самоуправления по территориальному признаку местонахождения рудника и принадлежности земель в данной ситуации является Администрация городского округа Дегтярск. Доводы представителя о том, что Администрации является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты судом, поскольку также противоречат вышеприведенным положениям законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчиках лежит обязанность по проведению ликвидации накопленного вреда на объекте – Дегтярском медном руднике. Так, на Министерстве природных ресурсов Свердловской области лежит обязанность по включению данного объекта в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Далее организация самих работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте должна быть осуществлена двумя уполномоченными органами - Министерством природных ресурсов Свердловской области и Администрацией городского округа Дегтярск. При этом по окончании работ по ликвидации на организаторах лежит обязанность по направлению акта приемки работ в Министерство природных ресурсов Российской Федерации в целях исключения Дегтярского медного рудника из реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Факт наличия на государственном балансе в нераспределённом фонде недр запасов металлов медных и медноцинковых рудах также, по мнению суда, не является основанием для освобождения ответчиков от обязанности по ликвидации накопленного на объекте вреда.
Суд отмечает, что необходимость списания запасов возможно установить только на основании государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в соответствии с порядком установленным Приказом Минприроды России от 06.09.2012 N «Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса», разработанным на основании ст. 29 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 23 21.02.1992 «О недрах» и Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользования участков недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение».
В данном деле требований о списании запасов Свердловским межрайоным природоохранным прокурором не заявлено. При этом суду не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности включения объекта накопленного вреда в реестр и проведения работ по ликвидации накопленного вреда при наличии на государственном балансе запасов металлов. Кроме того, суд отмечает, что бездействие уполномоченных органов может послужить причиной экологической катастрофы, последствия которой, безусловно, затронут права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Довод относительно невозможности исполнения решения суда в установленные сроки (до *** обеспечить включение в реестр; до *** направить акт о приёмке работ), также не могут быть учтены, поскольку суду не представлено обоснованных доказательствневозможности исполнения решения суда в заявленные прокурором сроки, кроме того, ответчиками не приведены данные о разумных, сложившихся на практике сроках проведения аналогичных работ.Одновременно суд отмечает, что ответчики, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в срок не лишены возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Свердловского межрайоного природоохранного прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Свердловского межрайоного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации городского округа Дегтярска о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов Свердловской области обязанность в срок до 31.12.2023 обеспечить включение Дегтярского медного рудника в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Дегтярск обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей вреде на объекте – Дегтярском медном руднике, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения шахтными водами.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Администрацию городского округа Дегтярск обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте – Дегтярском медном руднике в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее *** для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> В. С. Игуменщева
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>