Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4530/2022 ~ М-4940/2022 от 21.10.2022

Дело № 2-4530/2022

УИД 73RS0004-01-2022-008596-15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2022 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи          О.В. Миллер,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Курчангиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к Федорову Сергею Владимировичу о возложении обязанности освободить земельный участок, демонтаже самовольно возведенной постройки,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратился в суд с иском к Федорову С.В. о возложении обязанности освободить земельный участок, демонтаже самовольно возведенной постройки, указав следующее.

10.08.2020 специалистами Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером .

Также в ходе осмотра установлено, что между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и, в том числе, Федоровым С.В., заключено Соглашение об установлении сервитута от 06.09.2019 № , на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1090,0 кв.м, в соответствии со Схемой границ сервитута на кадастровом плане территории, сроком до 05.09.2022 (далее - Соглашение), для проезда через земельный участок с кадастровым номером к земельному участку с кадастровым номером .

Вместе с тем установлено, что данное Соглашение не зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, также установлено, что Федоров С.В. использует дополнительные земли, государственная собственность на которые не разграничены, прилегающие с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером площадью 180,0 кв.м путем установления ограждения совместно с земельными участками с кадастровыми номерами и , и административное здание площадью 318,0 кв.м, расположенное в северной части земельного участка с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером огорожен забором вместе с земельным участком с кадастровым номером без земельно-правовых документов, а также в нарушении ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки Федорову С.В. было выдано предписание от 10.08.2020 № об устранении выявленных нарушений сроком до 16.08.2021.

Материалы проверки направлены в Управление Росреестра по Ульяновской области для привлечения к административной ответственности по ст. 7.1. Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации.

Согласно письму Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска предписание от 10.08.2020 № ответчиком не исполнено.

Общая площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемые Федоров С.В. составляет 1579 кв.м и огорожена забором.

Письмом от 20.07.2022 Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области направило Федорова С.В. требование об освобождении незаконно используемых земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также об оплате неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. До настоящего времени земли не освобождены, требования по оплате исполнено.

В силу указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 №118, распоряжения от 09.02.2022 №50-пр Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области переименовано в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с передачей последнему, в том числе функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами.

Занятие земельного участка без оформленных земельно-правовых документов нарушает права и законные интересы Министерства.

Обращаясь в суд с настоящим иском, просят возложить обязанность на Федорова Сергея Владимировича освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающие к земельному участку с кадастровым номером с южной стороны площадью 180 кв.м путем демонтажа ограждения, а также демонтировать административное здание расположенное в южной части земельного участка с кадастровым номером .

В судебное заседание представитель истца Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, просит о рассмотрении дела в отсутствии.

Ответчик Федоров С.В. и его представитель – адвокат Святкина И.А. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился извещен о времени и месте судебного слушания. В возражениях на иск указывает, что в настоящее время подано заявление с приложенными документами в ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» на выделение земельного участка и гаражных боксов в собственность по гаражной амнистии.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 10.08.2020 специалистами Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером .

В ходе осмотра установлено, что между Министерством строительства и архитектуры ульяновской области и, в том числе, Федоровым С.В., заключено Соглашение об установлении сервитута от 06.09.2019 № 14-С/Н-2019, на часть земельного участка с кадастровым номером площадью 1090,0 кв.м, в соответствии со Схемой границ сервитута на кадастровом плане территории, сроком до 05.09.2022, для проезда через земельный участок с кадастровым номером к земельному участку с кадастровым номером .

Однако, данное Соглашение не зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.

Как установлено в ходе рассмотрения данного гражданского дела и не оспаривалось ответчиком, Федоров С.В. использует дополнительные земли, государственная собственность на которые не разграничены, прилегающие с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером площадью 180,0 кв.м путем установления ограждения совместно с земельными участками с кадастровыми номерами и , и административное здание площадью 318,0 кв.м, расположенное в северной части земельного участка с кадастровым номером , земельный участок с кадастровым номером огорожен забором вместе с земельным участком с кадастровым номером без земельно-правовых документов, а также в нарушении ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки Федорову С.В. было выдано предписание от 10.08.2020 об устранении выявленных нарушений сроком до 16.08.2021.

Материалы проверки направлены в Управление Росреестра по Ульяновской области для привлечения к административной ответственности по ст. 7.1. Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации.

Согласно письму Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска предписание от 10.08.2020 ответчиком не исполнено.

Общая площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемые Федоров С.В. составляет 1579 кв.м и огорожена забором.

Письмом от 20.07.2022 Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области направило Федорова С.В. требование об освобождении незаконно используемых земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также об оплате неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. До настоящего времени земли не освобождены, требования по оплате исполнено.

Согласно п.2 ч.1 и п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Аналогичная норма содержится в ст. 12 ГК РФ, согласно которой восстановление положения, существовавшего до нарушения права, является одним из способов защиты гражданских прав.

В силу п.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Из п.п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ следует, что исполнение данной обязанности присуждается без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства.

Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: - решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; - договора купли - продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; - договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; - договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пункт 2 ст. 76 ЗК РФ предусматривает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

В силу указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 № 118, распоряжения от 09.02.2022 № 50-пр Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области переименовано в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с передачей последнему, в том числе функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами.

Занятие земельного участка без оформленных земельно-правовых документов нарушает права и законные интересы истца.

В силу ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки… Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Исходя из положений указанных выше правовой нормы, для признания постройки самовольной необходимо установление хотя бы одного из следующих признаков: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил.

Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, влечет за собой последствия, предусмотренные указанной статьей.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 6 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что строительство ответчиком ограждений и административного здания без получения соответствующего разрешения с нарушением целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка позволяет квалифицировать данный объект как самовольную постройку.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время им поданы документы на передачу земельного участка и гаражных боксов в собственность по гаражной амнистии, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону №137-ФЗ, до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:

1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

В соответствии с п. 6 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагается: документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям.

К представленному ответчиком в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заявлению не приложены документы о выделении ему либо гаражному кооперативу земельного участка для гаражного строительства и (или) размещения гаражей.

Так же ответчиком не представлены документы, подтверждающие возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

Согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, формируемый земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.

В соответствии с п.8 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

В соответствии с п.19 ст.3.7 Федерального закона №137-ФЗ в случае, если земельные участки, являются ограниченными в обороте, такие земельные участки подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.

Решением от 12.12.2022 Федорову С.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом, Федорову С.В. разъяснено, что граждане, собственники гаражей могут получить в аренду земельные участки под находящимися в их собственности гаражами.

Соответственно, требования истца о возложении обязанности освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающие к земельному участку с кадастровым номером с южной стороны площадью 180 кв.м. путем демонтажа ограждения, административного здания, расположенного в южной части земельного участка с кадастровым номером являются законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд полагает взыскать с Федорова С.В. государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к Федорову Сергею Владимировичу о возложении обязанности освободить земельный участок, демонтаже самовольно возведенной постройки удовлетворить.

Обязать Федорова Сергея Владимировича освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающие к земельному участку с кадастровым номером с южной стороны площадью 180 кв.м. путем демонтажа ограждения, административного здания, расположенного в южной части земельного участка с кадастровым номером в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда за счет собственных средств.

Взыскать с Федорова Сергея Владимировича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 О.В. Миллер

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022.

2-4530/2022 ~ М-4940/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественых отношений и архитектуры УО
Ответчики
Федоров С.В.
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области
Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Миллер О. В.
Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
21.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2022Передача материалов судье
21.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2022Судебное заседание
12.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее