Дело № 2-1335/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июля 2013 года г. СаранскОктябрьский районный суд г. Саранска в составе председательствующего судьи Илькаева А.К., при секретаре судебного заседания Подгорновой Е.Н., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшиной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» о признании незаконными действия, выразившиеся в навязывании гражданам дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г. Саранска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35», указав в исковом заявлении, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения ООО «Домоуправление № 35 жилищного законодательства выявлены нарушения.
ООО осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Обществу на основании договора от 01.02.2013 переданы полномочия по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, обслуживание которых осуществляется ООО «Городская управляющая компания Октябрьского района». Директором ООО 01.04.2013 утверждена калькуляция платных услуг, в соответствии с которой обществом за плату оказываются услуги по регистрации и опломбированию приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Оказание названных услуг противоречит действующему законодательству.
Ответчик неправомерно навязывает гражданам дополнительные платные услуги по опломбировке приборов учета холодной воды. Отказ ответчика принять в эксплуатацию приборы учета до оплаты услуг по их опломбированию противоречит жилищному законодательству.
ООО осуществляет обслуживание многоквартирных домов, в которых помимо нанимателей вправе проживать также временные жильцы, лица, занимающие жилые помещения по договорам коммерческого найма, либо которым такие помещения фактически предоставлены без оформления договорных отношений. Их невозможно индивидуализировать и привлечь в качестве истцов. Обществу могут быть переданы на обслуживание иные многоквартирные дома. ООО вправе самостоятельно заключить договор управления с собственниками помещений в любом многоквартирном доме. В связи с этим действиями ответчика нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просил признать незаконными действия ООО «Домоуправление № 35», выразившиеся в навязывании гражданам дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Обязать ответчика не допускать обусловливания принятия на коммерческий учет (в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды их обязательным платным опломбированием. Взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 4000 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г. исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» и представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Октябрьского района» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине о дне, времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом судебной повесткой. Суд в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению, основывая свой вывод следующим.
В судебном заседании установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с Уставом, утвержденным 26.02.2013г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в редакции от 30.12.2012 года, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентируются принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно подпункту «а» пункта 9 указанных Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе, в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
В силу подпункту «у» пункта 31 Правил, исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Под исполнителем согласно пункту 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно утвержденной 01.04.2013 года калькуляции платных услуг без стоимости материалов обществом с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» за плату оказываются услуги по опломбированию приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Пунктом 34 Правил на потребителя не возложена обязанность оплачивать, исполнителю услуги по принятию в эксплуатацию и опломбировке индивидуальных приборов учета.
На основании пункта 1 статьи 421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В силу пункта 2 статьи 6 ГК Российской Федерации права и обязанности сторон определяются. Исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» неправомерно навязывает гражданам дополнительные платные услуги по опломбировке приборов учета холодной воды. Отказ ответчика принять в эксплуатацию приборы учета до оплаты услуг по их опломбированию противоречит жилищному законодательству.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В пользу общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35», как управляющей организации, может быть сделан выбор собственниками жилых помещений в любом многоквартирном доме, расположенном в г. Саранске. В связи с этим, действиями ответчика могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
Таким образом, требования прокурора района, обратившегося в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ввиду изложенного, суд считает необходимым признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35», выразившиеся в навязывании гражданам дополнительной услуги по опломбированию приборов холодного и горячего водоснабжения, возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» не допускать принятия на коммерческий учет (в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды их обязательным платным опломбированием.
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» подлежит взысканию в бюджет городского округа Саранск государственная пошлина в сумме 4 000 рублей, от уплаты которой прокурор Октябрьского района г. Саранска при подаче заявления был освобожден в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Октябрьского района г. Саранска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» о признании незаконными действия, выразившиеся в навязывании гражданам дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35», выразившиеся в навязывании гражданам дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» не допускать обусловливания принятия на коммерческий учет (в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды их обязательным платным опломбированием.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 35» в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Председательствующий А.К. Илькаев
Решение в окончательном виде вынесено 11 июля 2013 года
Судья А.К. Илькаев