Решение по делу № 2-34/2020 ~ М-26/2020 от 06.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2020 года город Уфа

Уфимский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Семенова А.И.,

при секретаре судебного заседания Хаммадиаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-34/2020 по исковому заявлению командира войсковой части 00000 о взыскании с бывшего военнослужащего указанной воинской части сержанта запаса Алексеева Алексея Юрьевича стоимости не возвращенного вещевого имущества, срок носки которого не истек,

УСТАНОВИЛ:

В своем исковом заявлении командир войсковой части 00000 указал, что Алексееву А.Ю. в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части 00000 было выдано инвентарное вещевое имущество – всесезонный комплект полевого обмундирования, которое он не возвратил при увольнении в сентябре 2015 года.

В связи с этим, истец просил суд взыскать с ответчика положенную к удержанию остаточную стоимость вещевого имущества в размере 26026 рублей 67 копеек, перечислив на счет финансового органа, обслуживающего воинскую часть – Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты>» (далее – ФКУ «УФО»).

Представитель истца – командира войсковой части 00000 – Брежнева А.В. и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – начальник ФКУ «УФО» Маркелова И.В., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте, в судебное заседание не явились, а в своих заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Ответчик Алексеев А.Ю., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в суд также не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела и каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин неявки, в суд не представил.

Изучив исковое заявление и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ (далее – Закон) к имуществу воинской части отнесены – недвижимое и движимое имущество, в том числе вооружение, военная и специальная техника, специальные средства, денежные средства (деньги), денежные документы, ценные бумаги, бланки документов строгой отчетности, другие материальные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации и закрепленные за воинской частью.

В соответствии со статьей 5 Закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов.

Согласно пункту 6 статьи 8 Закона военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Из пункта 2 статьи 9 Закона следует, что в случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы (убыл (отчислен) с военных сборов) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится в соответствии с решением суда по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом.

Из статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 25 «Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 усматривается, что возврату подлежит инвентарное имущество.

Согласно пункту 62 «Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 (действовавшего в период увольнения Алексеева А.Ю. с военной службы), военнослужащие при убытии в длительные командировки, переводе из одной воинской части в другую, увольняемые с военной службы, сдают на вещевой склад воинской части (в кладовую подразделения) находящееся у них в пользовании инвентарное имущество.

Аналогичный порядок предусмотрен и ныне действующим приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2017 года № 500.

Во время прохождения военной службы по контракту Алексееву А.Ю. было выдано положенное ему инвентарное вещевое имущество, что подтверждается копиями требования-накладной , раздаточных ведомостей от 25 сентября 2014 года и от 27 ноября 2014 года , в которых имеются подписи ответчика о получении им предметов вещевого имущества.

Факт не сдачи ответчиком полученного имущества при увольнении с военной службы подтверждается заключением по итогам административного расследования от 03 февраля 2017 года и объяснением начальника вещевой службы Комарницкого.

Согласно справке-расчету войсковой части 00000 от 17 ноября 2017 года , а также представленному расчету взыскиваемых средств, стоимость невозвращенного Алексеевым А.Ю. инвентарного вещевого имущества составляет 26026 рублей 67 копеек.

Вместе с тем, в настоящее время оснований для удовлетворения иска не имеется.

Так, согласно статье 1 Закона условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части, а также порядок возмещения причиненного ущерба установлены данным Федеральным законом.

Одним из таких условий является давность привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

Как определено пунктом 4 статьи 3 Закона срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба, а днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

При этом течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности приостанавливается на период досудебного производства и (или) судебного разбирательства и продолжается на следующий день после дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или вступления приговора (постановления) суда по уголовному делу в законную силу.

Таким образом, истечение указанного срока является препятствием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, как во внесудебном порядке, так и безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленного соответствующим командиром иска.

Кроме того, каких-либо оснований для приостановления течения срока по данному гражданскому делу из его материалов не усматривается.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 года № 8 разъяснено, что днём обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчинённости органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причинённого военнослужащим.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что трёхлетний срок привлечения Алексеева А.Ю. к материальной ответственности необходимо исчислять с даты, когда командованию части стало известно о причинении им материального ущерба (о не сдаче вещевого имущества).

Так, из выписки из приказа командира <данные изъяты> от 29 августа 2015 года , а также выписки из приказа командира войсковой части 00000 от 09 сентября 2015 года видно, что Алексеев А.Ю. был уволен с военной службы в запас по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, то есть в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, и исключен из списков личного состава воинской части с 22 сентября 2015 года.

Кроме того, из заключения по материалам административного расследования от 03 февраля 2017 года следует, что при увольнении с военной службы Алексееву А.Ю. предлагалось в добровольном порядке сдать вещевое имущество, однако он этого не сделал, в связи с чем за ним числится задолженность в размере 26026 рублей 67 копеек.

Из карточки учета материальных ценностей личного пользования также видно, что за Алексеевым А.Ю. на момент увольнения с военной службы числится задолженность по вещевому имуществу.

Более того, из выписки из обобщенного приказа командира войсковой части 00000 от 03 февраля 2017 года следует, что в 2015-2016 годах из списков личного состава воинской части был исключен ряд военнослужащих, в том числе и ответчик, не сдавших при увольнении на склад части вещевое имущество, о чем последовательно становилось известно командованию части по мере издания соответствующих приказов об исключении их из списков личного состава воинской части.

При этом последующее изданием командиром войсковой части 00000 аналогичного приказа от 24 декабря 2018 года и указание в нем суммы задолженности Алексеева А.Ю. в размере 26026 рублей 67 копеек, то есть даже в меньшем размере, чем было указано ранее в вышеуказанном обобщенном приказе (28975 рублей 79 копеек), свидетельствует лишь о наличии в первоначально изданном приказе технической ошибки, так как в заключении по материалам административного расследования, проведенного ещё в 03 февраля 2017 года, была указана именно сумма в размере 26026 рублей 67 копеек.

Исходя из вышеизложенного следует, что трехлетний срок привлечения Алексеева А.Ю. к материальной ответственности необходимо исчислять с даты, когда командованию части стало известно о причинении им материального ущерба, то есть о не сдаче на вещевой склад инвентарного вещевого имущества, а именно с даты исключения указанного военнослужащего из списков личного состава воинской части, то есть с 22 сентября 2015 года, с которой на настоящий момент прошло более трех лет, то есть срок привлечения ответчика к материальной ответственности истек.

Помимо этого, после проведения административного расследования – 03 февраля 2017 года, командиру части также было известно о причинении Алексеевым А.Ю. материального ущерба, о чем свидетельствуют вышеуказанные приказы о незаконном расходе вещевого имущества, однако с исковым заявлением в суд он обратился только спустя три года – 14 февраля 2020 года.

При этом само по себе проведение административного расследования в феврале 2017 года, то есть спустя более 1 года с момента увольнения ответчика с военной службы, свидетельствует лишь о нераспорядительности командования в вопросе принятия мер для возмещения ущерба государству.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска командира войсковой части 00000 о взыскании с бывшего военнослужащего указанной воинской части сержанта запаса Алексеева Алексея Юрьевича стоимости не возвращенного вещевого имущества, срок носки которого не истек, отказать в связи с истечением срока привлечения ответчика к материальной ответственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 05 июня 2020 года.

Председательствующий по делу (подпись) А.И. Семенов

2-34/2020 ~ М-26/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Войсковая часть 12128
Ответчики
Алексеев Алексей Юрьевич
Другие
ФКУ "УФО МО РФ по Оренбургской области"
Суд
Уфимский гарнизонный военный суд
Судья
Семенов Александр Игоревич
Дело на странице суда
gvs--bkr.sudrf.ru
06.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2020Передача материалов судье
10.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Производство по делу приостановлено
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2021Дело оформлено
05.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее