Дело № 2-8573/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2016 года город Уфа
Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,
при секретаре Галимовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загитовой Е. Ю. к Фаттаховой Н. А. о признании сделки купли-продажи недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Истец Загитова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Фаттаховой Е.Ю. о признании сделки купли продажи недействительной, в обоснование требований указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Фаттаховой Н.А. был заключен договор б/н купли-продажи ? доли жилого <адрес>, принадлежащий ей на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года. Договор купли-продажи был передан на регистрацию сделки в регпалату, Фаттахова Н.А. стала единоличным собственником всего жилого дома общей площадью 70,5 кв. м., инвентарный номер № литер Б, с кадастровым № №, о чем в ГРП сделана запись регистрации № № и выдано Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению истца, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о госрегистрации права собственности на жилой дом, являются недействительными и ничтожными, поскольку покупатель Фаттахова Н.А. не исполнила должным образом условия произведенной сделки, а именно не произвела оплату за покупку ? доли жилого дома, нарушив тем самым условие, оговоренное ранее о передаче денежных средств после получения всех документов из Госреестра, и до сих пор исполнять свои обязательства не может и не желает.
Истец указывает, что на момент сделки истец находилась под влиянием заблуждения относительно добропорядочности покупателя, так как знала ответчицу только с положительной стороны, личных неприязней не испытывала. Поскольку факт неисполнения покупателем своих обязательств имеет место быть и сделка совершена по влиянием заблуждения, просит указанную сделку признать недействительной.
Впоследствии истец исковые требования уточнила, просит суд признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года недействительным, применить последствия недействительности сделки и прекратить право собственности Фаттаховой Н.А. на ? доли жилого <адрес>
В судебном заседании истец Загитова Е.Ю. свои требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Фаттахова Н.А. относительно исковых требований не возражала, указав, что денежные средства по договору купли-продажи Загитовой Е.Ю. не передавала, так как предполагалось совместное использование указанного помещения для ведения предпринимательской деятельности.
Представитель третьего лица Мухамадиевой И.Р. Исмагилов Р.Р., действующий по доверенности, возражал относительно заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года « О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела а в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В силу положений п.2 ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права в своей воле и в своем интересе.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьями 432, 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто с соглашение.
В соответствие со ст. 486 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Как следует из дела правоустанавливающих документов, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года Фаттахова Н.А. приобрела у Загитовой Е.Ю. 1\2 долю в праве собственности на двухэтажный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> находящийся на земельном участке площадью 2385 кв.м. за <данные изъяты>
Согласно п.3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, указанная доля продается по цене <данные изъяты>, которые уплачиваются продавцом покупателю в день подписания настоящего договора и сдачи документов на государственную регистрацию.
Суд приходит к выводу, что договор является заключенным, так как между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе о предмете договора, его цене, иных условиях, относительно которых заявлено сторонами договора.
Также сторонами был подписан акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, во исполнение договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ, истец Загитова Е.Ю., как продавец, передала, Фаттахова Н.А., как покупатель, приняла ? долю в жилом доме, находящихся по адресу <адрес>, общая площадь 716,9 в.м., инвентарный номер № лит.Б, в двухэтажном жилом доме.
Покупатель передала, а продавец получила денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Каких-либо претензий, в том числе к качеству передаваемого помещения, стороны друг другу не имеют.
Подписывая договор, акт приема-передачи без каких-либо замечаний, стороны подтвердили как факт передачи объекта недвижимости, так и денежных средств. Договор подписан сторонами и зарегистрирован в Управлении Росреестра по РБ, переход права собственности к Фаттаховой Н.А. на спорное имущество зарегистрирован.Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечен юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В качестве основания для признания сделки недействительной истец указывает, что договор купли-продажи был заключен под влиянием заблуждения.
В соответствии со ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Согласно п. 2 ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; сторона заблуждается в отношении природы сделки; сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной (п. 3 ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перечень обстоятельств, имеющих существенное значение, приведенный в данной норме права, является исчерпывающим и иное представление о любых других обстоятельствах, помимо перечисленных в законе, не может быть признано заблуждением и не является основанием для признания сделки недействительной.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о заблуждении лица, совершившего сделку, возлагается на лицо, заявившее соответствующее требование.
Как было установлено судом ранее, оспариваемый Загитовой Е.Ю. договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ содержит все существенные условия договора, предусмотренные законом, формулировка условий договора ясная, понятная, является однозначной для понимания.
Из договора ясно усматривается, что речь в нем идет именно об отчуждении ? долю в жилом доме, находящихся по адресу <адрес> общая площадь 716,9 в.м., инвентарный номер № лит.Б, в двухэтажном жилом доме, за <данные изъяты>, уплачиваемых в момент подписания договора.
Текст акта приема-передачи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года также составлен ясно, что исключает возможность его неоднозначного толкования, а также свидетельствует о невозможности любой из сторон договора купли-продажи заблуждаться относительно смысла совершаемого действия.
Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что правовая природа и условия договора от ДД.ММ.ГГГГ года Загитовой Е.Ю. были известны, что исключало возможность заблуждения относительно условий договора купли-продажи.
Требованиями предусмотрена обязательная государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 16 указанного Федерального закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
При этом, в соответствие с нормами абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
Таким образом, из смысла перечисленных норм следует, что государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость предусматривает обязательное личное участие каждой из сторон договора при осуществлении процедуры.
Как следует из дела правоустанавливающих документов, предоставленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Загитова Е.Ю. обратилась в регистрирующий орган лично.
При этом в заявлении, подписанном ею собственноручно, указано, что она просит зарегистрировать переход права собственности на недвижимость. В течение срока государственной регистрации заявления от Загитовой Е.Ю. о прекращении или приостановлении государственной регистрации не поступало, она не отказалась от условий договора до государственной регистрации перехода права собственности, что также свидетельствует об отсутствии у нее заблуждений относительно природы совершенной сделки.
Факт государственной регистрации перехода права собственности свидетельствует о том, что спорная сделка породила правовые последствия договора купли-продажи недвижимости, стороны подтвердили свою действительную волю на продажу и покупку доли в спорном жилом помещении.
При указанных обстоятельствах, суд оснований для удовлетворения исковых требований Загитовой Е.Ю. о признании договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года недействительным по заявленным основаниям не находит, считает необходимым в их удовлетворении отказать.
Требования истца о прекращении права собственности являются производными от основных требований, в связи с чем также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░