Судья Антонов Н.И. |
№ |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 апреля 2020 г. г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал» на постановление временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, главного государственного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г. и решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 14 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал»,
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г., оставленного без изменения решением судьи Муезерского районного суда РК от 14 января 2020 г., ООО «Муезерский водоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.42 КоАП РФ, и с учетом применения положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе законный представитель привлекаемого лица Мисько Я.Г. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу в связи отсутствием состава инкриминируемого деяния, мотивируя свои доводы ничтожностью заключенныхс органом местного самоуправления договоров аренды муниципального имущества в целях использования объектов водоснабжения и водоотведения, которые были положены в основу обвинения юридического лица, и отсутствием в акте приема-передачи имущества к договору аренды №19-2018 от 26.12.2018 указанного в п.1 постановления должностного лица объекта водоснабжения.
Заслушав объяснения законного представителя юридического лица Мисько Я.Г., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу п.1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
На основании пп.3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Пунктами 3.3.1.1, 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что на территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в пп.3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3. Не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды. Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками.
Требования к санитарной охране водных объектов закреплены в разделе 4 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000.
Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения, санитарная охрана подземных вод осуществляется, в том числе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лечебных подземных вод и округов санитарной охраны курортов, мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности содержатся в СП 2.1.5.1059-01«Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.07.2001 №19.
Исследование материалов дела показало, что основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения пгт.Муезерский Муезерского района Республики Карелия является река Муезерка, расположенная на территории городского поселения и относящаяся к поверхностным источникам водоснабжения. При этом часть населения пгт.Муезерский обеспечивается питьевой водой из артезианской скважины, относящейся к подземным источникам водоснабжения, также расположенной на территории городского поселения (в районе старого поселка).
В целях обеспечения потребителей на территории пгт.Муезерский коммунальными услугами холодного водоснабжения на основании договоров аренды от 26 декабря 2018 г. №№19-2018, 20-2018 ООО «Муезерский водоканал» (арендатору) переданы во временное владение и пользование объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в актах приема-передачи, в силу п.2.3.4 которых арендатор принял на себя обязательства по соблюдению требований отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора и арендуемого им имущества.
Также установлено, что по распоряжению временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 06 мая 2019 г. в соответствии с п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в период с 22 мая по 19 июня 2019 г. проведена внеплановая выездная проверка хозяйственной деятельности ООО «Муезерский водоканал».
При проведении контрольного мероприятия, включающего в себя проверку территорий, непосредственно прилегающих к артезианской скважине пгт.Муезерский (в районе старого поселка), и к водозаборным сооружениям (район реки Муезерка), выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований при использовании территории первого пояса ЗСО, отраженные в соответствующем акте от 18 июня 2019 г.:
- в нарушение пп.3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, пп.3.1, 3.2 СП 2.1.5.1059-01 территория, прилегающая к артезианской скважине, не ограждена, не обеспечена охраной, имеется свободных доступ людей и транспорта; территория не спланирована, не имеет твердого покрытия; на указанной территории расположена грунтовая проездная дорога, находятся земельные участки с жилыми домами, хозяйственными постройками, полями;
- в нарушение пп.3.3.1.1, 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, раздела 4 СанПиН 2.1.5.980-00 территория водозаборных сооружений ограждена частично, на въезде на территорию охрана не обеспечена, имеется свободный доступ людей и транспорта; территория не спланирована; на территории нет твердого покрытия; сбор и очистка ливневых стоков не организованы, очистные сооружения для ливневых стоков отсутствуют; на территории растут высокоствольные деревья; акватория первого пояса не ограждена буями и другими предупредительными знаками.
В связи с выявленными нарушениями санитарных требований уполномоченным должностным лицом 22 августа 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.42 КоАП РФ, и постановлением временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ООО «Муезерский водоканал» было привлечено к административной ответственности.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии признаков состава вменяемого противоправного деяния основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, и действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.4 ст.8.42 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Постановление должностного лица и решение судьи были приняты в рамках предусмотренной КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к отрицанию виновности в совершении вменяемого деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.4 ст.8.42 КоАП РФ диспозиции, сути выявленных нарушений, возложенным на водопользователя обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
Доводам подателя жалобы относительно ничтожности заключенных с органом местного самоуправления договоров аренды используемых в хозяйственной деятельности имущественных объектов при пересмотре постановления должностного лица судьей дана надлежащая оценка и они правомерно отклонены по приведенным в судебном акте мотивам.
Ссылка в жалобе на недоказанность факта передачи ООО «Муезерский водоканал» артезианской скважины об отсутствии состава инкриминируемого противоправного деяния не свидетельствует, поскольку при осуществлении своей деятельности по водоснабжению и водоотведению юридическим лицом эксплуатируется указанный объект.
С учетом изложенного ООО «Муезерский водоканал», эксплуатирующее в ходе предпринимательской деятельности системы водоснабжения и водоотведения, обоснованно признано субъектом выявленного административного правонарушения, правовые основания для освобождения его от административной ответственности не усматриваются.
Таким образом, обстоятельства совершения инкриминируемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке. Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Поскольку каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, принятые по делу акты подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, главного государственного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г. и решение судьи Муезерского районного суда Республики Карелия от 14 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова