Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5078/2022 ~ М-4609/2022 от 06.10.2022

63RS0039-01-2022-006060-04

2а-5078/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 декабря 2022 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5078/2022 по административному исковому заявлению Кузнецова Владимира Викторовича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным,

установил:

Кузнецов В.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, указав, с ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Министерстве внутренних дел России в должности старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции №5 (Ленинский район) Управления Министерства внутренних дел Российской Федераций по городу Самаре. Уволился из органов внутренних дел по выслуге лет ДД.ММ.ГГГГ в звании майора полиции. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляла 28 лет 7 месяцев 27 дней. С 15.12.1994 по 25.12.2018 истец состоял в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Управления МВД России по г. Самаре. 27.03.1998 на основании служебного ордера №5456 «Л», выданного Администрацией Ленинского района г. Самары, истцу было предоставлено жилое помещение муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда по адресу: <адрес>. С 1998 года истец и члены его семьи постоянно проживали в указанной квартире, не имели другого жилья в собственности либо на иных правах. На основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара № 1101 от 28.04.2018 указанное служебное жилое помещение было исключено из состава муниципального специализированного жилищного фонда, включено в муниципальный жилищный фонд социального использования. На основании указанного приказа с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения. В декабре 2021 для сына истца и его семьи из накопленных семейных денежных средств была приобретена отдельная квартира в этом же доме. Право собственности на новую квартиру было зарегистрировано за истцом, однако он никогда в квартире сына не проживал и ею не пользовался. В октябре 2022 года из искового заявления Департамента управления имуществом г.о. Самара к Кузнецову В.В. о выселении из квартиры по адресу: <адрес>, административному истцу стало известно, что приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2852, на основании протеста заместителя прокурора города Самара от 01.11.2021, приказ Департамента № 1101 от 28.04.2018 отменен. Административный истец считает приказ от 30.11.2021 № 2852 незаконным, так как на момент принятия приказа № 1101 от 28.04.2018 он состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Управления МВД России по г. Самаре, соответственно, имел право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2852 об отмене приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.04.2018 года № 1101 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения».

В судебном заседании административный истец требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, при этом пояснил, что в связи с предоставлением органом местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма он утратил право на улучшение жилищных условий по линии МВД России и был исключен из списка очередников на улучшении жилищных условий Управления МВД России по г.Самаре.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Геворгян О.С. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая оспариваемый приказ законным, указала, что Кузнецов В.В. малоимущим в установленном порядке не признавался, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма не имел.

Представитель заинтересованных лиц прокуратуры Самарской области и прокуратуры г. Самары по доверенности Ларичева Н.В. полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица Кузнецова Н.М., Кузнецов В.В. не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что административный истец проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции №5 (Ленинский район) Управления МВД России по городу Самаре.

17.08.2018 уволен из органов внутренних дел по выслуге лет в звании майора полиции, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 28 лет 7 месяцев 27 дней.

С 15.12.1994 года по 01.11.2019 года Кузнецов В.В. состоял в списке очередников на улучшение жилищных условий Управления МВД России по г. Самаре.

На основании служебного ордера №5456 «Л» от 27.03.1998, выданного Администрацией Ленинского района г. Самары, Кузнецову В.В. предоставлено жилое помещение муниципального специализированного (служебного) жилищного фонда по адресу: <адрес>.

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.04.2018 № 1101 на основании заявления Кузнецова В.В. указанное жилое помещение исключено из состава муниципального специализированного жилищного фонда и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования. Пунктом 3 приказа постановлено заключить с Кузнецовым В.В. с составом семьи 4 человека договор социального найма жилого помещения.

На основании указанного приказа между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и Кузнецовым В.В. заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения от 28.04.2018 №410/5.

01.11.2021 прокуратурой г. Самары в адрес руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара внесен протест об отмене пункта 3 приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.04.2018 № 1101 в части заключения договора социального найма с Кузнецовым В.В., мотивированный тем, что Кузнецов В.В. малоимущим в установленном порядке не признавался, к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не относится, следовательно, у Департамента отсутствовали основания для предоставления Кузнецову В.В. по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в нарушение прав других граждан, состоящих в списках нуждающихся в жилых помещениях.

На основании данного протеста прокурора Департаментом управления имуществом г.о. Самара издан оспариваемый приказ от 30.11.2021 № 2852 «Об отмене приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.04.2018 года № 1101 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения».

С доводами административного ответчика о соответствии оспариваемого приказа закону нельзя согласиться по следующим основаниям.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как видно из материалов дела, договор социального найма был заключен с Кузнецовы В.В. на основании ст. 60, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ после отнесения Департаментом управления имуществом г.о. Самара спорной квартиры к жилищному фонду социального использования.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Отменяя приказ от 28.04.2018 № 1101 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения», административный ответчик фактически возвратил в специализированный жилищный фонд жилое помещение, занятое по договору социального найма, что нельзя признать законным.

Доводы административного ответчика о том, что спорное жилое помещение предоставлено Кузнецову В.В. по договору социального найма с нарушением закона, так как Кузнецов В.В. не признавался в установленном порядке малоимущим, являются несостоятельными, поскольку право на заключение договора социального найма на помещение возникло у истца не в связи с его предоставлением в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с переводом жилого помещения в фонд социального использования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказ Департамента управления имуществом г.о.Самара от 30.11.2021 № 2852 об отмене приказа от 28.04.2018 № 1101 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения» не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания приказа незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кузнецова Владимира Викторовича удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2852 «Об отмене приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.04.2018 № 1101 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено10.01.2023.

2а-5078/2022 ~ М-4609/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов В.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Прокуратура г. Самара
Прокуратура Самарской области
Кузнецов В.В.
Кузнецова Н.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
06.10.2022Регистрация административного искового заявления
07.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.10.2022Предварительное судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.04.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.05.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее