Судья: Федюкина О.В. | дело № 33-33770/2021УИД 50RS0039-01-2021-004582-91 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Красногорск Московской области 8 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Ю.А.,
судей Аверченко Д.Г., Поляковой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лилуашвили М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу фио на решение Раменского городского суда Московской области от 6 июля 2021 года по гражданскому делу <данные изъяты> по иску фио к Администрации Раменского городского округа Московской области о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности оборудование детской игровой площадки, провести обязательный комплекс объектов благоустройства и элементов благоустройства дворовой территории,
заслушав доклад судьи Поляковой Ю.В.,
объясненияистца фио,
установила:
Истец фио обратилась с иском к Администрации Раменского городского округа Московской области, которым просит возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу включить в реестр муниципальной собственности оборудование детской игровой площадки, расположенной по адресу: <данные изъяты>, провести обязательный комплекс объектов благоустройства и элементов благоустройства дворовой территории, а именно привести детскую площадку в соответствие с требованиями о безопасности, оборудовать контейнерную площадку, элементы озеленения, систему наружного освещения, площадку автостоянки, информационный стенд дворовой территории, урны, лавочки.
В обоснование иска указывает, что на территории Раменского городского округа Московской области имеется детская игровая площадка по адресу: <данные изъяты>. Указанная детская площадка является бесхозной, поскольку не находится в собственности и не состоит на балансе каких-либо лиц, не значится в реестре муниципальной собственности Раменского городского округа Московской области, не входит в границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Собственники дома неоднократно обращались к ответчику с жалобами, что придомовая территория и детская площадка дома находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствует освещение, малые формы на детской площадке не соответствуют современным требованиям и стандартам, однако меры со стороны администрации не приняты. Детская площадка и дворовая территория в состав общего имущества жилого дома собственниками не включена.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Раменского городского округа Московской области фио просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ООО «МОИС Эксплуатация» представитель фио иск поддержала.
Представитель третьего лица Управления муниципальным имуществом Раменского городского округа Московской области в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Решением Раменского городского суда Московской области от 06.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец фио просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что судом не учтено, что межевание земельного участка после завершения строительства многоквартирного дома ответчиком не производилось, в общую долевую собственность собственникам помещений земельный участок под многоквартирным домом не передавался, обязанность формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возложена на орган местного самоуправления, собственники в администрацию с заявлением о межевании земельного участка не обращались, следовательно, земельный участок не сформирован, находится в собственности муниципального образования.
Истец фио в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 167 - 168, 172). Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Московского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> между Администрацией Раменского городского округа Московской области и ООО «Мособлинтерстрой» был заключен инвестиционный контракт на строительство жилого многоэтажного дома и общеобразовательной школы по адресу: <данные изъяты>
Согласно п.3.1 инвестиционного контракта <данные изъяты> от <данные изъяты> ООО «Мособлинтерстрой» по окончании строительства передает администрации 100 % инженерных коммуникаций электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации, телефонизации, радио, телевидения и объекты благоустройства, за исключением относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с актом о результатах реализации инвестиционного контракта на строительство жилого дома и общеобразовательной школы по адресу: <данные изъяты>, подписанного сторонами <данные изъяты> контракт считается завершенным. В собственность администрации передано 100 % инженерных коммуникаций. Детская площадка в собственность муниципального образования Раменский городской округ не передавалась.
Доказательств стороной истца, в нарушение ч.1 ст. 56 ГПК РФ, что детская площадка не находится на земельном участке под строительство многоэтажного жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 13000 кв.м., не представлено.
Руководствуясь п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 4 ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, разрешая спор, суд исходил из того, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Анализируя указанные правовые нормы, суд пришел к выводу о том, что с учетом характера спорных правоотношений на администрации Раменского городского округа, к которой предъявлен иск, не лежит обязанность по содержанию в надлежащем порядке общего имущества многоквартирного дома, включая придомовую территорию, детскую, спортивную площадки, следовательно, она не должна нести гражданско-правовую ответственность, как меру ответственности, за нарушение этого обязательства. Оснований для возложения на администрацию Раменского городского округа обязанности совершить действия по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что межевание земельного участка после завершения строительства многоквартирного дома ответчиком не производилось, в общую долевую собственность собственникам помещений земельный участок под многоквартирным домом не передавался, обязанность формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возложена на орган местного самоуправления, собственники в администрацию с заявлением о межевании земельного участка не обращались, следовательно, земельный участок не сформирован, находится в собственности муниципального образования подлежат отклонению как несостоятельные.
Установлено, что детская площадка не является муниципальной собственностью.
Из договора управления многоквартирным домом N 1а-242, заключенного <данные изъяты> с ООО "МОИС Эксплуатация", следует, что в состав общего имущества многоквартирного дома вошел земельный участок с элементами озеленения и благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (л.д.21-31).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктами "е" и "ж" пункта 2 Правил N 491 к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3.5.11 Правил N 170 территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. "ж" п. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 6.1. ГОСТ Р 56195-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <данные изъяты> N 1447-си к работам, входящим в услугу текущего содержания относится в том числе, обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок. Согласно данному пункту ГОСТ содержание детских, спортивных, игровых площадок и сооружений осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации, путем проведения работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию. Установленное на площадках оборудование должно соответствовать требованиям, установленных в технических регламентах и нормативно-правовых актах.
Определение "придомовой территории" дано в СП <данные изъяты>. "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.
ООО «МОИС Эксплуатация» является управляющей организацией, осуществляющей управление общим имуществом собственников многоквартирного жилого <данные изъяты>, в состав которого, исходя из приведенных выше положений законодательства, входят расположенные на придомовой территории детская площадка, а также контейнерные площадки, элементы озеленения, система наружного освещения, площадка автостоянки, информационный стенд дворовой территории, урны, лавочки.
В силу приведенных правовых норм, управляющая организация обязана содержать общее имущество многоквартирного дома, в состав которого включены детская площадка и иные объекты благоустройства, в надлежащем и исправном состоянии независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку строительство детской площадки осуществлено в рамках благоустройства придомовой территории многоквартирного дома, в котором истцу принадлежит квартира, для его использования, прежде всего, жителями этого дома, детская площадка находится на придомовой территории указанного многоквартирного дома, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данная площадка подлежит отнесению к общей собственности собственников помещений, указанного МКД. Поэтому оснований для включения ее в реестр муниципальной собственности г.о. Раменское не имеется.
То обстоятельство, что детская площадка расположена на земельном участке, границы которого не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, об отнесении данного имущества к муниципальной собственности не свидетельствует. Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства.
Доводы апелляционной жалобы истца выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм действующего законодательства, в связи с чем, могут повлечь отмену постановленного решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 6 июля 2021 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу фио – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи