Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-291/2013 ~ М-285/2013 от 27.09.2013

Дело №2-291/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2013 года с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Н.И.Белобородовой

При секретаре Слабинской Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Н.И. к УПФ РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Чернов Н.И. обратился в суд с иском к ответчику о досрочном назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18.09.2013 г. и включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 13.04.1985 г. по 27.05.1987 г. из расчета один день военной службы за два дня работы, также просил признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию, ссылаясь на то, что в силу абзаца 1 п.3 ст. 10 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности – один день военной службы, за два дня работы, ссылаясь на то, что с 7 марта 1991 года и по настоящее время работал в школе учителем по географии и технологии. Решением комиссии от 27.09.2013 г. ответчик отказал ему во включении периодов службы в Армии в стаж работы по специальности и предложил обратиться в суд.

    В судебном заседании истец и его представитель Смагина Н.И. исковые требования поддержали в полном объеме, приведя те же доводы, дополнили, что в вышеуказанный период службы в Армии действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1379, согласно которому в стаж работы по специальности учителям засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, до службы в Армии он учился в Дивногорском лесхоз-техникуме, после Армии его закончил, работал по специальности, а затем перешел работать в школу учителем трудового обучения, заочно получил высшее педагогическое образование.

Представители УПФР в Казачинском районе Аксаментов Д.М. и Меркене Н.А., действующие по доверенности, иск не признали, подали письменные возражения, которые в суде поддержали, ссылаясь на то, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 27 сентября 2013 г. обоснованно отказала истцу в досрочном назначении пенсии и не включила в педагогический стаж работы период службы в Армии в общий стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку военная служба не предусмотрена Списком, утвержденным Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1379, согласно которому в стаж работы по специальности учителям засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, утратило юридическую силу с 1.10.1993 года и не подлежит применению на территории РФ в настоящее время, Федеральный Закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» издан и введен в действие после окончания срока военной службы истца и обратной силы не имеет, а время прохождения военной службы у истца не связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

    Статьей 39 Конституции Российской Федерации определено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.    

В соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., введенного в действие с 1 января 2002 года, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста устанавливается досрочная пенсия по старости.

Из п.2. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также не действующее в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" не содержат в себе указания об учете при досрочном назначении пенсии времени службы в Вооруженных Силах СССР.

Однако в силу ч.3 Постановления № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6.09.1991 года № 463.

Согласно п.3 названного Постановления за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»

В спорный период службы истца в Армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства. Согласно с подпунктом «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному указанным Постановлением N 1397 в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке Конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" указано, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Следовательно, если гражданин имел права на льготы и преимущества в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент этого назначения указанные акты формально утратили силу, в том числе, в связи с принятием нового законодательства.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 п.3 ст.10 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76 « О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Как установил суд, Чернов Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после окончания школы, учился в <данные изъяты>, откуда был призван 13 апреля 1985 года на действительную военную службу и проходил службу в в/части , а затем в в/части , откуда демобилизовался 27 мая 1987 года. После Армии Чернов Н.И. продолжил учебу в техникуме, а после окончания его, работал по специальности, с 7 марта 1991 года принят в Казанскую неполную среднюю школу Казачинского района Красноярского края, учителем <данные изъяты>, в которой работает до настоящего времени <данные изъяты>, Чернов Н.И. заочно получил высшее педагогическое образование.

Факт службы в Армии подтверждается записями военного билета истца НА и справкой начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по Казачинскому и Пировскому району С. Лыкова, а факт работы учителем в школе подтверждается копией трудовой книжки.

На момент обращения Чернова Н.И. за назначением пенсии на 18.09.2013г. педагогический стаж (без учета его службы в Вооруженных силах СССР составляет 22 года 6 месяцев 12 дней, что следует из решения комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края от 27.09.2013 г., и составляет не менее 2/3 требуемого стажа – 25 лет.

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Казачинском районе Красноярского края от 27.09.2013 г. истцу было отказано во включении периода службы в Армии в стаж работы по специальности учителя географии и технологии, по основаниям, что у истца отсутствует право на досрочное назначение пенсии по п.-п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. не выработан необходимый педагогический стаж 25 лет, а военная служба не предусмотрена Списком, утвержденным Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1379, согласно которому в стаж работы по специальности учителям засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, утратило юридическую силу с 1.10.1993 года и не подлежит применению на территории РФ в настоящее время.    

Суд исходит из того, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, и тот факт, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу, не является основанием для отказа во включении в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР, поскольку служба и последующая непосредственно после службы работа в должности учителя трудового обучения и математики имели место в период действия указанного Постановления, т.е. до 1993 года.

Доводы представителей ответчика о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных требований и о включении периода службы в Армии в двойном размере, поскольку Федеральный Закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» издан и введен в действие после окончания срока военной службы истца и обратной силы не имеет, а время прохождения военной службы не связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, суд не может принять, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований истца, т.к. эти доводы неправомерны.

В абзаце 1 пункта 3 ст.10 Закона «О статусе военнослужащих» содержится норма о включении в стаж работы по специальности службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 ст. 10 указанного Закона предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, что отражено в письме Министерства труда и социального развития РФ № 4190-ВР (Д) от 23.06.1999 г.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 13.04.1985 г. по 27.05.1987 г. – 4 года 2 месяца 28 дней из расчета один день военной службы за два дня работы, которые в совокупности с учетом педагогического стажа в размере 22 года 06 месяцев 12 дней, не оспариваемого Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края, на момент обращения истца составляют 26 лет 9 месяцев 10 дней, при требуемом стаже для досрочного назначения трудовой пенсии 25 лет.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. №25 « О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.23), и суд полагает обязать ответчика назначить Чернову Н.И. досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления – с 18 сентября 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чернова Н.И. удовлетворить.

Признать за Черновым Н.И. право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Признать незаконным отказ начальника Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края от 27.09.2013 года и включить в стаж Чернову Н.И., дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 13.04.1985 г. по 27.05.1987 г. – 4 года 2 месяца 28 дней из расчета один день военной службы за два дня работы.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края включить в стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Чернову Н.И., период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 13.04.1985 г. по 27.05.1987 г. – 4 года 2 месяца 28 дней из расчета один день военной службы за два дня работы и назначить ему пенсию с 18 сентября 2013 года (со дня обращения с заявлением о назначении пенсии) в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месячного срока через Казачинский суд с момента вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено 25 ноября 2013 года.

Судья: Н.И. Белобородова

    

    

2-291/2013 ~ М-285/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернов Николай Иванович
Ответчики
УПФР в Казачинском районе
Суд
Казачинский районный суд Красноярского края
Судья
Белобородова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
kazach--krk.sudrf.ru
27.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2013Передача материалов судье
01.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2013Предварительное судебное заседание
30.10.2013Предварительное судебное заседание
20.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее