Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-681/2018 ~ М-256/2018 от 06.02.2018

Дело № 2-681/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Оренбург 15 марта 2018 года

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Чукановой Л.М.

при секретаре Ушаковой М.В.

с участием старшего помощника прокурора Стахиева А.Н.

представителя истца Пестовой Л.Н.

ответчика Черницовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Оренбурга к Таратыновой С.В. и Черницовой Л.В. о прекращении и признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Таратынова С.В. и Черницова Л.В. являются собственниками по 1/2 доли каждая жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 26.10.2011 г. № 226 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ собственнику спорной квартиры ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ, было направлено требование о сносе дома в разумный срок. После её смерти в наследство вступили дочери Таратынова С.В. и Черницова Л.В. в равных долях. В связи с тем, что снос дома не был осуществлён, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1732-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.

На личном приёме ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Оренбурга и Черницовой С.В., которая на тот момент представляла свою мать ФИО7 на основании доверенности, было достигнуто соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, согласно которому:

- собственник жилого помещения уведомлён о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Оренбург, <адрес> и каждого расположенного в нём жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ФИО10

- собственнику жилого помещения предложен способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ей в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения общей проектной площадью не менее <данные изъяты> кв.м., расположенного в черте г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования «город Оренбург».

Таким образом, собственнику жилого помещения были предложены варианты реализации своих жилищных прав. Однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены. Просили:

- прекратить право собственности Таратыновой С.В. на 1/2 доли и Черницовой Л.В. на 1/2 долю жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>

- признать за муниципальным образование «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <адрес> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>

- признать право собственности Таратыновой С.В. на 1/2 доли и Черницовой Л.В. жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Черницова Л.В. иск администрации г. Оренбурга признала.

Ответчик Таратынова С.В., извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика Черницовой Л.В., заключение старшего помощника прокурора Стахиева А.Н., полагавшего, что требования администрации являются обоснованными и подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что собственником жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. являлась ФИО7 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения межведомственной комиссии № 226 от 26.10.2011 г. усматривается, что указанный многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. В данном заключении указано, что состояние перекрытий и кровли признано недопустимым, состояние наружных стен и фундамента - ограниченно работоспособным.

В соответствии со ст.14 ЖК РФ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы", целями которой:

- является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 01.01.2012 г., расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017 годы.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> г. Оренбурга включен в данную программу.

ДД.ММ.ГГГГ собственнику квартиры в указанном жилом доме ФИО7 было направлено требование о сносе дома в разумный срок. Поскольку собственник снос дома не осуществил, постановлением администрации г. Оренбурга от 19.05.2017 г. № 1732-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «город Оренбург», для муниципальных нужд.

Согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга выдано разрешение на ввод жилого дома <адрес> в ЮЖР г. Оренбурга в эксплуатацию, и на основании распоряжения от 01.06.2017 г. № 2190-р дому присвоен адрес – г. Оренбург, <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> в г. Оренбурге имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на 15-ом этаже, имеет назначение жилое, кадастровый номер

Из свидетельств о праве на наследство по закону, выданных ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> ФИО9, и зарегистрированных в реестрах и , наследниками имущества ФИО7 являются дочери Черницова Л.В. и Таратынова С.В. в 1/2 доли каждая.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Оренбурга и Черницовой Л.В. подписано соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд (договор мены), согласно которому администрация г. Оренбурга взамен изымаемого у ФИО7 жилого помещения – квартиры <адрес> г. Оренбурга предоставляет ей в собственность квартиру <адрес>

Таким образом, при предоставлении ответчикам квартиры муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счёт средств граждан, а за счёт бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, в п.4 ст.16 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счёт средств Фонда, а за счёт бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем, чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учётом их разумных потребностей.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьёй 32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения жилищных прав ответчиками был выбран вариант предоставления им жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям, требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации города Оренбурга удовлетворить.

Прекратить право собственности Таратыновой С.В. на 1/2 долю, Черницовой Л.В. на 1/2 долю жилого помещения по адресу: г. Оренбург, <адрес>

Признать за муниципальным образование «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>

Признать право собственности Таратыновой С.В. на 1/2 долю, Черницовой Л.В. на 1/2 долю жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г. Оренбург, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Л.М. Чуканова

Решение суда в окончательной форме принято 20.03.2018 года.

Судья -

2-681/2018 ~ М-256/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Оренбурга
Прокурор Промышленного района г. Оренбурга
Ответчики
Таратынова Светлана Васильевна
Черницова Лариса Васильевна
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Чуканова Л.М.
Дело на странице суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
06.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2018Передача материалов судье
08.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018Подготовка дела (собеседование)
26.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2018Дело оформлено
22.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее