Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Метелевой Н.В.,
с участием прокурора Коптевой Е.И.,
представителей ответчика Панченко А.В. (доверенность от 01.11.2017 года) и Томиловой Л.А.(доверенность от 14.12.18г.),
представителей третьих лиц Фоминой Н.М. (доверенность от 26.02.2018 года), Гончарова В.Б.(приказ 31.08.16г.) и Терских С.А.(приказ от 30.10.07г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в Минусинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» об обязании совершить действия. В исковом заявлении с учетом заявления об уточнении требований(л.д. 84-85), прокурор просит обязать КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в МОБУ «СОШ № 2», МОБУ «ООШ № 5» в течение всего образовательного процесса, а именно в учебные дни в период с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут медицинским работником, отвечающим требованиям Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
В исковом заявлении, в заявлении об уточнении исковых требований и в судебном заседании прокурор свои требования мотивировал следующим. Минусинской межрайонной прокуратурой на основании обращения Пилипенко А.К. проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства об образовании и медицинском обслуживании.
В ходе проверки установлено, что между КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с одной стороны, и МОБУ «ООШ № 5» и МОБУ «СОШ № 2» с другой стороны были заключены договоры № 14 и № 17 от 03.05.2011 года на медицинское обслуживание и медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся.
На основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Минусинска от 30.06.2008 года, заключенного между КУМИ города Минусинска и МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» (с 2015 года в связи с реформой здравоохранения МУЗ «МГДП» вошла в структуру КГБУЗ «Минусинская МБ»), в безвозмездное пользование МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» были переданы помещения в образовательных учреждениях для оказания первичной медико-санитарной помощи.
В настоящее время обучение учащихся МОБУ «ООШ № 5» организовано на 2018-2019 учебный год на базе МОБУ «СОШ № 2».
Первичную медико-санитарную помощь учащимся как МОБУ «ООШ № 5», так и МОБУ «СОШ № 2» оказывает медицинская сестра Шумай Ю.Н., работающая на 1,5 ставки по внутреннему совмещению. График работы образовательных учреждений организован в две смены: с понедельника по пятницу с 8:0 до 13:15 (первая смена) и с 13:15 до 18:00 вторая смена.
График работы медицинской сестры КГБУЗ «Минусинская МБ» Шумай Ю.Н. определен следующим образом: понедельник- среда, пятница с 8:00 до 16:18, четверг с 8:00 до 12:00; иной медицинский работник за школами не закреплен.
В результате отсутствия медицинского работника в МОБУ СОШ № 2 и МОБУ ООШ № 5 в течение всего образовательного процесса школ и пребывания в ней детей, грубо нарушаются права и охраняемые законом интересы обучающихся на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.
Таким образом, КГБУЗ «Минусинская МБ» не принято надлежащих мер по обеспечению осуществления медицинским работником деятельности в общеобразовательном учреждении на протяжении всего образовательного процесса в период основного пребывания детей, в результате чего не соблюдаются требования законодательства об образовании, об охране здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологические нормы и правила, грубо нарушаются права и охраняемые законом интересы воспитанников данного учреждения на сохранение и укрепление здоровья, что может создать угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, защищая интересы неопределённого круга лиц - учащихся и потенциальных учащихся МОБУ «ООШ № 5» и МОБУ «СОШ № 2», прокурор вправе обратиться с исковым заявление в суд.
С учетом изложенного, а также с учетом заявления об уточнении требований, прокурор просит обязать КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в МОБУ «СОШ № 2», МОБУ «ООШ № 5» в течение всего образовательного процесса, а именно в учебные дни в период с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут медицинским работником, отвечающим требованиям Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Ответчик КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», действующий в судебном заседании через своих представителей по доверенностям Панченко А.В. и Томилову Л.А. с заявленными требованиями не согласился, свою позицию мотивировал следующим. Ответчик полагает, что требования прокурора не основаны на законе и на имеющих место фактических обстоятельствах, исходя из следующего.
Так, с момента заключения со школами в 2011 году договоров претензий от школ на недостаточную продолжительность нахождения в школах медицинских сестер не высказывалось. Приказом № 173 от 04.06.18г. было определено, что учащиеся школы № 5 в 2018-2019 учебном году будут обучаться на базе школы № 2; эта информация была доведена до ответчика только в сентябре 2018 года.
Ответчик не оспаривает того, что медицинское обслуживание школ по договорам от 03.05.11г. осуществляет медицинская сестра Шумай Ю.Н., которая имеет следующий график работы: понедельник- среда, пятница с 8:00 до 16:18, четверг с 8:00 до 12:00; иной медицинский работник за школами не закреплен.
Вместе с тем, согласно коллективному трудовому договору ответчика, продолжительность рабочего дня медицинской сестры составляет 7 часов 48 минут, всего- 39 часов в неделю. За указанными школами закреплена только одна медицинская сестра- Шумай Ю.Н., режим рабочего дня которой не позволяет ей находиться в школе с 08.00 до 18.00.
При этом, в договорах от 03.05.11г. не указано время нахождения медицинского работника в школах, исходя из чего, ответчик руководствует режимом рабочего времени медицинской сестры, закрепленной за школами.
Кроме того, пунктами 15 и 16 Приказа № 822н установлено, что дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся могут быть организованы образовательным учреждением, в том числе, эти учреждения могут предусмотреть в своем штате должности медицинских работников.
В настоящее время ответчик решает вопрос о приеме на работу медицинской сестры, которую планируется закрепить за данными школами, будет решаться вопрос о графике ее рабочего времени.
При принятии решения также просит учесть, что из 35 ставок медицинских сестер у ответчика в данном отделении заполнено только 25,5 ставок.
С учетом изложенного, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо Управление образования Администрации города Минусинска, действующее в судебном заседании через своего представителя по доверенности Фомину Н.М., с заявленными требованиями прокурора согласилось, свою позицию мотивировало следующим. В соответствии постановлением Администрации города Минусинска от 26.01.2009 года № 56-п, Управлением образования Администрации города Минусинска в целях соблюдения законодательства были выведены медицинские работники из штатных расписаний образовательных учреждений в количестве 36,75 единиц с фондом оплаты труда 3 798 897 рублей 64 копейки. В свою очередь, отдел здравоохранения ввел в штатное расписание МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» медицинских работников в количестве 36,75 штатных единиц с фондом оплаты труда 3 798 897 рублей 64 копейки. Таким образом, в настоящее время организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется учреждением здравоохранения. Образовательными учреждениями переданы помещения (медицинские кабинеты) на основании договоров безвозмездного пользования нежилыми помещениями, закрепленные на праве оперативного управления за образовательными учреждениями. Медицинские кабинеты оснащены и оборудованы медицинским оборудованием, необходимыми медикаментами. Между образовательными учреждениями города Минусинска и КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» заключены договоры на медицинское обслуживание и медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся. В образовательных учреждениях закреплены медицинские работники, время работы которых определено с 08ч. 00мин. до 16час. 18мин., указанный режим работы не обеспечивает период работы образовательных учреждений, поскольку уроки в школах заканчиваются в 18ч. 00мин, образовательный процесс ведется в две смены. Управлением образования на имя главного врача КГБУЗ «Минусинская межрайоная больница» 22.08.2018 года было направлено обращение о ежедневном медицинском сопровождении на протяжении всего времени пребывания обучающихся в образовательных учреждениях, однако ответ на указанное обращение до сих пор не получен. С учетом изложенного, просили требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Третьи лица МОБУ «СОШ № 2» и МОБУ «ООШ № 5», действующие через своих представителей Гончарова В.Б. и Терских С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора согласились, поддержав изложенные прокурором доводы.
Выслушав стороны и третьих лиц, а также исследовав материалы дела, в том числе ответ на представление от 04.07.2018 года; представление прокурора; приказ от 19.02.2018 года; договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом; договоры на медицинское обслуживание и медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся от 03.05.2011 года; дополнительные соглашения к договорам; ответы на запросы прокурора; заявление; справка о наполняемости; информация о количестве обучающихся; Постановление об организации медицинского обслуживания в муниципальных образовательных учреждениях города Минусинска; Постановление о внесении изменений № 140-п; режим работы медицинских работников в образовательных учреждениях; обращение на имя главного врача КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница»; протокол совместного совещания; тарификационный список работников; штатное расписание медицинских работников дошкольных учреждениях, протокол согласования разногласий; протокол разногласий; ответы Заместителя министра здравоохранения Красноярского края; трудовой договор с Шумай Ю.Н.; график работы медицинского персонала; приказ по личному составу от 27.09.2018 года; приказ о приеме на работу от 01.03.2018 года; должностную инструкцию старшей медсестры; приказ о приеме на работу Шмидт А.Н. от 30.06.2017 года; трудовой договор с Шмидт А.Н.; приказ о переводу на другую работу; приказ об увольнении работника; Устав КГБКЗ «Минусинская межрайонная больница»; лицензии на осуществление медицинской деятельности суд приходит к следующим выводам.
Судом в ходе рассмотрения дела по существу было установлено следующее.
В соответствии с постановлением Администрации города Минусинска от 26.01.2009 года № 56-п, Управлением образования Администрации города Минусинска в целях соблюдения законодательства были выведены медицинские работники из штатных расписаний образовательных учреждений в количестве 36,75 единиц с фондом оплаты труда 3 798 897 рублей 64 копейки. В свою очередь, отдел здравоохранения ввел в штатное расписание МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» медицинских работников в количестве 36,75 штатных единиц с фондом оплаты труда 3 798 897 рублей 64 копейки.
На основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Минусинска от 30.06.2008 года, заключенного между КУМИ города Минусинска и МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» (с 2015 года в связи с реформой здравоохранения МУЗ «МГДП» вошла в структуру КГБУЗ «Минусинская МБ»), в безвозмездное пользование МУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» были переданы помещения в образовательных учреждениях для оказания первичной медико-санитарной помощи.
Между КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с одной стороны, и МОБУ «ООШ № 5» и МОБУ «СОШ № 2» с другой стороны были заключены договоры № 14 и № 17 от 03.05.2011 года на медицинское обслуживание и медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся.
Приказом ответчика от 15.02.18г. за МОБУ «ООШ № 5» была закреплена медицинская сестра Шмидт А.Н. за МОБУ «СОШ № 2»- медицинская сестра Шумай Ю.Н..
Приказом № 173 от 04.06.18г. Управления образования Администрации г. Минусинска было определено, что учащиеся школы № 5 в 2018-2019 учебном году будут обучаться на базе школы № 2; таким образом, в настоящее время обучение учащихся МОБУ «ООШ № 5» организовано на 2018-2019 учебный год на базе МОБУ «СОШ № 2». Количество обучающихся в МОБУ «ООШ № 5»- 224 человека, в МОБУ «СОШ № 2»- 786 человек(л.д. 32-33).
Приказом ответчика от 05.09.18г. за МОБУ «ООШ № 5» и за МОБУ «СОШ № 2»- была закреплена медицинская сестра Шумай Ю.Н..
Первичную медико-санитарную помощь учащимся как МОБУ «ООШ № 5», так и МОБУ «СОШ № 2» оказывает медицинская сестра Шумай Ю.Н., работающая на 1,5 ставки по внутреннему совмещению. График работы образовательных учреждений организован в две смены: с понедельника по пятницу с 8:0 до 13:15 (первая смена) и с 13:15 до 18:00 вторая смена.
График работы медицинской сестры КГБУЗ «Минусинская МБ» Шумай Ю.Н. определен следующим образом: понедельник- среда, пятница с 8:00 до 16:18, четверг с 8:00 до 12:00; иной медицинский работник за школами не закреплен.
Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Приказом Министерства здравоохранения России от 5 ноября 2013 года № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Указанный порядок распространяется на образовательные организации и организации осуществляющие обучение. Согласно пункту 3 Порядка, несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Пункт 4 Порядка устанавливает, что организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием».
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 34 Закона об образовании, обучающимся предоставляются права, в том числе право на охрану жизни и здоровья
Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями».
В силу ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи».
Таким образом, из перечисленных выше норм права, следует, что первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, в частности, работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
29.12.10г. было утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»), настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Раздел XI названных СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует порядок организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождение медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций. Согласно п. 11.1, во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. В соответствии с п. 11.2, медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Судом установлено, что согласно договорам № 17 и № 14 (л.д. 21, 24) на медицинское обслуживание и медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся от 03.05.2011 года, стороны приняли на себя обязательства по совместной деятельности и организации условий, направленных на охрану жизни и здоровья обучающихся, МБУЗ «Минусинская городская детская поликлиника» взяло на себя обязательства безвозмездно оказывать медицинскую помощь обучающимся, в том числе осуществлять наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, осуществлять контроль за санитарным состоянием пищеблока, питанием детей, проводить систематический контроль за санитарным состоянием учреждения Заказчика, соблюдением правил личной гигиены.
Согласно п. 2.1.1 договора, лечебно-профилактические мероприятия и оказание медицинской помощи осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 и действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.
Таким образом, учреждение здравоохранения(ответчик) взяло на себя обязательство безвозмездно оказывать лечебно-профилактические мероприятия и оказывать медицинскую помощь учащимся, обеспечивать медицинское обслуживание и проведение медицинских осмотров учащимся, осуществлять контроль за организацией питания, выполнением санитарных требований к пищеблоку, за прохождением обязательных медицинских осмотров персонала пищеблока, контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, оказывать медицинскую помощь учащимся, проводить иммунизацию учащимся детям, укомплектовывать заказчика квалификационными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров, вести учет всех случаев инфекционных заболеваний, организовывать и проводить комплекс карантинных мероприятий, организовывать санитарно-просветительскую работу, проводить замену медицинского работника в случае его отсутствия другим медицинским работником.
Прокурор указал, что КГБУЗ «Минусинская МБ» не принято надлежащих мер по обеспечению осуществления медицинским работником деятельности в общеобразовательном учреждении на протяжении всего образовательного процесса в период основного пребывания детей, в результате чего не соблюдаются требования законодательства об образовании, об охране здоровья несовершеннолетних, санитарно-эпидемиологические нормы и правила, грубо нарушаются права и охраняемые законом интересы воспитанников данного учреждения на сохранение и укрепление здоровья, что может создать угрозу их жизни и здоровью. Ответчик полагает, что для надлежащей организации медицинского обслуживания учеников образовательных учреждений необходимы совместные действия как образовательных учреждений, так и учреждения здравоохранения; ссылается на отсутствие необходимого числа работников и на невозможность обеспечить нахождение медицинской сестры в школах в течение 12 часов, так как это количество рабочего времени выходит за пределы продолжительности рабочего дня одного работника, закрепленного за школами.
Суд полагает, что данные доводы ответчика противоречат приведенным выше нормам закона.
Так, в соответствии с п. 2 Приложения № 6 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н, «на должность медицинской сестры (фельдшера) назначается специалист в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247) по специальности «медицинская сестра», «фельдшер».
Пунктом 5 Приложения № 2 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н, рекомендованы штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях исходя из 100-500 обучающихся в общеобразовательных организациях на 1 должность медицинской сестры (фельдшера).
Согласно представленной в материалы дела справке № 192 от 07.09.20189 года (л.д. 32) наполняемость МОБУ «ООШ № 5» на 01.09.2018 года составляет 224 человека учащихся. В соответствии с информацией от 10.09.2018 года (л.д. 33), на 01.09.2018 года в МОБУ «СОШ № 2» количество обучающихся составляет 786 человек. В связи с проведением капитального ремонта помещения МОБУ «ООШ № 5», обучение учащихся МОБУ «ООШ № 5» организовано на 2018-2019 учебный год на базе МОБУ «СОШ № 2». Следовательно, общее количество обучающихся составляет 1 010 человек.
Таким образом, исходя из положений Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н, с учетом наполняемости учебных учреждений, обучающиеся в количестве 1 010 человек должны быть обеспечены 2 медицинскими сестрами.
Суд полагает что из положений части 1 статьи 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подпункта 9 пункта 1 статьи 34 Закона об образовании, статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающихся должна обеспечивать возможность получение такой помощи обучающимися в течение всего времени пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность во время осуществления образовательной деятельности. Иное понимание указанных норм означало бы невозможность обеспечения прав несовершеннолетних на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.
При этом, суд не принимает во внимание доводы ответчика о нехватке кадров, поскольку данное обстоятельство не является основанием, освобождающим от выполнения требований действующего законодательства. С учетом изложенного, ответчик, вправе и должен самостоятельно решать вопросы по формированию кадров, определению графика работы своих работников таким образом, чтобы обеспечивать исполнение требований действующего законодательства и заключенных и договоров в данной сфере.
В результате отсутствия медицинского работника в МОБУ СОШ № 2 и МОБУ ООШ № 5 в течение всего образовательного процесса школ и пребывания в ней детей, грубо нарушаются права и охраняемые законом интересы обучающихся на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.
Права несовершеннолетних на жизнь и здоровья являются одними из наиболее важных и охраняемых государством прав человека и должны безусловно обеспечиваться медицинскими организациями при исполнении требований действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования Минусинского межрайонного прокурора к КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» об обязании совершить действия подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» обеспечить оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся в МОБУ «СОШ № 2» и МОБУ «ООШ № 5» в течение всего образовательного процесса, а именно в учебные дни в период с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут медицинским работником, отвечающим требованиям Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: