№2-484/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.01.2019г. г.Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
Судьи Романовой С.Ф.
При секретаре Шемшур М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах Российской Федерации и в интересах государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области к Карпович Д. А., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Шахты Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и в интересах государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области к Карпович Д.А., федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, ссылаясь на то, что согласно справке и выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № Карпович (Левченко) Д.А. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. В соответствии с п.8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015г. №н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев). Таким образом, признание гражданина инвали<адрес> группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от 27.11.2018г. исх. № установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Карпович (Левченко) Д.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования Карпович (Левченко) Д.А. также отсутствуют. В МБУЗ «ЦГБ <адрес>», согласно ответу на запрос от 20.11.2018г. №, Карпович (Левченко) Д.А. за медицинской помощью не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась. В соответствии с информацией Следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> в период с января по май 2017г. также сведений о прохождении Карпович Д.А. в установленном законом порядке медико-социальной экспертизы в Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не имеется. Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» <адрес>, Следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> опровергают факт проведения в отношении Карпович Д.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, законного установления ему группы инвалидности. В результате проверки недобросовестность Карпович Д.А. установлена и подтверждена материалами дела. Согласно представленным ГУ УПФР в <адрес> сведениям Карпович Д.А. за период с 23.03.2016г. по 30.11.2017г. получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 350 991 руб. 98 коп. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором <адрес> в защиту интересов Российской Федерации в связи с тем, что незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации. Поэтому истец вынужден обратиться в суд и просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. об установлении Карпович Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Карпович Д.А. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> незаконно полученные за период с 23.03.2016г. по 30.11.2018г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 350 991 руб. 98 коп.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. об установлении Карпович Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Представитель истца – старший помощник прокурора Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, поддержала требования в полном объеме.
Представитель истца ГУ УПФР в г. Шахты в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежаще.
В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца ГУ УПФР в г. Шахты.
Ответчик Карпович Д.А. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала (л.д.39).
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Карпович Д.А.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска не возражал, поскольку сведениями о прохождении Карпович Д.А. медико-социальной экспертизы в бюро № – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России учреждение не располагает, дело медико-социальной экспертизы Карпович Д.А., а также сведения о нем в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, в отсутствуют.
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России.
Выслушав объяснения представителей истцов, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 4 ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главного бюро.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).
Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.5, 6 указанных Правил).
Согласно п.15 указанных Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий (п.16).
Согласно же ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Однако, как установлено в судебном заседании, Карпович (Левченко) Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» <адрес> не обращалась, направление на медико-социальную экспертизу ей не выдавалось (л.д.23-31), в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Карпович (Левченко) Д.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России отсутствуют (л.д.32-33).
Таким образом, справка Бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. и выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. были выданы Карпович (Левченко) Д.А. без законных на то оснований и в нарушение вышеперечисленных норм закона.
Поэтому требования истцов о признании недействительными справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. и выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт незаконной выдачи Карпович (Левченко) Д.А. справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г., соответственно отсутствовали основания, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ, для выплаты Карпович Д.А. пенсии и ЕДВ за период с 23.03.2016г. по 30.11.2018г. в сумме 350 991 руб. 98 коп.
К тому же, 20.12.2018г. ответчик Карпович Д.А. произвела возврат полученных за период с 23.03.2016г. по 30.11.2018г. пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат на общую сумму 350 991 руб. 98 коп. (л.д.36,37).
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, а организациями - 6000 рублей.
Принимая во внимание, что прокурор <адрес> обратился в суд в интересах РФ в лице Пенсионного фонда Российской Федерации, соответственно размер госпошлины составит 6 000 руб. – за требования неимущественного характера, т.е. за требования о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования.
При таких обстоятельствах, с ответчиков надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 6 000 руб. в доход местного бюджета в равных долях (за требование неимущественного характера).
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Шахты, предъявленного в интересах Российской Федерации, ГУ УПФР в г. Шахты к Карпович Д. А., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом - удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 23.03.2016г. об установлении Карпович Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Карпович Д. А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 000 руб.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.
Судья /подпись/
Копия верна: Судья С.Ф. Романова
Секретарь М.С. Шемшур
Решение изготовлено в окончательной форме 25.01.2019г.