Дело 2а-565/2024
73RS0002-01-2024-000112-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 05 февраля 2024 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бойковой О.Ф.,
при секретаре Салюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Земсковой Любови Анатольевны к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска №275 от 11.03.2022г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова д. 37 до 2030 года; возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным п.2 постановления администрации <адрес> № от 11.03.2022г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> до 2030 года; возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов. По результатам проверки было установлено, что постановлением администрации <адрес> № от 11.03.2022г. многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение указанного дома предусмотрено в 4 квартале 2030г. Вместе с тем, дальнейшая эксплуатация данного дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья. Актом агентства государственного и строительного надзора <адрес> от 02.11.2023г. установлены различные дефекты и повреждения многоквартиртирного жилого <адрес>. Выявленные дефекты и повреждения свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома. Считает, что указанный срок-4 квартал 2030г.-сноса и отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, относится к компетенции органа местного самоуправления. В силу закона срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным. Дальнейшая эксплуатация жилого <адрес> в <адрес> и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации <адрес> об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом в разумный срок. Просит признать незаконным п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирных домов аварийных и подлежащими сносу» <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, до 2030 года; обязать администрацию <адрес> установить разумные сроки сноса аварийного <адрес> и отселения из него жителей.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Деньгин К.М., исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г.Ульяновска, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены.
В судебном заседании заинтересованные лица, Маслюкова Е.Н.. Земскова И.А., Мартьянов А.В., Мартьянова Н.К., Валеева (Мартьянова) И.А., Мартьянова О.А., Антонычев С.А., Кузнецова О.А., Денисова А.А., Маркова И.А., Шаталина В.С., Кудряшова О.А., Кудряшов А.В., Ильмухина (Кудряшова) С.А., Максимова (Кудряшова) ЕА., Жданова Е.Н., Стенюшкина (Жданова) И.А., Власенко Ю.И.
Заинтересованные лица, Мокрова А.А., Слюнькина И.В., Пугачева (Захарчева) К.С. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть в их отсутствие.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
С учетом мнения лиц, явившихся в судебное заседание, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснение лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы рассматриваемого административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
В соответствии с частью 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Положения статей 14, 15 закона N 131-ФЗ определяют, что к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 18 закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъекты Российской Федерации).
При этом одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии со статьями 14 и 32 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (в ред. от 28.09.2022) (далее – Положение №47) к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно- восстановительных работ, определение срока сноса многоквартирного дома.
Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 8 от 17.02.2022г., утвержденной постановлением администрацией <адрес> от 24.09.2021г. №, принято решение о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из технического заключения № от 03.12.2021г. АО «Имущественная корпорация <адрес>» по результатам обследования несущих конструкций жилого <адрес> следует, что в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое состояние основных строительных конструкций многоквартирного жилого <адрес> характеризуется как аварийное. В связи с высоким физическим износом несущих конструкций жилого дома в пределах 61-80% (ветхое состояние) и снижением до аварийного уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций жилой дом подлежит сносу.
Постановлением администрации города Ульяновска от 11.03.2022г. №275 вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц согласно Приложения к данному постановлению, до 31.12.2030г.
Согласно акту обследования жилого помещения подготовленного специалистами Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 02.11.2023г. установлено:
- жилой дом 37 по ул. Герасимова г. Ульяновска 1952 года постройки, двухэтажный, 12-ти квартирный, кирпичный. Дом оснащен электроснабжением, газоснабжением, центральным отоплением. Холодным водоснабжением;
- с фасадной и дворовой стороны дома имеются трещины, повреждение кирпичной кладки по периметру дома, отмостка по периметру дома почти полностью отсутствует либо разрушена; имеются повреждения цоколя по всему периметру дома; перекос окон ввиду подвижности кирпичей;
- деформация деревянной конструкции лестниц, отслоение штукатурных слоев, частичное отсутствие перил, частичное разрешение потолков в подъездах;
- частичное разрушение подвального помещения;
- разрушение кровельного покрытия;
- в <адрес> на 2 этаже проседание деревянного покрытия пола на кухне; в жилой комнате на потолке следы протечек.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома, отселение жителей из аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Как следует из п. 2 ч.2 ст.16 «О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных жилых домов при наличии угрозы их обрушения.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения граждан относится к компетенции органа местного самоуправления, однако в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии заслуживающих внимания доводов административного истца о том, что дальнейшая эксплуатация жилого дома по <адрес> и проживания в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации <адрес> об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.
Разрешая требования прокурора об обязании администрации г.Ульяновска установить разумные сроки сноса аварийного <адрес> и отселения из него, суд исходит из следующего.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения №47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 данного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В пунктах 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года (вопрос №3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, вышеприведенного Положения №47, определение срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Исковые требования об определении разумных сроков для сноса аварийного дома не могут быть удовлетворены, поскольку оспариваемое постановление администрации г.Ульяновска предусматривает лишь сроки отселения жильцов, но не устанавливает сроки сноса дома.
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как разъяснено в п.22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
С учетом изложенного, суд возлагает на администрацию <адрес> обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения физических и юридических лиц аварийного <адрес> в <адрес>, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.177-178 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Земсковой Любови Анатольевны к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска №275 от 11.03.2022г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова д. 37 до 2030 года; возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома, удовлетворить.
Признать незаконным п.2 постановления администрации г.Ульяновска № 275 от 11.03.2022г. «О признании многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул. Герасимова д. 37 до 2030 г.
Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения физических и юридических лиц аварийного дома 37 по ул. Герасимова г.Ульяновска, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации г.Ульяновска № 275 от 11.03.2022г.
Об исполнении решения суда по административному делу сообщить в суд и заинтересованным лицам (жителям аварийного дома №37 по ул. Герасимова в г.Ульяновске) в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бойкова О.Ф.
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2024г.