Дело № 2-1419/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тейково Ивановской области 08 октября 2013 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО9, представителя третьего лица войсковой части 34048 по доверенности ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Тейково гражданское дело по иску ФИО4 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, командиру в/ч 47178, командиру в/ч 34048 о признании бездействия командира в/ч 47178, командира в/ч 34048 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства <адрес> незаконным, признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, в обоснование чего привёл следующее. ФИО4 проходил военную службу по контракту в в/ч 47178 в должности командира взвода. Приказом Главного военно-медицинского управления МО РФ № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, приказом командира в/ч 47178 № от ДД.ММ.ГГГГ – исключён из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения его календарная выслуга составила 22 года 3 месяца. На время прохождения военной службы ему и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу <адрес>, согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года, которая на момент его увольнения находилась на территории закрытого военного городка. Считает, что в соответствие со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства. Командир войсковой части 47178 не разъяснил порядок обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по постоянному избранному месту жительства, никаких мер по реализации права истца на обеспечение жильем не предпринял, несмотря на то, что в листе беседы, состоявшейся непосредственно перед увольнением, отражено, что он нуждается в улучшении жилищных условий в связи с рождением второго ребенка. Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства изложены в ст. 51 ЖК РФ и постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., к одним из которых относится проживание на территории закрытого военного городка и избрание места постоянного жительства после увольнения с военной службы. С учётом проживания на территории закрытого военного городка, отсутствия у него и членов его семьи жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания им постоянного места жительства считает возможным признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.
Просит признать за ним и членом его семьи - ФИО5, ФИО12 ФИО6 и ФИО1 - право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащий»; признать бездействия командира в/ч 47178 и командира в/ч 34048 по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», незаконным; признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ.
Представителем истца по доверенности ФИО9 частично изменен предмет иска: просит признать за истцом и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащий»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить истца и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В остальном исковые требования оставлены без изменений. Протокольным определением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные изменения исковых требований приняты к рассмотрению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания бездействия командира в/ч 34048 и командира в/ч 34048 по вопросу признания ФИО4 и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», незаконным прекращено в связи с отказом представителя истца по доверенности ФИО9 от части исковых требований.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 34048 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В судебном заседании истец ФИО4 не участвовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца ФИО9 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ ФИО10, действующая на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменной отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные требования не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ФИО4 проходил военную службу в войсковой части 47178, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, приказом командира в/ч 47178 № от ДД.ММ.ГГГГ – исключён из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения его календарная выслуга составила 22 года 3 месяца.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № “О статусе военнослужащих” установлен порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов их семей.
Порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего. Истец не обращался с должным рапортом. Органы Министерства обороны не препятствовали заявителю в реализации его прав, в виду чего отсутствует спор о праве. Истец знал о предстоящем увольнении и имел возможность при желании направить заявление и пакет документов для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в установленные законодательно сроки. После оформления листа беседы с военнослужащим, где решается вопрос о его отношении к увольнению, военнослужащий не исключается на следующий день из списков состава части, этому предшествует определенный период времени, достаточный для предоставления заявления в уполномоченный орган. Представление на увольнение направляется командиром части в вышестоящий орган военного управления. Полагает, что исходя из положений п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», у ФИО4 отсутствует право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения носит заявительный характер, а не абсолютный.
Считает, что поскольку первый контракт о прохождении военной службы заключен ФИО12 В.О. до ДД.ММ.ГГГГ у него не возникло право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. Право на получение жилья от МО РФ по месту прохождения военной службы истцом реализовано. Ему предоставлено жилое помещение для постоянного проживания в виде двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> (талон к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ года) и где он и проживает в настоящее время.
Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Третьи лица ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ФИО6, в судебное заседание не явились о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, имеются заявления о рассмотрении дела без их участия, исковые требования считают обоснованными, просят суд их удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковой части 34048 ФИО8 возражений против удовлетворения заявленных исковых требований не представила.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Суд считает возможным рассмотрение данного дела в порядке заочного производства.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Истец со своей семьёй, состоящей из супруги ФИО5, детей ФИО6 и ФИО1, проживает в предоставленной по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатной квартире жилой площадью 28,2 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 12,13,14), находящейся на момент увольнения на территории закрытого военного городка «Красные Сосенки» (распоряжение Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГг.).
ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного военно-медицинского управления МО РФ № по личному составу ФИО4, начальник отдела хранения подвижной медицинской техники в/ч 47178, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, приказом командира в/ч 47178 № от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава войсковой части с календарной выслугой 22 года 3 месяца (л.д. 8,9).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Действующая на момент увольнения ФИО4 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В настоящее время обеспечение указанных военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.
Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания.
Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и других полномочия.
Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО4 имели место: он имеет продолжительность военной службы более 20 лет, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 77-80), проживал на момент увольнения на территории закрытого военного городка. То есть, на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО10 ссылается на отсутствие обращения ФИО4 в орган, уполномоченный (на момент его увольнения с военной службы) принимать заявления и выносить решение о признании (об отказе в признании) нуждающимися в получении жилого помещения. В связи с чем полагает отсутствие у ФИО4 на момент увольнения волеизъявления в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Однако, данная позиция представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ является необоснованной, свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, а также противоречит материалам дела и установленным в ходе судебного заседания обстоятельствам.
Во время прохождения военной службы, перед увольнением ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО12 В.О. было подано заявление на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, данное обстоятельство подтверждается сообщением ФГ КЭУ «43 ЭТК» в/ч 62681 (л.д.40).
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, а также следует из материалов дела, после увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 В.О. подавалось заявление на имя начальника Тейковского гарнизона на отселение его из закрытого военного городка (л.д.68).
Согласно сообщению ФГКЭУ «43 ЭТК» (войсковая часть 62681) от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО4 являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Дело передано в Территориальный лтдел № ДЖО МО РФ <адрес> (л.д. 67).
Согласно справке военного комиссариата <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, майор запаса ФИО4 в отделе военного комиссариата <адрес> и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из ВС РФ на оформлял (л.д.76).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
На момент увольнения ФИО4 проживал в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, не обеспечен он им и до настоящего времени.
Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО4 является нарушением его жилищных прав, предоставленных ему федеральным законодательством.
При этом суд учитывает, что, предоставив истцу жилое помещение на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает права истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Квартира, в которой проживает истец, с учётом нахождения её на момент увольнения на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников служебных жилых помещений не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая им квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных.
В судебном заседании установлено, что ФИО4, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволен по истечении срока контракта и, будучи не обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства, продолжал проживать в закрытом военном городке по последнему месту службы (<адрес>). При этом он изъявлял желание переселиться из закрытого военного городка, а также является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Подпрограмма).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 14 указанной статьи закреплено право увольняемых военнослужащих при перемене места жительства на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи ГЖС в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
ФИО4 не желал после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а выразил желание об отселении из закрытого военного городка. При этом, как установлено в судебном заседании, ФИО4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоял в списках военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, являлся участником программы «Жилище». В настоящее время ни одна из форм, предусмотренных законодательством РФ, обеспечения жилым помещением истцом так и не реализована.
Суд не принимает доводы представителя ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о том, что года у ФИО4 не возникло право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, а право на получение жилья от МО РФ по месту прохождения им военной службы ФИО12 В.О. реализовано, предоставлением ему жилого помещения для постоянного проживания в виде двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, исходя из следующего.
Обосновывая свои возражения, представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ ФИО10 ссылается на положения п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ года).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пункт 3 статьи 6).
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии с подп. "г" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках является самостоятельным основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
Также в соответствии с п. 4 ранее действовавших Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522, право на получение сертификата имели граждане (независимо от их правового статуса), подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичная норма предусмотрена и подп. "б" п. 5 ныне действующих Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153.
Граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке были признаны нуждающимися в получении ГЖС в порядке переселения из закрытого военного городка и включались в сводный список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522) и (или) в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (форма определена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153), но по независящим от них причинам (небольшое количество ГЖС для данной категории граждан) не были обеспечены жилищными сертификатами до исключения указанных военных городков из перечня закрытых, безусловно должны реализовать свое право на получение ГЖС, либо отселение по избранному месту жительства.
Пунктами 28, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 80, (действовавшей в спорный период времени - до ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение ГЖС в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении ГЖС, либо подлежащими переселению по избранному месту жительства на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении ГЖС, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, либо, как лица, подлежащие переселению по избранному месту жительства, в случае их согласия, должны сохранять право на получение ГЖС, либо отселение по избранному месту жительства, так как такие граждане имели право на получение ГЖС, либо на отселение по избранному месту жительства и, по не зависящим от них причинам, не смогли реализовать указанное право.
По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В части, касающейся жилищного законодательства, следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
По существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.
С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу. При этом, по смыслу вышеуказанного законодательства, если не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется и после того, как городок сделают открытым.
ФИО4 изъявил желание участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата, как проживающий в закрытом военном городке, то есть до издания распоряжения Правительства РФ №487-р от ДД.ММ.ГГГГ.
"Открытие" закрытых военных городков - это одно из направлений сокращения общего количества военных городков, связанного с передислокацией и расформированием (ликвидацией) воинских частей, дислоцировавшихся ранее на территориях этих военных городков.
Поскольку истцом не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется за военнослужащим и после того, как городок стал открытым.
Суд приходит к таким выводам с учетом практики Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в соответствии с которой под категорией «собственность» понимается не только «существующая собственность», но и активы, включая требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что у него имеются «правомерные ожидания» осуществления своего имущественного права (п.53 решения ЕСПЧ по делу «Булвес против Болгарии» (жалоба №3991/03), решение по делу «Енерйилдиз против Турции» (№48939/99).
С учетом данной практики суд также находит, что военнослужащие, принятые на учет и не совершившие при этом каких-либо неправомерных действий, правомерно ожидали, что их право на жилище будет реализовано.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ № следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..
Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что он является надлежащим ответчиком по делу.
Учитывая, что право ФИО4 на признание его нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по окончанию контракта при общей продолжительности военной службы более 20 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, проживал с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися № от ДД.ММ.ГГГГг.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ говорит о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ряда других нормативных правовых актов, устанавливающих конкретные формы реализации таких гарантий.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими полному удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 23 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО4 удовлетворить.
Признать за ФИО12 ФИО4 и членами его семьи – ФИО5, ФИО1, ФИО12 ФИО6 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать ФИО4 и членов его семьи – ФИО2, ФИО3, ФИО6 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО4 и членов его семьи – ФИО2, ФИО3, ФИО6 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.
Судья Алешина О.А.