РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года г. Тарко-Сале
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,
при секретаре судебного заседания Литвин Е.А.,
с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Борчанинова И. С.,
истца Лебедевой А.В., законного представителя истца Лебедевой Т.О., представителя ответчика Якоб Н.Н., представителя третьего лица Матюшкина Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-604/2018 по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах несовершеннолетней Лебедевой Анастасии Вадимовны к Администрации муниципального образования п. Уренгой о взыскании компенсации морального вреда,
третьи лица муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», общество с ограниченной ответственностью «Иннополюс»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах несовершеннолетней Лебедевой А.В., обратился в суд с иском к ответчику Администрации МО п. Уренгой о взыскании компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> на несовершеннолетнюю Лебедеву А.В. напала бездомная собака, которая своими укусами причинила ей телесные повреждения. В этот же день несовершеннолетняя Лебедева А.В. обратилась за оказанием неотложной медицинской помощи в филиал ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская ЦРБ» «Уренгойская районная больница», где е был установлен диагноз – укушенная рана левой кисти. Согласно графику введения антирабической вакцины Лебедева А.В. прошла курс лечения в виде инъекций от бешенства, которое она получала в виде прививок препарата КОКАВ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В результате укуса безнадзорного животного Лебедева А.В. подверглась эмоциональному стрессу, испытала физическую боль, продолжительное время проходила длительное лечение. Согласно ст. 8 Закона ЯНАО от 08.12.2003 № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории ЯНАО» отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами и настоящим законом. Решением собрания депутатов МО п. Уренгой от 19.12.2014 № 100 утверждены Правила содержания домашних животных и отлова безнадзорных животных на территории МЛ п. Уренгой, согласно которым отлов, временное содержание, захоронение безнадзорных животных могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующее разрешение на ведение данного вида деятельности, на основании заключенных соглашений с Администрацией п. Уренгой. Для достижения установленных уставом МКУ «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ «УГХ») целей, указанное учреждение осуществляет функции по регулированию численности безнадзорных животных на территории п. Уренгой. Отлов безнадзорных и бродячих животных производится на основании заключенного муниципального контракта МКУ «УГХ» со специализированной организацией. По результатам проведенного МКУ «УГХ» электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Иннополюс» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на сумму в размере 595 386 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий отлов 124 особей. Прокурор Пуровского района просил суд взыскать с Администрации МО п. Уренгой в пользу несовершеннолетней Лебедевой А.В. компенсацию морального вреда, причиненного нападением и укусом безнадзорной собаки в размере 50 000 руб.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Администрации МО п. Уренгой просит в удовлетворении исковых требований отказать. Администрацией в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований в 2017 году произведены все действия, связанные с отловом безнадзорных животных. За 2017 год Администрацией заключено 4 контракта, безнадзорные животные отлавливались регулярно, отловлено 222 особи, в том числе за сентябрь 32 особи. Вины Администрации в том, что бродячая собака укусила несовершеннолетнюю Лебедеву А.В., не имеется, кроме того, сумма компенсации морального вреда является завышенной.
В судебное заседание третье лицо ООО «Иннополюс» не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено, о причинах неявки не сообщило.
Дело рассматривается в отсутствии третьего лица ООО «Иннополюс» на основании ст. 167 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании прокурор пояснил, что Администрация МО п. Уренгой имеет право по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения. В целях реализации данных мероприятий Администрация МО п. Уренгой создала МКУ «Управление городского хозяйства». Отлов безнадзорных и бродячих животных в п. Уренгой производится на основании заключенного муниципального контракта МКУ «Управление городского хозяйства» со специализированной организацией. По результатам проведенного МКУ «Управление городского хозяйства» электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Иннополюс» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлов и содержанию безнадзорных животных на сумму 595 386 рублей со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий отлов 124 особей. Так как есть факт нападения собаки на несовершеннолетнюю, значит Администрация МО п. Уренгой ненадлежащим образом исполняет обязанности по контракту.
Законный представитель несовершеннолетней Лебедева Т.О. исковые требования поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ дочь пошла выбросить мусор, через несколько минут она услышала с улицы крик: «Помогите!». Выйдя на улицу, увидела, что около дочери стоит собака, она отогнала собаку и отвела дочь домой. Дома она обработала дочери рану и отвезла в больницу, где дочери зашили рану. После чего дочь проходила курс лечения в виде инъекций от бешенства. После нападения собаки дочери было плохо, она была в полуобморочном состоянии. Собаку, напавшую на дочь, она видела неоднократно. На следующий день ДД.ММ.ГГГГ дочь звонила и сказала, что видит эту собаку возле магазина «Связной» и ей страшно идти. Она пошла её встречать. Они пытались найти хозяина собаки, но не смогли. На вид собака была не домашней, ошейника у нее не было. Со слов полицейских и врачей, им известно, что эта собака уже не первый раз нападает на людей. В поселке у них много собак без ошейников и они часто нападают на людей. После нападения собаки они в органы местного самоуправления не обращались. Собака была сверху бело-серая, снизу рыжая.
Несовершеннолетняя Лебедева А.В. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она пошла выбрасывать мусор. Возле своего дома увидела собаку, но не обратила на нее внимания, потому что она не рычала и не гавкала. Когда она проходила мимо собаки, собака кинулась на нее и схватила зубами за левую руку, она стала отворачиваться, собака укусила ее за кисть левой руки. Ей было очень больно, она сильно испугалась. Потом вышла мама, отогнала собаку, они пошли домой, обработали рану и поехали в больницу. Там в хирургическом отделении ей зашили рану, а потом ей ставили уколы от бешенства. Собака была бело-коричневого цвета, не домашняя, она была грязная, не ухоженная, без ошейника. Видела эту собаку на следующий день возле магазина «Связной». Собаку она не дразнила. После случившегося боится собак.
Представитель ответчика Якоб Н.Н. исковые требования не признала, пояснила, что Администрацией МО п. Уренгой в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований в 2017 году произведены все действия, связанные с отловом безнадзорных животных. За 2017 года Администрацией МО п. Уренгой заключено 4 контракта, безнадзорные животные отлавливались регулярно, отловлено 222 особи, в том числе за сентябрь 32 особи. Вины Администрации МО п. Уренгой в том, что бродячая собака укусила несовершеннолетнюю, не имеется.
Представитель третьего лица Матюшкин Н.Е. пояснил, что почти все собаки, которые бегают по улицам посёлка, имеют хозяев, сами хозяева не соблюдают правила выгула и содержания собак и отпускают их на самовольный выгул. Сколько было возвращено хозяевам собак из отловленных в 2017 год, не знает. Отлов безнадзорных животных производится каждый месяц и длится от 4 до 6 дней.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6).
В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 30.03.2015 № 64-ФЗ, включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
В силу ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
На основании ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 были утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», в п. 9.5 которых указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Требования по организации мероприятий по предотвращению распространения бешенства были адресованы органам государственной власти субъектов РФ и Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2005 № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в РФ» и от 29.08.2008 № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в РФ».
В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 (в редакции от 29.10.1992) «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время Постановление Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 не отменено и не противоречит каким-либо нормативным актам РФ.
В законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» раскрыто понятие безнадзорного животного - это домашнее животное, оставленное без попечения (п. 2 ст.1).
Согласно ст. 8 закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО, отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления. При этом отлов, содержание и использование этих животных осуществляются в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами и названным Законом.
В силу п. 4 ст. 8 закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО, должны содержаться в пунктах отлова и возвращаются владельцам по их требованию. Невостребованные владельцами животные по истечении 5 дней содержания в пунктах отлова могут передаваться по актам зоозащитным организациям, заинтересованным учреждениям, гражданам. При этом предусмотрена обязанность владельцев животных возмещать расходы по отлову, транспортировке, содержанию, кормлению и за оказанную в необходимых случаях ветеринарную помощь.
В частности, отловленные безнадзорные животные, согласно п. 4 ст. 8 закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО, должны содержаться в пунктах отлова и возвращаются владельцам по их требованию. Невостребованные владельцами животные по истечении 5 дней содержания в пунктах отлова могут передаваться по актам зоозащитным организациям, заинтересованным учреждениям, гражданам. При этом предусмотрена обязанность владельцев животных возмещать расходы по отлову, транспортировке, содержанию, кормлению и за оказанную в необходимых случаях ветеринарную помощь.
Из письма и.о. руководителя Департамента тарифной политики, энергетики жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в рамках Порядка предоставления и расходования субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству территорий поселений (городских округов), утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2015 № 1286-П, не предусмотрено финансирование за счет окружных субсидий мероприятий по отлову, содержанию, эвтаназии и утилизации безнадзорных животных.
Протоколом заседания санитарно-противоэпидемической комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2016 утвержден комплексный план мероприятий по профилактике бешенства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017-2020 г.г., пунктом 1.6. которого для органов местного самоуправления предусмотрены мероприятия по обеспечению сокращения численности безнадзорных животных, в том числе путем создания постоянно действующих бригад по отлову безнадзорных животных с финансовым обеспечением на территории муниципальных образований.
Согласно информации, представленной первым заместителем директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с формирования окружного бюджета на 2016 год, ежегодно в составе общего объема финансовой помощи, предоставляемой из окружного бюджета в форме дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования Пуровский район, учитывается финансовое обеспечение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в объеме 2 430 000 руб., согласно протоколу заседания комиссии по бюджетным проектировкам на 2016 год и на плановый период до 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес глав городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Кобылкиным Д.Н. было обращено внимание на то, что Законом автономного округа от 25.11.2016 № 90-ЗАО «Об окружном бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» по данным реестров расходных обязательств муниципальных образований учтены средства на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в части общего объема финансовой помощи из окружного бюджета и в этой связи указано на необходимость продолжить работу по ограничению численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований в автономном округе.
Как следует из информации, представленной первым заместителем директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с формирования окружного бюджета на 2016 год, ежегодно в составе общего объема финансовой помощи, предоставляемой из окружного бюджета в форме дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования Пуровский район, учитывается финансовое обеспечение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в объеме 2 430 000 руб., согласно протоколу заседания комиссии по бюджетным проектировкам на 2016 год и на плановый период до 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Согласно ч. 4.1. ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Согласно Уставу муниципального образования п. Уренгой, утвержденному решением собрания Депутатов муниципального образования п. Уренгой от 15.12.2005 № 7, муниципальное образование п. Уренгой входит в состав территории муниципального образования Пуровский район. Наделение статусом муниципального образования п. Уренгой осуществляется законом автономного округа.
В силу п. 14 ст. 7.1 Устава МО п. Уренгой органы местного самоуправления МО п. Уренгой имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Частью 5 ст. 46 Устава МО п. Уренгой может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с постановлением Администрации МО п. Уренгой от 23.05.2016 № 70 «О создании муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» создано муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» и утвержден устав данного учреждения.
В пункте 1.3. Устава МКУ «УГХ» указано, что учредителем и собственником имущества учреждения является МО п. Уренгой, от имени которого выступает Администрация МО п. Уренгой. Учреждение создано в целях реализации полномочий органов местного самоуправления п. Уренгой в сферах жилищного хозяйства, коммунального хозяйства, благоустройства, дорожной деятельности и транспорта (п. 2.1. Устава). Кроме того, в п. 2.2.13. Устава указано, что МКУ «УГХ» выполняет функции по регулированию численности безнадзорных животных.
Главным распорядителем бюджетных средств для МКУ «УГХ» является Администрация МО п. Уренгой (п. 1.5 Устава).
МКУ «УГХ» обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной росписью. При недостаточности денежных средств, ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник (п. 1.5 Устава).
Решением собрания депутатов МО п. Уренгой от 19.122014 № 100 утверждены Правила содержания домашних животных и отлова безнадзорных животных на территории МО п. Уренгой.
Согласно п. 1.4 Правил безнадзорные животные – это животные, находящиеся в общественных местах на территории муниципального образования без сопровождающего лица, либо пригульный скот.
В разделе 4 указанных Правил указан порядок отлова и временного содержания безнадзорных животных. Так, отлов, временное содержание, захоронение (кремацию) безнадзорных животных могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующее разрешение на введение данного вида деятельности на основании заключенных соглашений (муниципальных контрактов, договоров) с Администрацией п. Уренгой (п. 4.1.). Отлов безнадзорных животных производится в целях обеспечения регулирования численности безнадзорных животных, профилактики бешенства и других потенциально опасных для человека заболеваний, обеспечения эпидемиологического благополучия населения и условий безопасности граждан (п. 4.2.). Отлову подлежат безнадзорные животные, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающих их лиц (п. 4.3.). Отлов безнадзорных животных осуществляется специализированной организацией в соответствии с заключенными муниципальными контрактами с учетом обращений и заявлений граждан (п. 4.7.). Отловленные безнадзорные животные содержатся в специальных пунктах передержки. Невостребованные владельцами животные по истечении 5 дней содержатся в пунктах отлова и могут передаваться по актам зоозащитным организациям, заинтересованным учреждениям, гражданам (п. 4.9.). Отловленные безнадзорные животные и не востребованные владельцами или не переданные заинтересованным организациям, гражданам подлежат эвтаназии (п. 4.10.). Захоронение (кремация) безнадзорных животных осуществляется в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами и иными нормами специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение на право осуществления данной деятельности (п. 5.1.).
Отлов безнадзорных и бродячих животных производится на основании заключенного муниципального контракта (договора) МКУ «УГХ» со специализированной организацией. Размещение муниципального заказа на данный вид услуг производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Муниципальные контракты (договоры), заключаются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете муниципального образования п. Уренгой на соответствующий финансовый год.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района и ответчиком заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пуровского района бюджету МО п. Уренгой для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами местного самоуправления МО Пуровский район», согласно которому Администрация Пуровского района предоставила денежные средства в размере 10 870 000 руб. на оплату работ, услуг, связанных с выполнением муниципальных контрактов, договоров, соглашений по благоустройству объектов, в том числе на отлов безнадзорных животных в размере 600 000 руб. (л.д. 52-55).
Дополнительным соглашением № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ на отлов безнадзорных животных выделено 595 386 руб. (л.д. 56-57).
В ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация МО п. Уренгой сообщила, что в 2017 году на мероприятия по отлову безнадзорных животных предусмотрено в бюджете финансирование в размере 1 035 387 руб. 42 коп., в том числе ИМБТ – 595 386 руб., средств местного бюджета – 440 001 руб. 42 коп. В 2018 году на данные мероприятия предусмотрено 1 485 000 руб., в том числе ИМБТ 1 235 000 руб., средств местного бюджета – 250 000 руб. (л.д. 70, 71).
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ № заключен муниципальный контракт с ООО «Иннополюс», по условиям которого общество обязалось оказывать услуги по отлову безнадзорных животных на территории МО п. Уренгой, транспортировке, учету, содержанию, эвтаназии безнадзорных животных и утилизации биологических отходов, в соответствии с техническим заданием. Исполнитель обязуется оказать данные услуги с использованием собственного оборудования и персонала на территории п. Уренгой согласно заявке заказчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 2.2; п. 3.1 контракта) (л.д. 103-108).
Согласно п. 5.1 цена контракта составляет в размере 240 001 руб.
Из приложения № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исполнитель обязался самостоятельно организовать весь комплекс услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, транспортировке, утилизации, определять исполнителей и распределять ответственность между работниками своей организации (л.д. 109-110).
Объем оказываемых услуг: отлов и транспортировка, учет безнадзорных животных – 90 голов; содержание (передержка) безнадзорных животных – 90 голов; утилизация безнадзорных животных (собак) – 90 голов.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ к муниципальному контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Иннополюс» отловлено 28 животных, выполнено работ по отлову указанных животных, транспортировке, содержанию к утилизации, а также уничтожению биологических отходов на сумму в размере 74 666 руб. 84 коп.; акту № от ДД.ММ.ГГГГ – отловлено 23 животное, выполнено работ на сумму в размере 61 333 руб. 87 коп.; акту № от ДД.ММ.ГГГГ – отловлено 39 животных, выполнено работ на сумму в размере 104 000 руб. 91 коп. Выполненные работы ООО «Иннополюс» выполнены полностью и в срок (л.д. 111, 112, 113). Из актов приема-сдачи следует, что отловлено животных в количестве 90 голов, работы выполнены на общую сумму в размере 240 001,62 руб. Таким образом, обязательства по муниципальному контракту ООО «Иннополюс» выполнены в полном объеме.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО п. Уренгой отловлено 39 единиц безнадзорных животных, перевезено 33 единицы, передержано 23 единицы и кремированы 39 трупов животных (л.д. 114); справки № от ДД.ММ.ГГГГ – отловлено 23 единицы безнадзорных животных, перевезено 23 единицы, передержано 17 единиц и кремированы 23 трупов животных (л.д. 115); справки № от ДД.ММ.ГГГГ – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отловлено 28 единиц животных (л.д. 116).
Заключением экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Иннополюс» услуги по исполнению муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ оказаны в полном объеме, надлежащего качества и в сроки, предусмотренные контрактом, в связи с чем результат исполнения подлежит приемке без применения штрафных санкций (л.д. 117, 118).
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УГХ» с ООО «Иннополюс» заключили договор на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого общество обязалось оказывать услуги по отлову безнадзорных животных на территории МО п. Уренгой, транспортировке, учету, содержанию, эвтаназии безнадзорных животных и утилизации биологических отходов в количестве 21 единицы. Исполнитель обязуется выполнить работы по договору качественно в согласованном объеме и в сроки, собственными материалами и оборудованием (п.п. 1.1, 2.3.1 договора) (л.д. 79-81).
Цена настоящего договора составляет в размере 99 999 руб. 9 коп. (п.п. 4.1 договора).
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ сдачи приемки выполненных работ (оказанных услуг) к договору № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Иннополюс» отловлено 21 животное, выполнено работ на общую сумму в размере 99 999 руб. 9 коп. (л.д. 84).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отловлено 21 безнадзорное животное (л.д. 83).
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УГХ» с ООО «Иннополюс» заключили договор на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого общество обязалось оказывать услуги по отлову безнадзорных животных на территории МО п. Уренгой, транспортировке, учету, содержанию, эвтаназии безнадзорных животных и утилизации биологических отходов в количестве 21 единицы. Исполнитель обязуется выполнить работы по договору качественно в согласованном объеме и в сроки, собственными материалами и оборудованием (п.п. 1.1, 2.3.1 договора) (л.д. 73-75).
Цена настоящего договора составляет в размере 99 999 руб. 9 коп. (п.п. 4.1 договора).
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ сдачи - приемки выполненных работ (оказанных услуг) к договору № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Иннополюс» отловлено 21 животное, выполнено работ на общую сумму в размере 99 999 руб. 9 коп. (л.д. 77).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отловлено 21 безнадзорное животное (л.д. 78).
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ № заключен муниципальный контракт с ООО «Иннополюс», по условиям которого общество обязалось оказывать услуги по отлову безнадзорных животных на территории МО п. Уренгой, транспортировке, учету, содержанию, эвтаназии безнадзорных животных и утилизации биологических отходов, в соответствии с техническим заданием. Исполнитель обязуется оказать данные услуги с использованием собственного оборудования и персонала на территории п. Уренгой согласно заявке заказчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 2.2; п. 3.1 контракта) (л.д. 85-90).
Согласно п. 5.1 цена контракта составляет в размере 595 386 руб.
Из приложения № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исполнитель обязался самостоятельно организовать весь комплекс услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, транспортировке, утилизации, определять исполнителей и распределять ответственность между работниками своей организации (л.д. 91-92).
Объем оказываемых услуг: отлов и транспортировка, учет безнадзорных животных – 124 головы; содержание (передержка) безнадзорных животных – 124 головы; утилизация безнадзорных животных (собак) – 124 головы.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ к муниципальному контракту № № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Иннополюс» отловлено 27 животных, выполнено работ по отлову указанных животных, транспортировке, содержанию к утилизации, а также уничтожению биологических отходов на сумму в размере 129 640 руб. 05 коп.; акту № от ДД.ММ.ГГГГ – отловлено 32 животное, выполнено работ на сумму в размере 163 648 руб.; акту № от ДД.ММ.ГГГГ – отловлено 29 животных, выполнено работ на сумму в размере 139 243 руб. 05 коп.; акту № от ДД.ММ.ГГГГ – отловлено 36 животных, выполнено работ на сумму в размере 172 854 руб. Выполненные работы ООО «Иннополюс» выполнены полностью и в срок (л.д. 97, 98, 99, 100). Из актов приема-сдачи следует, что отловлено животных в количестве 124 головы, работы выполнены на общую сумму в размере 595 386 руб. Таким образом, обязательства по муниципальному контракту ООО «Иннополюс» выполнены в полном объеме.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ было отловлено 27 единиц животных; справки № от ДД.ММ.ГГГГ – за сентябрь 2017 года отловлено 32 единицы животных; справки от ДД.ММ.ГГГГ – за ноябрь 2017 года отловлено 29 единиц животных; справки № от ДД.ММ.ГГГГ – за декабрь 2017 года отловлено 36 единиц животного (л.д. 93, 94, 95, 96).
Заключением экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Иннополюс» услуги по исполнению муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ оказаны в полном объеме, надлежащего качества и в сроки, предусмотренные контрактом, в связи с чем результат исполнения подлежит приемке без применения штрафных санкций (л.д. 101, 102).
Судом установлено, что фактически, представленные доказательства об исполнении муниципальных контрактов и договоров об оказании услуг в 2017 году ООО «Иннополюс», исключают возможность для суда убедиться в том, что мероприятия по отлову безнадзорных животных на территории п. Уренгой в 2017 году осуществлялись надлежащим образом.
Судом установлено, что наличие собственного пункта временного пребывания (приюта) на территории МО п. Уренгой или на территории Пуровского района и у ООО «Иннополюс» не имеется.
Отсутствие у исполнителей муниципальных контрактов пункта временного пребывания (приюта) для содержания отловленных животных, не убеждает суд в том, что все животные, за которых оплачены бюджетные деньги, были отловлены именно на территории п. Уренгой, также как и в том, что после отлова эти животные вновь не оказывались на улицах города.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на несовершеннолетнюю Лебедеву А.В. напала бездомная собака, которая своими укусами причинила ребенку телесные повреждения в виде укушенной раны левой кисти.
Из амбулаторной карты Лебедевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лебедева А.В. обратилась за медицинской помощью в больницу с жалобой на боли и наличие раны в области левой кисти. Диагноз: укушенная рана левой кисти. Травма причинена неизвестной собакой (л.д. 13-20).
Согласно графику введения антирабической вакцины Лебедева А.В. прошла курс лечения в виде инъекций от бешенства, которое она получала в виде прививок препарата КОКАВ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению из медицинского учреждения ОСМП п. Уренгой, зарегистрированного в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, фельдшер Новикова сообщила, что в больницу в 15:11 за медицинской помощью обратилась несовершеннолетняя Лебедева А.В., диагноз: укушенная рана правой кисти (л.д. 39).
В объяснении несовершеннолетняя Лебедева А.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты> вышла из дома выгулять свою собаку и выбросить мусор. После того как она выкинула мусор они с собакой направились к подъезду. Навстречу к несовершеннолетней направлялась бесхозяйная собака ростом ей по пояс, рыжей окраски с белой полоской в области шеи. Взяв свою собаку в руки, бесхозяйная собака укусила ее за левую кисть, а затем за левое предплечье (л.д. 40-41).
Объяснения матери несовершеннолетней Лебедевой А.В. Лебедевой Т.О. аналогичны объяснениям несовершеннолетней (л.д. 42-43).
По результатам проведения проверки по поступившему телефонному сообщению из ОСМП УРБ п. Уренгой УУП ОП по п. Уренгой ОМВД России по Пуровскому району Атиновым Б.И. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - отсутствие события преступления (л.д. 37).
ОМВД России по Пуровскому району ДД.ММ.ГГГГ внесено Администрации МО п. Уренгой представление в связи с участившимися случаями нападения бесхозяйными собаками на жителей п. Уренгой. В целях предупреждения и ограждения людей от нападения бесхозяйных собак и укусов Администрации необходимо рассмотреть данное представление на совещании и направить ответ о проведенных мероприятиях по отлову бесхозяйных собак на территории МО п. Уренгой (л.д. 47).
В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация МО п. Уренгой указала, что специалистами МКУ «УГХ» и Администрации регулярно проводятся рейды по выявлению владельцев животных, нарушающих ст. 7.3 «Несоблюдение правил по содержанию домашних животных» Закона ЯНАО от 16.12.2004 № 81-ЗАО «Об административном правонарушении». В целях снижения численности безнадзорных животных на территории поселения со специализированной организацией, осуществляющей деятельность по отлову и содержанию безнадзорных животных на постоянной основе заключаются муниципальные контракты на отлов безнадзорных животных (на сегодняшний день отловлено 181 особь). Дополнительно проводятся мероприятия по предупреждению укусов животных: размещена информация о порядке выгула и содержания домашних животных на официальном сайте Администрации и в социальных сетях и т.д. (л.д. 72).
Таким образом, на момент причинения вреда несовершеннолетней Лебедевой А.В. органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> и ее структурных подразделений, добровольно приняли на себя обязанность на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселка.
На указанные цели в 2017 году в бюджете муниципального образования <адрес> были предусмотрены денежные средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Исковое заявление прокурором Пуровского района предъявлено в защиту несовершеннолетней Лебедевой А.В., которая в силу своего возраста не может самостоятельно отстаивать свои права.
Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Открытый перечень охраняемых законом неимущественных благ приведен в ст. 20 - 23 Конституции РФ и п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, к ним относятся жизнь и здоровье.
Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными гл. 59 ГК РФ и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года № 10).
Таким образом, Администрация МО п. Уренгой ненадлежащим образом осуществляла полномочия в части организации мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории п. Уренгой, следствием чего несовершеннолетняя Лебедева А.В. была подвержена укусу безнадзорной собаки, в связи с чем Администрация МО п. Уренгой должна возместить вред, причиненный потерпевшей за счет средств казны МО п. Уренгой.
Учитывая обстоятельства дела, степень вины ответчика, отсутствие тяжелых неблагоприятных последствий для несовершеннолетней Лебедевой А.В., характер и степень перенесенных ею нравственных страданий в результате укуса безнадзорной собаки, период лечения, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., которая подлежит взыскании с Администрации МО п. Уренгой в пользу несовершеннолетней Лебедевой А.В. за счет средств казны муниципального образования п. Уренгой.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. В этой связи оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░ 19 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░