Дело № 2а-5023/2022
73RS0004-01-2022-009294-55
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2022 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи О.В. Миллер,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Курчангиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузьмина Михаила Сергеевича к призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», призывной комиссии по Ульяновской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л :
Кузьмин М.С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», призывной комиссии по Ульяновской области о признании незаконным решения призывной комиссии, указав следующее.
Кузьмин М.С. состоит на учёте в военном комиссариате Заволжского района г. Ульяновска.
Призывной комиссией Заволжского района г. Ульяновска от 23.11.2022 принято решение о призыве административного истца на военную службу. Ранее проведенной медицинской комиссией ему изменена категория годности к военной службе с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>».
Призывной комиссией Ульяновской области от 24.11.2022 ему также подтверждена категория годности «<данные изъяты>» и выдвинуто требование явиться 25.11.2022 для отправки в армию.
Считает, что изменение категории административными ответчиками учтено преждевременно, без достаточных к тому оснований.
Кузьмин М.С. <данные изъяты>
Согласно результатам <данные изъяты>, составленным <данные изъяты> у истца обнаружены: <данные изъяты>.
На амбулаторном приеме <данные изъяты> <данные изъяты> от 23.11.2022 ему установлен диагноз: <данные изъяты>. Также выявлено сопутствующее заболевание: <данные изъяты>. Назначен амбулаторный режим лечения и дополнительно обследование: <данные изъяты>. Указано на необходимость предоставления выписки из детской амбулаторной карты и необходимость явки к <данные изъяты> по результатам обследования.
В связи с наличием <данные изъяты>, врачом травматологом <данные изъяты> от 21.11.2022 установлен следующий диагноз: <данные изъяты>, со следующими рекомендациями: <данные изъяты>.
<данные изъяты>, он не может пройти в период службы, поскольку требуется ношение <данные изъяты> что в армейских условиях невозможно.
На основании ч.4 ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, а также в иных случаях, перечисленных в названной норме, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.1 ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»),
В силу п.5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п.13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Заключение <данные изъяты> от 23.11.2022 им представлено на заседание призывной комиссии после окончания медицинской комиссии, поскольку к <данные изъяты>, несмотря на наличие врожденного <данные изъяты>, он не был направлен, а вынужден был записываться к данному врачу самостоятельно.
В связи с изложенным, для правильной оценки категории годности к военной службе, по критериям указанным в ст.ст. 10, 13, 73, 85 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, ответчик обязан был возобновить медицинский осмотр в отношении него и медицинской комиссией ему должны быть назначены дополнительные обследования, в том числе указанные выше <данные изъяты> и дана возможность восстановления здоровья, с целью улучшения категории годности к военной службе.
В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась.
Административный истец Кузьмин М.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» Гришулис А.Я. в судебном заседании административный иск не признал и пояснил суду, что оснований не доверять медицинской комиссии не имеется. Своим правом на проведение повторного медицинского освидетельствования Кузьмин М.С. не воспользовался.
Представитель заинтересованного лица - ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Серулеев А.П. в судебном заседании административный иск не признал и пояснил суду, что призывник Кузьмин М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области) с 21.02.2019. В связи с обучением, Кузьмину М.С. в октябре 2020 года предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2022г. Во время осеннего призыва 2022 года проходил медицинское освидетельствование. Был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «<данные изъяты>»). Вынесено решение о его призыве на военную службу 23 ноября 2022 года. Просил в иске отказать.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие в судебном заседании административного истца, надлежащим образом извещенного о дне рассмотрения дела и явка которого не признана судом обязательной, не препятствует рассмотрению дела по существу (ч.7 ст.150 КАС РФ).
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, личное дело призывника, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд, распределив бремя доказывания между сторонами, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Кузьмин М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, с 21.02.2019 состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области.
Во время осеннего призыва 2022 года Кузьмин М.С. проходил медицинское освидетельствование. Решением призывной комиссии от 23.11.2022 Кузьмин М.С. призван на военную службу, категория годности - «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 22 Приказа Министра обороны Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 № 240/168 обоснованность освобождения призывников от призыва или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами-членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
В случае несогласия врача-члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача специалиста, проводившего медицинское освидетельствование делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование, либо о том, что диагноз подходит под действие статей, предусматривающих годность гражданина к призыву на военную службу.
Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются – призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии муниципального образования.
С учетом всех представленных медицинских документов и результатов обследований Кузьмину М.С. была определена категория годности к военной службе «<данные изъяты>» - <данные изъяты> в соответствии с Расписанием болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 (пп. «а» п.1 ст.22).
Решением призывной комиссии города Ульяновска от 23.11.2022 Кузьмин М.С. призван на военную службу. При проведении освидетельствования были учтены данные о состоянии здоровья призывника, заключения врачей-специалистов и данные медицинской документации, имеющейся в личном деле, записи о результатах проведенных мероприятий отражены в учетной карте призывника и его личном деле, медицинские документы приобщены к материалам личного дела призывника и учтены при освидетельствовании.
Наличие заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в том числе из материалов личного дела, материалов административного дела не установлено. Кузьминым М.С. не представлено данных медицинских документов и в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Судом установлено, что призывная комиссия исполнила обязанность по организации медицинского освидетельствования Кузьмина М.С., которого обследовали все необходимые врачи-специалисты.
При этом суд учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятии решения о призыве.
Таким образом, по результатам медицинского освидетельствования с учетом представленных административным истцом документов врачами-специалистами у него не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565, позволяющих признать административного истца не годным к военной службе.
В соответствии со ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права.
Суд учитывает то обстоятельство, что в соответствии с п. 27 Приказа Министра обороны РФ №240, Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.
Кузьмин М.С. заявление в призывную комиссию о несогласии с результатами медицинского освидетельствования, а также с решением призывной комиссии от 23.11.2022 не подавал.
Бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, Кузьмин М.С. суду не представил.
Таким образом, ссылки административного истца на имеющиеся у него конкретные заболевания, которые, по его мнению, являются основанием для освобождения от службы в армии, не принимаются судом во внимание.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для сомнений относительно законности решения призывной комиссии от 23.11.2022 о призыве Кузьмина М.С. на военную службу с незначительными ограничениями, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат, и в удовлетворении его административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 62, 172-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2022 ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.12.2022.