Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-693/2019 ~ М-712/2019 от 16.10.2019

Дело № 2-693/19

УИД 28RS0---10

РЕШЕНИЕ

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

--                                                        24 октября 2019 года

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.,

при секретаре Федотове С.А.,

с участием помощника прокурора -- Мухаринова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора -- в интересах Хрущева Валерия Геннадьевича к администрации -- о возложении обязанности предоставить Хрущеву Валерию Геннадьевичу по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.,

УСТАНОВИЛ:

-- Осса В.Г. в силу                         ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хрущева В.Г.             к администрации -- о возложении обязанности предоставить Хрущеву В.Г. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение                       на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

В обоснование иска истец указал, что прокуратурой -- проведена проверка по обращению Хрущева В.Г., в ходе которой установлено, что Хрущев В.Г., -- года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением матери --8 на основании решения Мазановского районного суда -- от -- родительских прав; сведения об отце отсуствуют. Постановлением -- от -- -- Хрущев В.Г. принят на учет в качестве не имеющего закрепленного жилья, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. -- Совета народных депутатов от --                           «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории --» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 квадратным метрам для одиноко проживающих граждан. Хрущев В.Г. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на обеспечение жильем не ниже установленных социальных норм. Хрущев В.Г. зарегистрирован в --, в связи с чем, жилое помещение должно быть предоставлено в --.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ,                  ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд: возложить обязанность                                на администрацию -- предоставить     Хрущеву В.Г. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв. м.

От администрации -- поступил письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями прокурора --              не согласны по следующим основаниям. Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления                   в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии со статьей --, принятого решением -- Совета народных депутатов от 03.06.2008 года № 43-р. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий                       в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно п.7 части 10 статьи -- администрация -- осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления района, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона --. Исходя из выше изложенного очевидно, что исполняться за счёт средств районного бюджета могут только те полномочия, которые предусмотрены ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ, в противном случае исполнение полномочий, не возложенных законодательством, приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств, соответственно приведет к нарушению                    ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ расходы, не предусмотренные в законе или решении о бюджете на очередной финансовый год без внесения изменений уточнения не подлежат исполнению. Внесение изменений возможно только при наличии дополнительных доходов, которые поступают в соответствующий бюджет. На сегодняшний день бюджет -- не исполняется по доходам в полном объёме. В соответствии со статьей 86 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства, возникающие                   у муниципального образования в связи с осуществлением переданных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Министерство социальной защиты населения -- является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью данной категории лиц, в пределах средств, предусмотренных законом -- об областном бюджете на очередной финансовый год,                          на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. Между администрацией -- и министерством социальной защиты населения -- заключено от 01.03.2019 года № 19 соглашение                     о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету -- на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого в бюджет района поступит субвенция в сумме 2187900,00 руб. Жилье у администрации -- отсутствует для предоставления его данной категории лиц, так как жилой фонд был передан в 2008 году в Новокиевский сельсовет -- является дотационным, и                 за счет собственных средств, приобрести жилое помещение гражданину              Хрущеву В.Г. не представляется возможным. Согласно информации финансового управления администрации района от 21.10.2019 года № 319: план по доходам составил: 607381774,44 руб., фактически исполнен: 469102518,12 руб., план               по расходам составил 622777983,29 руб.; фактически исполнен 440808447,50 руб. В бюджете района на 2019 год предусмотрены денежные средства в сумме 2917200,00 руб. На сегодняшний день средства субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся бел попечения родителей                          из вышестоящего бюджета в бюджет района не поступили. Согласно информации ОУМС администрации района от 21.10.2019 года № 541 жилых помещений свободных от прав третьих лиц в собственности Мазановского района отсутствует. На основании выше изложенного в настоящее время предоставить жилое помещение гражданину Хрущеву В.Г. не представляется возможным.                         В удовлетворении исковых требований просили отказать.

От управления образования администрации -- поступил письменный отзыв, согласно которому исковые требования прокурора -- поддерживают в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации --             Демьянова В.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения -- - в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, отзыва на исковое заявление не предоставил.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика администрации --, представителя третьего лица,              не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения --.

В судебном заседании помощник прокурора, участвующий в деле, исковые требования поддержал, дополнений не имел.

Хрущев В.Г., в интересах которого подан иск прокурором, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – органа опеки и попечительства управления образования администрации -- Гордеева Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит                          к следующему выводу.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только             в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных прокурору -- полномочий.

Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации следует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии                               с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц,                в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а так же в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.                 В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы     по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам                     в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из статьи 5 предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей                         (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункте 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, согласно которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по однократному обеспечению за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилыми помещениями площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления в порядке, определенном Правительством Амурской области.

Из копии паспорта Хрущева В.Г. серии -- следует, что он родился -- в --. Зарегистрирован по месту жительства -- в --.

Согласно копии справки о рождении Хрущева В.Г. -- от -- в графе мать указана --8, в графе отец указан --9, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери ребенка.

В соответствии с решением Мазановского районного суда -- от --, --8 лишена родительских прав в отношении Хрущева В.Г. Согласно данного решению суда, --8 является матерью-одиночкой.

Постановлением Новокиевской сельской администрации -- от -- -- за Хрущевым В.Г. было закреплено жилое помещение в --.

Постановлением Администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района от 16 декабря 2013 года № 101 постановление от 07 февраля 2003 года отменено, на основании закона Амурской области от 24 декабря 2012 года № 132-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях приведения в соответствие с действующим законодательством.

Согласно Постановлению главы Администрации Мазановского района Амурской области от 31 декабря 2013 года № 948 Хрущев В.Г. признан                            не имеющим закрепленного жилья, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 03 декабря 2015 года № 1223 Хрущев В.Г. включен                    в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Мазановского района.

Согласно Диплому ГПОАУ -- «Амурский аграрный колледж» -- от -- --10 закончил обучение по очной форме, присвоена квалификация: «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости            о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, предоставленной Управлением «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --» Хрущев В.Г. не имеет в собственности жилого помещения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Хрущев В.Г. обладает правом на получение жилого помещения, поскольку                      он относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечен, чем нарушено предусмотренное законодательством право Хрущева В.Г. на обеспечение жильем.

В настоящем судебном заседании право Хрущева В.Г. на получение жилого помещения сторонами не оспаривалось.

Как следует из материалов дела, администрацией -- жилое помещение Хрущеву В.Г. не было приобретено, как указал ответчик                         в отзыве, в связи с отсутствием у администрации свободного жилья и собственных денежных средств на приобретение жилого помещения, а также недостаточности выделенных субвенций из бюджета -- на эти цели.

Эти доводы суд считает необоснованным, поскольку обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                            не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от иных условий.

Положения приведенных выше норм закона не содержат указания на срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, что предполагает осуществление права на их получение незамедлительно после его возникновения.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.

То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются, либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав Хрущева В.Г., имеющего правовой статус лица, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение его жильем органами местного самоуправления.

В силу статьи 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Хрущева В.Г. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,               в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 решения Мазановского районного Совета народных депутатов от 04 июля 2006 года № 364-р «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения                             на территории Мазановского района» (в редакции решения № 414 – р от 27 февраля 2007 года, принятым Мазановским районным Советом народных депутатов                       29 июня 2006 года), для граждан Мазановского района установлена учетная норма предоставления общей жилой площади в размере: 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан.

Как следует из представленных материалов, Хрущев В.Г. зарегистрирован                 в --.

Исходя из изложенного, суд признает, что Хрущеву В.Г. должно быть предоставлено жилое помещение по месту его регистрации, то есть в --.

Поскольку признанное за Хрущевым В.Г. право на обеспечение жилым помещением им не было реализовано, исковые требования прокурора -- в интересах Хрущева В.Г. подлежат удовлетворению в полном объёме.

Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от оплаты государственной пошлины, а ответчик также подлежит освобождению от оплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГК РФ государственная пошлина подлежит возмещению за счет средств бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора --               в интересах Хрущева Валерия Геннадьевича к администрации -- о возложении на администрацию -- обязанности предоставить Хрущеву Валерию Геннадьевичу по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м., удовлетворить.

Возложить на администрацию -- обязанность предоставить Хрущеву Валерию Геннадьевичу, родившемуся                      -- в --, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2             ст. 377 ГПК РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 41 ГПК РФ, путем подачи через Мазановский районный суд -- кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091,                            --, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, при условии, что лицами, указанными в абз. 1 ч. 1 ст. 376 ГПК РФ (лицами, участвующими                    в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями), а также должностными лицами органов прокуратуры, указанными в ч. 3 ст. 377 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор), были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий                                                    Л.В. Матвеенкова

Мотивированное решение изготовлено --.

2-693/2019 ~ М-712/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Хрущев Валерий Геннадьевич
Ответчики
Администрация Мазановского района
Другие
Орган опеки и попечительства Управления образования администрации Мазановского района
Министерство социальной защиты населения
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Матвеенкова Л.В.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
16.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2019Передача материалов судье
16.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2019Подготовка дела (собеседование)
18.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2019Судебное заседание
24.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее