Дело № 2-2775/12 (17)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2012 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,
при секретаре Калгановой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинича С. В., Зинич Д. Н., Зинича А. С., Зинича И. С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Спорной является квартира № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Вильгельма де Геннина в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленная Зиничу С.В. в связи с прохождением воинской службы на основании договора социального найма № <данные изъяты>, заключенного <данные изъяты> апреля <данные изъяты> года.
Зинич С.В., Зинич Д.Н., Зинич А.С., Зинич И.С. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» о признании права собственности на спорную квартиру и в обоснование иска указала, что квартира была предоставлена Зиничу С.В. в <данные изъяты> году на основании договора социального найма. Обращение истцов к ответчикам с заявлением о приватизации спорного жилого помещения не привело к положительному результату, поскольку учреждение не обладает полномочиями по оформлению договоров приватизации жилых помещений.
Истцы требования поддержали в полном объеме по предмету и основаниям.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, слушание дела не просили отложить. Суд признал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истцов, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.
Согласно п.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> апреля <данные изъяты> г. № <данные изъяты> заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – РФ.
Как видно из материалов дела между Зиничем С.В. и ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» заключен договор социального найма № <данные изъяты> от <данные изъяты> апреля <данные изъяты> года на жилое помещение – квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Вильгельма де Геннина в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м. с учетом всех членов семьи Зинич Д.Н. (жена), Зинич А.С. (сын), Зинич И.С. (сын).
Согласно п.<данные изъяты> и п. <данные изъяты>. постановления Правительства РФ от <данные изъяты> июня <данные изъяты> г. №<данные изъяты> «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» ТУ ФАУГИ по <адрес> являлось представителем собственника – Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации <данные изъяты> г. N <данные изъяты> уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что спорная квартира была предоставлена Зиничу С.В. на законных основаниях с учетом норм действующего жилищного законодательства в связи с прохождением военной службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.
В соответствии со ст.<данные изъяты> Закона РСФСР от <данные изъяты>. № <данные изъяты>« О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от <данные изъяты> до <данные изъяты> лет приобрести помещения в собственность.
В силу ст. <данные изъяты> указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> приведенного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истцов возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
<данные изъяты>) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
<данные изъяты>) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
<данные изъяты>) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона РФ «Об обороне» № <данные изъяты>-ФЗ от <данные изъяты> имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № <данные изъяты> от <данные изъяты> года) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.
Указом Президента РФ от <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела при обращении Зинича С.В. за заключением договора приватизации жилого помещение, истцу было отказано в заключении такого договора, поскольку отсутствуют полномочия от собственника - Российской Федерации на совершение указанных действий.
Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.
В силу ст. <данные изъяты> Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истцы проживают в спорном жилом помещении с <данные изъяты> года, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, ранее истцами не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений – суд считает заявленные истцами требования о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях – обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.
В соответствии со ст.ст.<данные изъяты>, <данные изъяты> ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. <данные изъяты>, <данные изъяты> ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зинича С. В., Зинич Д. Н., Зинича А. С., Зинича И. С. удовлетворить.
Признать за Зиничем С. В., Зинич Д. Н., Зинич А. С., Зинич И. С. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Вильгельма де Геннина в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Настоящее решение является основанием для регистрации за Зиничем С. В., Зинич Д. Н., Зинич А. С., Зинич И. С. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Павла Шаманова в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Решение изготовлено <данные изъяты> года.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: