Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2863/2020 ~ М-2762/2020 от 14.08.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 августа 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Самары Демкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2863/2020 по административному исковому заявлению Цуркана И.А. к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты,

установил:

Цуркан И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.

В обоснование заявления указано, что 29.07.2020 административным истцом в территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Самары Самарской области переданы документы, необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, в том числе 17 подписных листов, содержащих 17 подписей лиц, поддержавших его выдвижение в качестве кандидата в депутаты. Административный ответчик в оспариваемом решении признал 7 подписей из 17 недействительными, а именно: лист №1 (сведения об избирателе не соответствуют действительности, лист №2 (сведения об избирателе не соответствуют действительности), лист №5 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (в дате внесения подписи «2020»), лист №9 (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (исправления в отчестве избирателя), лист №13 (сведения об избирателе не соответствуют действительности, дата внесения подписи проставлена им несобственноручно, фамилия, имя, отчество избирателя указаны им несобственноручно), лист №14 (дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно, фамилия, имя, отчество избирателя указаны им не собственноручно). Таким образом, недействительными признаны 6, а не 7 подписей. С выводом комиссии административный истец не согласен, полагает, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, выполнены в соответствии с требованием закона и содержат достоверную информацию.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 9 от 07.08.2020 №284 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Цуркана И.А. и возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 9 зарегистрировать Цуркана И.А. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

В последующем административный истец требования дополнил, просил также признать незаконным и недействительным итоговый протокол проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Цурканом И.А., от 05.08.2020, мотивируя требования недостоверностью подписи подписавшего его лица и сомнением в его полномочиях, а также отсутствием компетенции у избирательного органа. По мнению административного истца, территориальная избирательная комиссия Ленинского района города Самары Самарской области является недействующим органом и не обладает полномочиями по организации и проведению выборов и принятию связанных с ними решений, так как в ее наименовании используются названия района и города, не соответствующие наименованию соответствующего муниципального образования. Так, Ленинский район имеет наименование «внутригородской», а город Самара – «городской округ Самара». Решение, вынесенное некомпетентным органом, является незаконным.

В судебном заседании административный истец Цуркан И.А., его представители по устному ходатайству Скворцов Д.Д., Буданова А.Ю. уточненные требования поддержали.

Председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области Флигиль А.А. и представитель этой же избирательной комиссии Шевырин Е.К., действующий на основании доверенности и решения комиссии от 18.08.2020 №306, возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором полагает выводы территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты обоснованными.

Выслушав пояснения участников процесса, помощника прокурора, полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п. 3 ст. 32 названного Закона выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно пункту 8 статьи 35.1 этого же Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В силу п. 18 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

В соответствии подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичное основание предусмотрено пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее – Закон N 142-ГД).

В силу статьи 36 Закон N 142-ГД количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Сбор подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, заполнение и заверение подписных листов с подписями избирателей, проверка подписей избирателей, признание подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены Федеральным законом N67-ФЗ, настоящим Законом для соответствующих процедур, осуществляемых при проведении выборов депутатов.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара от 23.06.2020 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва на 13.09.2020.

Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области от 27.06.2020 №241/2 на территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Самары Самарской области возложены полномочия окружных избирательных комиссий №1-№20 по выборам депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 10.04.2015 №169/1230-5 на территориальную избирательную комиссию Ленинского района г.о. Самары Самарской области возложены полномочия избирательной комиссии Ленинского района городского округа Самара Самарской области.

В целях приведения наименований избирательных комиссий муниципальных образований Самарской области в соответствие с наименованиями муниципальных образований Самарской области Избирательной комиссией Самарской области принято постановление от 20.02.2020 №123/799-6 «О внесении изменений в отдельные постановления Избирательной комиссии Самарской области, касающиеся наименований избирательных комиссий муниципальных образований Самарской области», в соответствии с которым на территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Самары Самарской области возложены полномочия избирательной комиссии Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

Таким образом, доводы административного истца о том, что административный ответчик не является действующим органом и не имеет полномочий по организации и проведению выборов в соответствующем муниципальном образовании по причине несоответствия его наименования наименованию муниципального образования, являются безосновательными.

Как следует из материалов дела, 14.07.2020 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №9 поступили документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва Цуркана И.А., выдвинутого партией «Новые люди» и включенного в заверенный список кандидатов по одномандатным округам.

29.07.2020 Цуркан И.А. представил в избирательную комиссию документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения на 17 листах.

Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 07.08.2020 №284 заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подп.8 п.12 ст.37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).

Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 27.06.2020 №241/11 установлено, что минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу №9, составляется 13 подписей. Максимальное количество подписей, которое может быть представлено кандидатом по указанному округу, составляет 17.

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.

Основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ.

Из итогового протокола проверки подписных листов от 05.08.2020 и ведомости проверки подписных листов №4 следует, что три подписи на листах №№ 1, 3, 13 признаны недействительными на основании подп. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (сведения об избирателе не соответствуют действительности); одна подпись на листе №5 признана недействительной на основании подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей (в дате внесения подписи «2020»); одна подпись на листе №9 признана недействительной на основании подп. «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (исправления в отчестве избирателя); две подписи на листах № 13, 14 признаны недействительными на основании подп. «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно); две подписи на листах № 13, 14 признаны недействительными на основании подп. «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (фамилия, имя, отчество указаны избирателем несобственноручно).

Итого, с учетом того, что две подписи недействительны по нескольким основаниям одновременно, всего недействительными являются 6 (шесть) подписей.

При этом в итоговом протоколе указано на недействительность 7 (семи) подписей, что, по мнению суда, является явной технической ошибкой, поскольку противоречит ведомости проверки подписных листов. Данная ошибка не влияет на выводы комиссии об отказе в регистрации, поскольку 11 достоверных подписей (17-6) также недостаточно для регистрации кандидата.

Доводы административного истца о том, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, выполнены в соответствии с требованием закона и содержат достоверную информацию, являются несостоятельными.

В соответствии с подп. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ подпись избирателя признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Из материалов дела и пояснений председателя избирательной комиссии следует, что сведения об избирателях, указанные в подписных листах, проверялись через систему ГАС «Выборы», а в части выявленных расхождений – по информационной базе данных органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту пребывания и жительства. Согласно информации, предоставленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области 03.08.2020, в подписных листах в отношении трех избирателей указаны сведения о регистрации по месту жительства, не соответствующие действительности. У суда нет оснований ставить данную информацию под сомнение и повторно истребовать сведения о регистрации избирателей, о чем ходатайствовал административный истец, так как информация предоставлена уполномоченным органом по запросу избирательной комиссии, направлена в виде таблицы сопроводительным письмом, подписанным электронной подписью и.о. заместителя начальника Управления по вопросам миграции и содержащим необходимые регистрационные данные.

В соответствии с подп. «е», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ подпись избирателя признается недействительной на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 38 указанного Федерального закона заключения экспертов могут служить основанием для признания недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Из материалов дела следует, что выводы о недействительности подписей на листах №13 и №14 сделаны на основании заключения по проверке подписных листов №1/122 от 04.08.2020, выполненного экспертом 1 отделения (Кировский район) ЭКО У МВД России по г.Самаре Головотяповой Л.А. Из заключения эксперта следует, что рукописные записи (расшифровка ФИО) в столбце «Фамилия Имя Отчество» на указанных листах выполнены одним лицом; рукописные (буквенно-цифровые) записи дат в столбце «Дата внесения подписи» на указанных листах выполнены одним лицом.

Доводы административного истца о необходимости назначения судебной почерковедческой экспертизы для проверки выводов специалиста о нарушениях в подписных листах, ходатайство о проведении которой заявлено представителем административного истца, являются необоснованными, поскольку Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, о чем даны разъяснения в пункте 30 постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Доводы административного истца о проставлении подписей в подписных листах лично избирателями, со ссылкой на видеозапись, не опровергают выводов административного ответчика. Из просмотренной в судебном заседании по ходатайству административного истца видеозаписи, следует, что избиратель Царев В.Э. лично проставил свою подпись в подписном листе кандидата в депутаты Цуркана И.А. Вместе с тем, подпись указанного избирателя на листе №9 признана недействительной по иному основанию, а именно, в связи с наличием неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе (исправления в отчестве избирателя). Доводы административного истца о необходимости допроса указанного избирателя в качестве свидетеля в подтверждение особенностей его почерка судом отклонены, так как обстоятельства проставления подписей в подписных листах не подлежат подтверждению свидетельскими показаниями.

Наличие неоговоренных исправлений в подписных листах №5 и №9 подтверждено исследованными судом оригиналами подписных листов и по существу не оспаривалось.

Учитывая изложенное, суд считает, что подписи избирателей в вышеперечисленных подписных листах обоснованно признаны комиссией недействительными.

Поскольку общее количество достоверных и действительных подписей, поданных на регистрацию в поддержку выдвижения административного истца, является недостаточным для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, решение комиссии об отказе в его регистрации по этому основанию является законным и отмене не подлежит.

Доводы административного истца о том, что избирательной комиссией, в нарушение требований части 3 статьи 33 Закона N142-ГД, в адрес кандидата не направлено извещение о выявленных недостатках в представленных для регистрации документах, а именно, об отсутствии сведений об изменениях в ранее представленных данных о кандидате, либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных, не имеют правового значения, так как отсутствие указанных документов (сведений) не являлось основанием для принятия оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании решения об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты и о возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области удовлетворению не подлежат.

Оснований для признания незаконным и недействительным итогового протокола проверки подписных листов не имеется, поскольку по сути протокол только отражает результаты проверки и не обладает признаками решений, действий (бездействия), подлежащих оспариванию по правилам административного судопроизводства, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности административного истца, не определяет меру ответственности, не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Цуркана Игоря Анатольевича к территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области о признании незаконным решения от 07.08.2020 №284 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара Самарской области и о признании незаконным и недействительным итогового протокола проверки подписных листов от 05.08.2020 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение пяти дней со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 20.08.2020.

Судья            (подпись)                    А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2863/2020 ~ М-2762/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цуркан И.А.
Прокуратура Ленинского района г. Самара
Ответчики
территориальная избирательная комиссия Ленинского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №17
Другие
Региональное отделение в Самарской области Политической партии "Новые люди"
Бахвалов В.В.
Избирательная комиссия Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее