Дело № 2-3021/2015 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2015 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Братчиковой М.П.,
при секретаре Конышевой Е.А.,
с участием представителя истца Зебзеевой Т.С.,
представителя ответчика ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» - Камаева Р.З., действующего на основании доверенности от 26.06.2015 года,
представителя ответчика ГУФСИН по Пермскому краю, третьего лица ФСИН России – Морозовой Е.Ю., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю», ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю), ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности на ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю провести комплексное обследование надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований зданий склада продовольствия, на ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на проведение комплексного обследования надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований зданий склада продовольствия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлено, что склад продовольствия ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю, инвентарный №, находится в аварийном состоянии, в частности здание имеет трещины кладки снаружи, во внутренних помещениях повсеместно обнаружены следы протекания кровли, что отражено в акте осмотра с участием представителя прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ. Согласно актам осмотра здания склада, составленным комиссией ФКУ ППВК ГУФСИН России по Пермскому краю, неудовлетворительное состояние кирпичной кладки фасада здания, кровли, пола, центрального отопления, водопровода, канализационной системы, вентиляции впервые были выявлены в ДД.ММ.ГГГГ года. Проверкой прокуратуры установлено, что ежегодно проводимые с ДД.ММ.ГГГГ года осмотры здания склада подтверждают факт нахождения строения в неудовлетворительном состоянии и необходимость проведения капитального ремонта. В адрес руководителя ГУФСИН России по Пермскому краю начальником ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств для проведения ремонта здания продовольственного склада, тем не менее, до настоящего времени денежные средства для указанных целей ГУФСИН России по Пермскому краю не выделены, обследование и ремонт не проведены. Сложившаяся ситуация противоречит требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30.12.2009 года (далее - Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), устанавливающим минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в них, а также Федерального закона №
5473-1 от 21.07.1993 года «Об учреждениях органах, исполняющих
наказания в виде лишения свободы», что влечет возложение обязанности в судебном порядки провести обследование здания склада продовольствия за счет средств ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Пермского края Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю. Неисполнение администрацией ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю требований федерального законодательства Российской Федерации по содержанию принадлежащего ей имущества при эксплуатации здания продовольственного склада, может привести к получению травм сотрудниками исправительного учреждения и порче государственного имущества, при этом ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (спецконтингента и сотрудников учреждения, состав которых постоянно меняется), в связи с чем исковые требования поданыв интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются и привлечь их в качестве истцов, не представляется возможным.
Определением предварительного судебного заседания от 13.10.2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований привлечена ФСИН России (л.д.113-114).
Представитель истца - помощник Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Зебзеева Т.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, также суду пояснила, что проведение комплексного обследования необходимо в целях определения стоимости и пригодности здания к дальнейшей эксплуатации.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю, действующая также на основании доверенности, выданной третьим лицом ФСИН России в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила производство по делу прекратить, указав, что круг лиц, в интересах которых он заявлен, может быть определен, доказательств невозможности предъявления иска данными лицами прокурором не представлено. Пояснила, что в соответствии с требованиями Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной Приказом Минюста России от 28.09.2001 года № 276, в целях своевременного обнаружения неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, контроля за их устранением установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций, санитарно-техническим оборудованием, системами энергообеспечения зданий и сооружений, определены лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений, проводятся периодические технические осмотры. При выезде сотрудников отдела капитального строительства и ремонта ГУФСИН России по Пермскому краю в целях обследования здания склада продовольствия нарушений «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» не выявлено.
Представитель ответчика ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю Камаев Р.З. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав при этом доводы представителя ГУ ФСИН России по Пермскому краю.
Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) установлены технические требования к зданиям и сооружениям любого назначения.
Согласно ст.7 Технического регламента строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Статьей 36 Технического регламента установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 42 Технического регламента требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 года № 276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – Инструкция), которой надлежит руководствоваться службам территориальных органов и учреждений УИС, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации всех зданий и сооружений (за исключением инженерно-технических средств охраны) жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории. Также данным правовым актом определен порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений УИС.
В частности, пунктом 6.1. Инструкции предусмотрено, что для своевременного обнаружения неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, и контроля за их устранением в учреждениях должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций, санитарно-техническим оборудованием, системами энергообеспечения зданий и сооружений. В этих целях приказом начальника учреждения определяются лица, ответственные за техническую эксплуатацию зданий и сооружений.
При этом службы, осуществляющие контроль и надзор за техническим состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций зданий и сооружений (далее - службы контроля и надзора), должны формироваться в учреждениях и функционально подчиняться аналогичным службам территориального органа УИС.
В разделе 7 Инструкции определены основные функции, права и ответственность служб технического контроля и надзора территориального органа уголовно-исполнительной системы и учреждения.
В разделе 9 Инструкции, регулирующей надзор за техническим состоянием зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения в период эксплуатации, установлены порядок проведения систематических наблюдений и периодических технических осмотров. При этом в пункте 9.14 Инструкции установлено, что обследования специализированными организациями производятся при необходимости углубленного изучения, оценки состояния и определения мер по ремонту или усилению строительных конструкций. Обследования проводятся по специальным методикам, разрабатываемым организациями, выполняющими обследования, и включают помимо осмотра инструментальную проверку, анализ материалов конструкции, поверочные расчеты и другие работы. Результаты обследований специализированными организациями должны оформляться научно-техническими отчетами или заключениями, составляемыми в соответствии с договорами и рабочими программами на выполнение ремонтных или восстановительных работ. В случае обнаружения аварийного состояния строительных конструкций службы контроля и надзора учреждения обязаны: немедленно доложить об этом начальнику учреждения; выдать предписание лицу, ответственному за техническую эксплуатацию здания, сооружения (приложение 5); ограничить или прекратить эксплуатацию аварийных участков и принять меры по предупреждению возможных несчастных случаев; принять меры по немедленному устранению причин аварийного состояния и по временному усилению поврежденных конструкций; обеспечить регулярное наблюдение за деформациями поврежденных элементов (постановка маяков, геологическое наблюдение и т.д.); принять меры по организации квалифицированного обследования аварийных конструкций с привлечением специалистов из проектных, научно-исследовательских или других специализированных организаций; обеспечить скорейшее восстановление аварийного объекта по результатам обследования и по получению, в необходимых случаях, проектно-сметной документации.
Порядок проведения ремонтных работ (текущего ремонта и капитального ремонта) установлен разделе 15 Инструкции.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра здания хозяйственно-складской зоны учреждения ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю комиссией с участием начальника ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю, помощника прокурора Пермского района установлено, что здание находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в капительном ремонте. На здании имеются поперечные трещины межэтажных перекрытий на кирпичной кладе стен, сквозная трещина между 2-м и 3-м этажом над и под оконными проемами. Появление трещин возможно из-за проседания грунта под фундаментом от природного воздействия. В ходе осмотра выявлено неудовлетворительное состояние стен наружных и внутренних, фасада, крыши, полов на перекрытиях, окон и дверей, лестниц, отмосток, центрального отопления, водопровода, канализации, вентиляции, электрооборудования (л.д.13-14).
Из представленных в материалы дела актов общего (весеннего) осмотра здания хозяйственно-складской зоны за период ДД.ММ.ГГГГ год, следует, что ежегодно комиссией производится осмотр здания хозяйственно-складской зоны и сделаны выводы о нахождении строения в неудовлетворительном состоянии и необходимости проведения капитального ремонта (л.д.23-30,86-95).
Согласно представленным обращениям, в ГУ ФСИН по Пермскому краю неоднократно направлялись письма с просьбой о выделении денежных средств для проведения капитального ремонта складских помещений в ФКУ Пермская ВК (л.д.15-21).
Как следует из материалов технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, расположена хозяйственно-складская зона, год постройки ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.76-84).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Как следует из постановления, выявленное событие административного правонарушения создает угрозу жизни и способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний. При этом нарушения выявлены и по зданию склада (отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, часть светильников не имеет защитных плафонов, в помещениях для хранения имеются дефекты внутренней отделки стен и пола, использована побелка на всю высоту стены, имеются следы протекания кровли, нарушение норм хранения сыпучих продуктов, совместное хранение продовольственных и непродовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, нарушение температурного режима хранения, хранение продуктов с истекшим сроков годности).
28 отделом надзорной деятельности по Пермскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю выявлены нарушения правил пожарной безопасности в здании склада – неисправное состояние автоматической пожранной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре; эксплуатация светильников со снятыми колпаками; не заделаны отверстия негорючими материалами; дверь выполнена не их противопожарного материала; складирование материалов на путях эвакуации; отсутствует рабочий проект на систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей. В связи с обнаружением многочисленных нарушений в области пожранной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ ПВК ГУ ФСИН по Пермскому краю возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По сведениям ФКУ Пермская воспитательная колония, в течение ДД.ММ.ГГГГ года к работе на продовольственный склад привлекались осужденные с УКП <данные изъяты> ГУ ФСИН России по Пермскому краю в количестве от <данные изъяты> человек. Трудоустроены <данные изъяты> осужденных из <данные изъяты>, также в постоянных трудовых отношениях находятся ФИО6, ФИО7 Также ФКУ ПВК ГУ ФСИН по Пермскому краю представлены сведения о поступлении продуктов питания на склад за последние два месяца.
Принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что здание склада продовольствия ФКУ ПВК ГУФСИН по Пермскому краю нуждается в проведении капитального ремонта, что установлено и подтверждено неоднократными актами общего осмотра, результатами совместной проверки. При этом порядок создания службы, осуществляющей контроль и надзор за техническим состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций зданий и сооружений по надзору, порядок и основания привлечения специализированных организаций установлен Инструкцией по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы.
Также из материалов дела следует, что руководство ФКУ ПВК ГУ ФСИН по <адрес> неоднократно обращалось в ГУ ФСИН по <адрес> с заявлениями о необходимости финансирования капитального ремонта в соответствии со сметным расчетом, при этом требований о необходимости проведения комплексного обследования надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований зданий склада продовольствия не предъявлялось.
Необходимость такого комплексного обследования не установлена и требованиями приведенных выше нормативных правовых актов, при этом положения Технического регламента, исходя из требований статьи 42 не распространяют свое действие на спорные правоотношения вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания склада, поскольку год постройки и год ввода в эксплуатацию здания склада ранее даты вступления федерального закона в силу.
Кроме того, исполняющий обязанности пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения, действуя в интересах неопределенного круга лиц, как указано в исковом заявлении, с учетом положений ст. 150 Гражданского кодекса РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, преследует также цель предотвращение получения травм сотрудниками исправительного учреждения и порчи государственного имущества.
Между тем, согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (статья 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При этом на основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Исходя их объема, характера и перечня выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологических требований, пожарной безопасности, строительных норм и правил по зданию склада ФКУ ПВК ГУ ФСИН по Пермскому краю, с целью защиты прав, здоровья и жизни граждан, государственного имущества, избранный истцом способ защиты должен действительно повлечь реальное восстановление положения, существовавшего до нарушения права неопределенного круга лиц, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом возложение обязанности по комплексному обследованию такое восстановление и пресечение не влечет, поскольку может являться одним из этапов надзора за техническим состоянием здания вспомогательного использования. Также истцом не представлено доказательств того, что ответчики бездействуют, либо отказываются в проведении комплекса необходимых мероприятий по приведению здания склада в надлежащее состояние, в том числе не проведены мероприятия обязательные к проведению согласно Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы.
Доводы ответчиков о необходимости прекращения производства по делу, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исходя из установленных по делу обстоятельств, в том числе состава лиц, имеющих доступ на склад, использующих продукцию поступающую со склада, иск обоснованно предъявлен в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах и руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН по Пермскому краю», ГУ ФСИН по Пермскому краю о возложении обязанности провести комплексное обследование надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований зданий склада продовольствия в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечении расходов на проведение комплексного обследования надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований зданий склада продовольствия в срок до ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) изготовлено 16.11.2015 года.
Судья Пермского районного суда
Пермского края /подпись/ М.П.Братчикова
Копия верна. Судья М.П.Братчикова