Дело № 2-2290/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 17 ноября 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора Кычкиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах Никаноровой Марии Николаевны к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
установил:
Соликамский городской прокурор обратился в суд в интересах Никаноровой М.Н. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, указывая, что Соликамской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлено, что Никанорова М.Н., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Биологическая мать - ФИО4, <дата> года рождения, умерла <дата> года. Заочным решением Соликамского городского суда от <дата> биологический отец -ФИО5 лишен родительских прав. Постановлением администрации города Соликамска от <дата> № над Никаноровой М.Н. установлена опека, опекуном назначена ФИО6 Никанорова М.Н. проживает на территории Пермского края. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Никановорой Н.М., ее супруга и сына отсутствуют сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества, аналогичная информация дана из Соликамского отдела Березниковского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» (по состоянию на <дата> на момент создания Соликамского отдела). Нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в городе Соликамске и Соликамском районе Никанорова М.Н. не является. Согласно решению комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району (протокол № от <дата> года) Никанорова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Следовательно, согласно действующему законодательству, Никанорова М.Н. вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в приведенном выше порядке. Однако проверкой установлено, что гарантированное законом право на жилое помещение у Никаноровой М.Н. нарушается, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Прокурор просит возложить на Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району предоставить Никаноровой М.Н., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требования, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на иске настаивает по доводам, изложенным в заявлении.
Истец Никанорова М.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии, исковые требования поддерживает по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик – Правительство Пермского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому с требованиями, предъявленными к Правительству Пермского края, не согласны в полном объеме, по следующим основаниям. Часть. 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещения специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 года № 92-п) (далее – Учреждение, Порядок), осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением от 09.09.2013 года и Порядком Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. Поскольку Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом, считают необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья Никаноровой М.Н. на ГКБУ «Дирекция по капитальному строительству». Не согласны с требованиями истца о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району, поскольку в соответствии с п. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями №).
Представитель ответчика – Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования поддерживает в части возложения обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на Правительство Пермского края, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которого в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.0.2013 года № 92-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в полномочия Территориального управления Министерства социального развития Пермского края входит деятельность по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно решению комиссии по опеке и попечительства Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району (протокол №) Никанорова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Все вышеуказанные факты подтверждают право Никаноровой М.Н. на получение благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения (№
Третье лицо – Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому решением комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району (протокол № от <дата> года) Никанорова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Следовательно, права истца нарушены не были. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включения указанных лиц в список. Удовлетворяя требование о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление Никаноровой М.Н. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ст. 17 ч. 3 Конституции РФ №
Третье лицо – КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено, что Никанорова М.Н., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, ее биологическая мать - ФИО4, <дата> года рождения, умерла <дата> года, что подтверждается свидетельством о смерти № Заочным решением Соликамского городского суда от <дата> биологический отец - ФИО5 лишен родительских прав №
Постановлением администрации <...> от <дата> № над Никаноровой М.Н. установлена опека, опекуном назначена ФИО6 (№
Решением комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району (протокол № от <дата> года) Никанорова М.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (№
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Никановорой Н.М., ее супруга и сына отсутствуют сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества, аналогичная информация дана из Соликамского отдела Березниковского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» (по состоянию на <дата> на момент создания Соликамского отдела) (№
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма Никанорова М.Н. не является, проживает на территории Пермского края.
Судом установлено, что Никанорова М.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18 лет.
Ссылка Министерства социального развития Пермского края на очередность предоставления жилого помещения не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда в порядке очередности.
Доводы Правительства Пермского края об исполнении своих обязательств в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем разработки соответствующего порядка являются несостоятельными, поскольку гарантированное истцу право на жилье нарушается, до настоящего времени Никанорова М.Н. жилым помещением не обеспечена.
Кроме того, согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года N 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, Министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Порядком КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Министерство социального развития Пермского края в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства.
Следовательно, полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, каким-либо иным органам исполнительной власти Правительством Пермского края не переданы, в связи с чем жилое помещение должно быть предоставлено Никаноровой М.Н. Правительством Пермского края как органом исполнительной власти Пермского края.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы представителя ответчика Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району о том, что Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку решение вопросов о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не отнесено к полномочиям данного юридического лица, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к данному ответчику, следует отказать.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в интересах Никаноровой Марии Николаевны удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Никаноровой Марии Николаевне, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м. на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Соликамского городского прокурора, предъявленных в интересах Никаноровой Марии Николаевны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме <дата>.
Судья Н.В. Рублева