Дело № 2-1849/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2016 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Горнаковой О.А.,
с участием представителя ответчика Бобровой Н.А. (доверенность от 15.09.15г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Низковского В.Ю. о признании незаконными действий (бездействий) Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска,
УСТАНОВИЛ:
Низковский В.Ю. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействий) Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска (далее УСЗН города Минусинска). В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена инвалидность. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УСЗН города Минусинска с заявлением на предоставление ему мер социальной поддержки. Часть из установленных мер социальной поддержки инвалидов ему была оказана, но в части предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему было отказано по причине не предоставления им свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, в котором он проживает. Истребовать копии данных документов ответчик отказался, он предоставить данные документы не имеет возможности, поскольку не является собственником квартиры, в которой проживает. По очередному его обращению ДД.ММ.ГГГГ на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ответчик согласился истребовать документы о праве собственности на квартиру, в которой он проживает, более того, у ответчика уже имелись данные документы, он получил меру социальной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УСЗН города Минусинска с заявлением о перерасчете суммы субсидии подлежащей выплате ему с даты признания его инвалидом ДД.ММ.ГГГГ, в чем ему было отказано по причине не предоставления документов, представить которые он не имел возможности. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился в УСЗН города Минусинска с заявлением о перерасчете начисленной ему субсидии (меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) с даты постановки его на учет у ответчика ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в чем ему было отказано, поскольку он не предоставил полный пакет документов на предоставление меры социальной поддержки. С данным решением он не согласен, поскольку считает, что в качестве основания для получения льготы необходимо лишь предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, Законом не установлена обязанность граждан по предоставлению иных документов в целях реализации права на получение данной льготы. Просит признать незаконными действия (бездействия) и решение ответчика в части: не истребования при его обращении ДД.ММ.ГГГГ к ответчику на предоставление мер социальной поддержки копий всех необходимых для разрешения его обращения документов и материалов (включая свидетельства о праве собственности на жилое помещение, в котором он проживал и проживает; наложения на него обязанности предоставить свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, собственником которого он не является, и копии которых имелись у ответчика (для предоставления мер социальной поддержки Ю.В. и Н.Д.); отказа в удовлетворении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете начисленной ему с ДД.ММ.ГГГГ года субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты постановки его на учет у ответчика и по ДД.ММ.ГГГГ; отказа в предоставлении ему меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Низковский В.Ю. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.13).
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Ответчик - Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Боброву Н.А. и в своем письменном возражении на исковое заявление, полагал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 27.07.10 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. В пункте 1 части 1 статьи 6 названного Закона сказано, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Порядок и сроки предоставления государственной услуги по назначению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан регламентируется Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления по переданным полномочиям государственной услуги по назначению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными приказом министерства социальной политики Красноярского края от 19.06.2012 № 53-Н.
В соответствии с постановлением Администрации города Минусинска от 02.02.11г. № 92-п «Об осуществлении государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о внесении изменений в некоторые постановления Администрации города Минусинска и признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Минусинска» управление социальной защиты населения администрации города Минусинска (далее - управление) осуществляет в порядке, установленном Законом Красноярского края от 09.12.2010г. № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан», государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2 – 11 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Низковский В.Ю. состоящий на регистрации по месту жительства: <адрес>, обратился ДД.ММ.ГГГГ. в управление с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг как инвалиду по регистрации по месту его пребывания: <адрес>.
В соответствии с п. 20 Административного регламента «для получения государственной услуги заявителем в орган социальной защиты населения, МФЦ представляются:
а) заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно приложению №2 к Административному регламенту;
б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
в) копия удостоверения (свидетельства), подтверждающего право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
г) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением;
д) заявление (я) гражданина (граждан), зарегистрированного (ых) в жилом помещении совместно с заявителем по месту жительства и (или) по месту пребывания, о согласии на обработку его (их) персональных данных.
Для назначения мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту прерывания заявителем дополнительно представляются в орган социальной защиты населения: копия свидетельства о регистрации по месту пребывания; документ, подтверждающий прекращение предоставления (непредоставление) мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства.».
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие у заявителя права на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
непредставление документов, указанных в пункте 20 Административного регламента, за исключением документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением (п.25 Административного регламента).
Управлением ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено и направлено Низковскому В.Ю. решение об отказе в предоставлении государственной услуги по причине непредставления документов, указанных в пункте 20 Административного регламента. Низковский В.Ю., не имеющий регистрации по месту жительства, обратился ДД.ММ.ГГГГ в управление с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг как инвалиду по регистрации по месту пребывания: <адрес>. Ему назначены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии п.1 ст. 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 согласно которого, «при представлении заявителем документов, указанных в пунктах 1-9, 10 статьи 13 настоящего Закона, с 1-го по 15-е число месяца субсидии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются с 1-го числа этого месяца, а при представлении этих документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца». Низковский В.Ю. обратился с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в управление ДД.ММ.ГГГГ, котором просил сделать перерасчет мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ заявителю в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором заявителю разъяснено действующее законодательство. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлений мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Уполномоченным органом по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в г. Минусинске является Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761.
В соответствии с п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.
Согласно п. 42 данных Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
Также п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 13 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, или об отказе в их предоставлении, рассчитывает размер субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для ее получателей, Приказом министерства социальной политики Красноярского края от 19.06.2012 N 53-Н утвержден административный регламент предоставления органами местного самоуправления по переданным полномочиям государственной услуги по назначению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее регламент).
Из материалов дела следует, что истец Низковский В.Ю., состоящий на регистрации по месту жительства: <адрес>, обратился ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН города Минусинска с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по оплате за жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду по регистрации по месту пребывания: <адрес> (л.д.42), приложив к своему заявлению копию свидетельства о регистрации по месту пребывания: <адрес> (л.д. 40), копию справки об установлении инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ и копию паспорта (л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ УСЗН города Минусинска было принято решение об отказе Низковскому В.Ю. в предоставлении государственной услуги по предоставлению социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, данный отказ мотивирован тем, что заявителем предоставлен не полный пакет документов, в частности не представлен документ, подтверждающий прекращение предоставления (непредоставление) мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (л.д.39).
Вышеуказанные Правила предоставляют органу, принимающему решение о предоставлении субсидии, возможность оценивать полноту и достоверность представленных заявителем сведений.
Доводы истца в исковом заявлении, о том, что ответчиком необоснованно было отказано в предоставлении ему меры социальной подержи по оплате жилья и коммунальных услуг и о том, что ответчик должен был истребовать недостающие документы, суд принять не может, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента, для получения государственной услуги заявителем в орган социальной защиты населения, МФЦ представляются: заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия удостоверения (свидетельства), подтверждающего право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением; заявление (я) гражданина (граждан), зарегистрированного (ых) в жилом помещении совместно с заявителем по месту жительства и (или) по месту пребывания, о согласии на обработку его (их) персональных данных; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; копия соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у заявителя имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
Для назначения мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания заявителем дополнительно представляются в орган социальной защиты населения: копия свидетельства о регистрации по месту пребывания; документ, подтверждающий прекращение предоставления (непредоставление) мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства.
Копии документов, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригиналов (п. 20.15 Регламента).
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие у заявителя права на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на день принятия органом социальной защиты населения решения; представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 20 Административного регламента и включенных в перечень документов, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (п. 25 Регламента).
В соответствии с п. 21 Административного регламента, в случае если документы, указанные в пунктах 20 – 20.14 Административного регламента, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и не были представлены заявителем или лицом, уполномоченным им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, по собственной инициативе, орган социальной защиты населения запрашивает посредством межведомственных запросов документы (сведения, содержащиеся в документах) в соответствующих органах и организациях, за исключением случаев, когда такие документы включены в перечень документов, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", к которым относятся в частности: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации; удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Таким образом, обязанность уполномоченного органа, по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения законодательно установленных требований, возлагаемых на претендента на получение субсидии. То есть, возникновение права заявителя на субсидии связано с выполнением им требований закона, в частности, лицо, претендующее на предоставление субсидии, обязано представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил). В связи с чем суд приходит в выводу о необоснованности заявленных истцом требований в части признания действий ответчика по неистребованию при обращении истца ДД.ММ.ГГГГ, всех необходимых документов и материалов (включая свидетельства о праве собственности на жилое помещение, в котором он проживает), а также в части признания незаконным действий ответчика о возложения на истца обязанности по предоставлению свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение, поскольку именно на истце лежит обязанность по предоставлению документов, прямо установленных Административным регламентом, действия ответчика о возложении на истца обязанности предоставления полного пакета документов согласуются с требованиями Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Административным регламентом, а также согласуется с Законом Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Разрешая требования истца о признании незаконным действий ответчика в части отказа в удовлетворении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете начисленной ему с ДД.ММ.ГГГГ года субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты постановки его на учет у ответчика и по ДД.ММ.ГГГГ, а также в части отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» при предоставлении заявителем документов с 1-го по 15-е число месяца субсидии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении этих документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.
Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, ДД.ММ.ГГГГ Низковский В.Ю. обратился УСЗН города Минусинска с заявлением на меры социальной поддержки с предоставлением полного пакета документов; меры социальной поддержки Низковскому В.Ю. были предоставлены с ДД.ММ.ГГГГ, что также согласуется с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; пунктом 1 статьи 14 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Таким образом, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также их достаточности и взаимной связи, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что исковые требования заявлены истцом необоснованно, правовых оснований считать, что права и законные интересы Низковского В.Ю. были каким-либо образом нарушены ответчиком, не имеется. По изложенным обстоятельствам оснований для судебной защиты прав Низковского В.Ю. суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Низковского В.Ю. о признании незаконными действий (бездействий) Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.