Судья Ефанова Н.Г. дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Морозовой Н.А., Бендюка А.К.,
по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ГБУ СО КК «Ленинградский ДИПИ» Романовой Л.М. на решение Ленинградского районного суда от 28 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратилось в суд с исковым заявлением к Трофименко А. В. о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг.
В обоснование требований указано, что Трофименко А.В. является получателем социальной выплаты, из которой должны производиться перечисления в счет оплаты за предоставляемые услуги, однако в добровольном порядке ответчик выплаты не производит.
В связи с чем, истец просил суд обязать ответчика в период получения социальных услуг в стационарной форме в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ежемесячно перечислять 75% ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги на счет Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Решением Ленинградского районного суда от 28 февраля 2019 г в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе директор ГБУ СО КК «Ленинградский ДИПИ» Романова Л.М. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Трофименко А.В. и его представитель на основании доверенности Муцелан Б.Ф. не согласились с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ГБУ СО КК «Ленинградский ДИПИ» по доверенности Сенник А.А., поддержал доводы апелляционной жалобы, просил их удовлетворить.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие, отложении слушания дела не просили. Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
Из материалов дела следует, что Трофименко А.В., 31.05.1951 года рождения на основании личного заявления, путёвки <...> от 01 ноября 2010 г. департамента социальной защиты населения Краснодарского края направлен для зачисления в ГБУ СО КК «Ленинградский ДИПИ».
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Трофименко А.В. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17 апреля 2002 г. №244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. №825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 г. №237 «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края».
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. №244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. №581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. №3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» (с введением с 1 января 2015 г. в действие этого закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. №825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края»), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. №981.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. №1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.
Так, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг – до 75 % установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 г. – даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 % пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ).
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г., наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 г., а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Соответственно, при разрешении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Трофименко А.В. о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг следовало установить, являются ли спорные отношения сторон длящимися, а именно когда между ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» как поставщиком социальных услуг и Трофименко А.В. как получателем социальных услуг впервые был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, на основании вышеприведенных положений закона в системном их толковании применительно к данным правоотношениям, и учитывая то, что правоотношения сторон в данном случае являются длящимися и возникли с 2010 г., судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░: