РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе председательствующего Панкратовой Т.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ по административному исковому заявлению Исаевой С.С. к администрации г.о. Тольятти об отмене распоряжения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и обязании устранить нарушения прав и свобод истца путем согласования переустройства и перепланировки жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Тольятти г. Тольятти об отмене распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти №-р/9 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> указав, что она является собственником данной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением о согласовании переустройства (перепланировке), приложив все необходимые документы. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в согласовании перепланировки ей было отказано. Истец считает отказ неправомерным, поскольку проект перепланировки выполнен с учетом строительных и санитарных норм, не нарушает права и законные интересы жильцов дома, нет угрозы жизни и здоровью граждан. В результате перепланировки несущая способность конструкции здания остается неизменной. Просит отменить распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти №-р/9 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика устранить нарушения прав и свобод истца путем согласования переустройства и перепланировки жилого помещения.
Представитель истца Поставной В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Колмакова М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения на исковое заявление, в соответствии с которым распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти вынесено в соответствии с требованиями закона. Кроме того, истцом пропущен срок для обжалования данного распоряжения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении административного иска о признании незаконными действий (решений) органа государственной власти суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со ст. 25, 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу ст. 27 ЖК РФ основаниями отказа в согласовании перепланировки и переустройства являются: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, то есть в отсутствии решения органа местного самоуправления о согласовании проекта переустройства и перепланировки жилого помещения, следовательно, перепланировка и переустройство, проведенные заинтересованной стороной без соответствующего решения органа местного самоуправления о согласовании соответствующего проекта является самовольной.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо этот не создает угрозу их жизни и здоровья (ч. 4).
Судом установлено, что Исаевой С.С. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что истцом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о. Тольятти было подано заявление о согласовании перепланировки указанной квартиры в соответствии с проектом перепланировки, выполненным <данные изъяты> а именно:
- устройство дверного проема в несущей стеновой конструкции (толщ. 140 мм);
- устройство рамы усиления в коридоре на месте демонтированной ранее несущей стеновой конструкции;
- восстановление участка железобетонной панели между кухней и гостиной путем возведения каменной кладки из керамического рядового полнотелого одинарного кирпича;
- демонтаж сантехнической кабины;
- устройство совмещенного санитарного узла посредством возведения конструкций перегородок (не несущих, облегченных) толщиной 75 мм;
- демонтаж старых и установка во внутренние проемы (в том числе вновь устроенные) новых дверных блоков;
- демонтаж не несущей гипсобетонной перегородки между кухней и коридором (совместно с дверным блоком);
- отделение пространства кухни от коридора путем возведения перегородки поэлементной сборки (не несущей, облегченной) толщиной 75 мм;
- устройство новой конструкции пола санитарного узла;
- перенос нагревательного сантехнического прибора (полотенцесушителя);
- устройство новых покрытий полов в помещениях комнат, коридора, кухни по существующим основаниям.
Распоряжением заместителем главы администрации г.о. Тольятти №-р/9 от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было отказано из-за несоответствия проекта действующему законодательству.
В силу пункта 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с пунктом 4.2.4.9 Правил не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.
Согласно техническому паспорту жилого помещения квартира по адресу: <адрес> находится на 5 этаже в доме из железобетонных плит и перекрытий, то есть является крупнопанельным зданием.
В проекте перепланировки, выполненном <данные изъяты> сделан вывод от том, что решения по устройству усиленных металлоконструкциями проемов в межкомнатных несущих стенах не несут ущерба зданию и не повлияют на состояние несущих конструкций, нарушение несущей способности здания в целом, а значит и планировку ниже- и вышерасположенных помещений жилого дома.
Указанные выводы были подтверждены допрошенным в судебном заседании в качестве специалиста ФИО6, выполнявшим указанный проект и пояснивший, что устройство проемов в несущих стенах допускается если обеспечить прочность здания.
Однако, к данным выводам суд относится критически, поскольку они сделаны без учета Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, в котором содержится безусловный запрет на расширение и пробивание проемов в крупнопанельных и крупноблочных зданиях, а проектом предусмотрено не только пробивание проемов в несущей стене, но и демонтаж одной из несущих стен. Кроме того, специалисту был представлен только технический паспорт квартиры, при этом не была представлена проектная и исполнительная документация по зданию, поэтому выводы специалиста о соответствии работ строительным нормам и правилам, а также, что работы не повлияют на прочность и устойчивость конструкций здания, эксплуатационную надежность строительных конструкций, научно необоснованны, не были подкреплены соответствующими расчетами.
Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что перепланировка не создает угрозу опасности жизни и здоровья граждан, проживающих в данном доме.
Таким образом, суд считает установленным, что распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес> соответствуют требованиям закона, поскольку принято при соблюдении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме», а также Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, то есть не противоречит действующему законодательству, принято в установленном порядке в пределах предоставленных полномочий.
Кроме того, суд считает доводы представителя ответчика о пропуске срока для обжалования распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, заслуживающими внимания.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы ответчика о том, что истец получила оспариваемое распоряжение ДД.ММ.ГГГГ не опровергнуты. Исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного законом. Доказательств уважительности пропуска данного срока суду не представлено.
Следовательно, требования административного истца о признании незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти №-р/9 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Исаевой С.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 05.03.2018 года.
Председательствующий: