Решение по делу № 2-875/2015 ~ М-895/2015 от 10.07.2015

Дело № 2-875/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2015 года г. Каспийск

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джабраиловой А.Д.,

с участием зам. прокурора <адрес> Расулова Д.М.,

представителя ответчика Акбиева А.Б.

при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Малачева М. Г. к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании внести в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади и обязании предоставления благоустроенного жилого помещения (квартиры) площадью не менее 33 кв.м. за счет средств республиканского бюджета

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Малачева М. Г. к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании внести в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади и обязании предоставления благоустроенного жилого помещения (квартиры) площадью не менее 33 кв.м. за счет средств республиканского бюджета.

Требования обоснованы тем, что Малачев М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой, остался без попечения родителей, воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в специальном коррекционном детском <адрес> вида в <адрес>.

После окончания указанного детского дома по настоящее время Малачев М.Г. своего жилья не имеет.

В связи с этим распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № 197-Р на основании письма Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ и во исполнение Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении Положения о порядке выделения из республиканского бюджета РД средств на финансирование расходов по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поступившие из республиканского бюджета на лицевой счет администрации денежные средства в сумме 250 тысяч рублей перечислены на лицевой счёт Малачева М.Г. для приобретения жилья.

Согласно представленным ТО Федеральной Службы государственной статистики по РД данным цена одного квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья по РД в четвертом квартале 2005 года составляла 12702, 34 руб., а на вторичном рынке 18041,30 руб.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.1 ст.3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда <адрес> по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» Нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются:

на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи;

на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади;

на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.

В силу ст. 4 действие Закона РД распространяется на правоотношения возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом для приобретения жилья Малачеву М.Г. на первичном рынке жилья в РД в указанный период в 2005 году как минимум необходима была сумма в размере 396 тысяч рублей, а на вторичном рынке жилья 594 тысячи рублей.

В соответствии со ст. 1 Закона РД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18до23 лет.

Согласно п. 9 ст. 8 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ года, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В связи с непринятием Каспийской городской администрацией, а в последующем и администрацией городского округа «<адрес>» действенных мер по обеспечению Малачева М.Г. жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства Малачев М.Г. своевременно жилым помещением не обеспечен.

Данный факт подтверждается ответом администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за на запрос прокуратуры города, в котором указано, что Малачев М.Г. в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади, состоящих на учете в администрации городского округа «<адрес>» не значится. Другим данными в отношении Малачева М.Г. не располагают.

Просят удовлетворить иск в полном объёме.

В судебном заседании зам. прокурора <адрес> Расулов Д.М. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Малачев М.Г. просил удовлетворить иск и суду пояснил, что на те денежные средства, которые были перечислены ему на счет, и в то время нельзя было купить жилье. Он надеялся заработать и добавить к перечисленной сумме, но у него ничего не получилось. В настоящее время он живет в летнем детском лагере и там же работает.

Представитель ответчика Акбиев А.Б., действующий на основании доверенности, не возражал против заявленного требования в части постановки его на учет и предоставлении жилья в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления жилья вне очереди, имеющейся в администрации, он возражал.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, суд пришёл к следующим выводам.

Часть 2 ст. 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз. 4 ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В ст. 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.

В силу указанной нормы права, в редакции, действовавшей до достижения Малачевым М.Г. возраста 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Действующим правовым регулированием определено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу пп. "б" п. 2.1 действующего в настоящее время Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 583-П, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список), включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного Закона.

Как усматривается из справки, выданной администрацией специального (коррекционного) детского <адрес> вида <адрес> выпускнику данного учреждения Малачев М. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, воспитывался в данном учреждении и находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ.

Суду также представлена копия распоряжения Каспийской городской администрации за № 197-Р от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении денежных средств в соответствии с постановлением Правительства РД за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке выделения из республиканского бюджета РД средств на финансирование расходов по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно этого распоряжения на лицевой счёт Малачева М.Г. были перечислены 250 тысяч рублей.

Согласно выписки ОАО АКБ «Эльбин» по операциям на счете Малачева М. Г. имеется сумма 250 тысяч рублей.

Малачев М.Г. суду пояснил, что на выделенные средства он приобрести жильё не мог, поэтому не воспользовался этими деньгами.

Письмом первого заместителя Правительства РД Н. Казиева от ДД.ММ.ГГГГ за Главе Администрации городского округа «<адрес>» предлагалось в возможно короткие сроки приобрести и предоставить в установленном порядке жильё Малачеву М.Г. и при необходимости привлечь спонсоров для оказания ему финансовой помощи в решении вопросов закрепления и обустройства выделенного жилья.

Согласно Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении Положения о порядке выделения из республиканского бюджета РД средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже устанавливаемой в <адрес> социальной нормы за счет средств республиканского бюджета РД.

4. Жилое помещение детям, указанным в пункте 3 настоящего Положения, предоставляется администрациями городов и районов однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение республики или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях районов и городов Республики Дагестан, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

5. Средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей, указанных в пункте 3 настоящего Положения, передаются из республиканского бюджета РД администрациям городов и районов республики в порядке осуществления межбюджетных отношений.

10. Администрации городов и районов:

создают специальные комиссии с обязательным привлечением специалистов по охране прав детства для составления списка детей, указанных в пункте 3 настоящего Положения. Копию решения о создании комиссии администрации городов и районов представляют в Министерство труда и социального развития РД и Министерство финансов РД;

по получении средств в трехмесячный срок осуществляют подбор жилых помещений на вторичном рынке жилья, в установленном порядке приобретают и передают их в муниципальный жилищный фонд до предоставления жилья в собственность детей, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

ежегодно представляют информацию в Министерство образования РД с приложением документов, подтверждающих факт предоставления жилья.

11. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета РД на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за своевременным и адресным предоставлением жилья в установленном порядке осуществляют Министерство финансов РД и Министерство образования РД.

В нарушение вышеуказанного постановления Правительства РД Каспийская городская администрация вместо того, чтобы приобрести жильё и передать его в муниципальный жилищный фонд с последующим выделением этого жилья Малачеву М.Г., перечислили деньги на лицевой счет последнего. Таким образом, Каспийской городской администрацией были грубо нарушены требования постановления, действовавшего на тот момент.

С учетом изложенного, Администрация городского округа «<адрес>» обязана включить Малачева М.Г. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади, поставив её на учет в Администрации городского округа «<адрес>» и обеспечить его жильем.

С доводами представителя ответчика, что Малачеву М.Г. в настоящее время не может быть выделено жильё в связи с отсутствием финансирования, судом принято быть не может.

Согласно позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ за № 7-КГ14-2 «Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения»

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за «О первоочередных мерах по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан», ст. 194 – ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах Малачева М. Г. к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании внести в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади и обязании предоставления благоустроенного жилого помещения (квартиры) площадью не менее 33 кв.м. за счет средств республиканского бюджета, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» внести Малачева М. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади, поставив её на учет в Администрации городского округа «<адрес>».

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Малачеву М. Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан, путём подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-875/2015 ~ М-895/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Каспийска
Малачев Мурад Гаджевич
Ответчики
Администрация ГО город Каспийск
Суд
Каспийский городской суд Республики Дагестан
Судья
Джабраилова Аида Джабаровна
Дело на странице суда
kaspiyskiy--dag.sudrf.ru
10.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2015Передача материалов судье
15.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2015Судебное заседание
28.08.2015Судебное заседание
31.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.05.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.06.2016Судебное заседание
11.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее