Дело № 2-224/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2015 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильичевой Е.А. об оспаривании решения администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Ильичева Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником (доля в праве *****) квартиры, общей площадью ***** кв.м, расположенной по адресу: (адрес) (*****).
Также собственниками данного жилого помещения являются: ее муж Ильичев Д.С. (доля в праве *****), и дети И.Е.Д., ДДММГГГГ года рождения (доля в праве *****), И.Д.Д., ДДММГГГГ года рождения (доля в праве *****) (*****
Указала, что одновременно она является собственником (доля в праве *****) однокомнатной квартиры, площадью ***** кв.м, расположенной по адресу: (адрес) (*****) данной квартиры является ее муж Ильичев Д.С.(*****.). По данному адресу они не проживают.
ДДММГГГГ у нее родился третий ребенок - сын И.О.Д.
Со ссылкой на Закон Костромской области от 5 октября 2007 года № 197-4-ЗКО «О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка» указывает, что право на однократное получение социальной выплаты имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка при соблюдении определенных условий.
Являясь матерью троих детей, заявитель ДДММГГГГ по данному вопросу обратилась в администрацию Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о принятии на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановка ее семьи на учет необходима для получения социальной выплаты или для выделения земельного участка для строительства жилого дома.
ДДММГГГГ (*****) из администрации на обращение получила письменный отказ. Основным доводом отказа послужило то, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает установленную учетную норму на одного человека и составляет более *****
Ильичева Е.А. считает указанный отказ незаконным и подлежащим отмене, поскольку выводы о том, что ее семья обеспечена жилой площадью более учетной нормы, являются необоснованными и противоречат фактическим обстоятельствам.
Квартира по адресу: (адрес), где они являются собственниками с мужем (по ***** доле за каждым), однокомнатная. В данной квартире проживает бабушка ее мужа И.Р.А. Она не является членом их семьи и не ведет совместное с ними хозяйство. В связи с этим проживать в данной квартире им не представляется возможным. Разделить данную квартиру, сделать перепланировку также не представляется возможным. Это означает, что фактически данной площадью они не могут воспользоваться.
Указывает также, что уровень обеспеченности общей жилой площадью каждого члена семьи, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащим членам семьи Ильичевых составляет ***** теоретически, а фактически - *****
Считает отказ в принятии ее и ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным и необоснованным, поскольку он препятствует ей в реализации права на получение социальной выплаты или получения земельного участка под строительство жилья.
На основании изложенного, со ссылками на Закон Костромской области № 197-4-ЗКО просила признать незаконным отказ от ДДММГГГГ (*****) администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в принятии Ильичевой Е.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать администрацию Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области принять Ильичеву Е.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента подачи заявления о принятии на учет.
Заявитель Ильичева Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении. Уточнила, что согласно правоустанавливающим документам сособственниками квартиры по адресу: (адрес), являются она (доля в праве *****), супруг Ильичев Д.С. (доля в праве *****) и дети: И.Е.Д. (доля в праве *****) и И.Д.Д. (доля в праве *****), а общая площадь квартиры по адресу: (адрес), составляет *****, а не так как указано в заявлении, поданном в суд. Кроме того, в процессе рассмотрения дела просила в случае удовлетворения требований, взыскать с администрации Караваевского сельского поселения расходы по оплате госпошлины в размере ***** рублей и расходы, связанные с получением юридической помощи в сумме ***** рублей, которые документально не подтвердила.
Представитель заинтересованного лица администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - глава администрации Шилова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными. Пояснила, что действительно на заседании жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения рассматривался вопрос о постановке семьи Ильичевой Е.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из представленных документов было принято решение об отказе в постановке на учет, поскольку на каждого члена семьи заявителя, в том числе, к которым была отнесена И.Р.А., проживающая в квартире по адресу: (адрес), приходилось более чем по ***** кв. м общей площади, что превышает учетную норму. При этом при расчете были учтены общие площади обеих квартир, сособственниками которых являются Ильичева Е.А., ее супруг и дети.
Третье лицо Ильичев Д.С., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей И.Е.Д., И.Д.Д., И.О.Д., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, полностью поддержав заявленные требования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ильичева Е.А. с целью реализации права на получение социальной выплаты, предусмотренной (адрес) от ДДММГГГГ № 197-4-ЗКО, ДДММГГГГ обратилась в администрацию Караваевского сельского поселения с заявлением о принятии ее и членов ее семьи (всего в количестве ***** человек) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения от ДДММГГГГ Ильичевой Е.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях отказано, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи сверх установленной учетной нормы.
Не согласившись с указанным решением Ильичева Е.А. обратился в суд с заявлением о признании отказа незаконным и обязании Администрации Караваевского сельского поселения принять ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента подачи заявления о принятии на учет.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Костромской области от 5 октября 2007 года № 197-4-ЗКО «О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка» право на однократное получение социальной выплаты имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, при соблюдении следующих условий: 1) оформление ипотечного жилищного кредита; 2) рождение (усыновление, удочерение) третьего или последующего ребенка после 31 декабря 2007 года; 3) постановка на момент оформления ипотечного жилищного кредита на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма; 4) приобретение (строительство) жилого помещения на территории Костромской области.
Согласно ч. 2 ст. 4 указанного Закона порядок предоставления социальной выплаты определяется постановлением администрации Костромской области.
Согласно п. 7.1 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам Российской Федерации при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, утвержденного Постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2009 года № 81-а, в перечень документов, необходимых для предоставления социальной выплаты, входит, в том числе документ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на момент оформления ипотечного жилищного кредита (пп. 5).
В свою очередь, одним из оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты, в соответствии с п. 12.1 указанного Порядка, является представление заявителем неполного комплекта документов, указанных в пункте 7.1 настоящего Порядка, за исключением документов, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия (пп. 3).
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 7 Устава муниципального образования Караваевское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области, принятого Решением Совета депутатов Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ №, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением главы администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 18 мая 2006 года № 30 утверждено Положение о жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения и состава жилищной комиссии, согласно п.п. 2.1, 2.2 которого комиссия рассматривает вопросы, возникающие при ведении учета граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений по договорам социального найма; к полномочиям комиссии относится, в том числе, рассмотрение заявлений и документов, предоставляемых гражданами для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или улучшении жилищных условий, и принятие решений о возможности постановки на учет, либо в отказе.
Из представленных суду документов следует, что Ильичева Е.А. состоит в зарегистрированном браке с Ильичевым Д.С., от брака супруги имеют троих несовершеннолетних детей: дочь Е., ДДММГГГГ года рождения, сына И.Д.Д., ДДММГГГГ года рождения и сына И.О.Д., ДДММГГГГ года рождения.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДДММГГГГ правообладателями *****комнатной квартиры, площадью ***** кв.м, по адресу: (адрес) являются: Ильичева Е.А. (доля в праве *****), И.Е.Д. (доля в праве *****), Ильичев Д.С. (доля в праве *****), И.Д.Д. (доля в праве *****).
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДДММГГГГ правообладателями *****-комнатной квартиры, площадью ***** кв.м, по адресу: (адрес), являются Ильичева Е.А. (доля в праве ***** ), Ильичев Д.С. (доля в праве ***** ), И.С.Г. (доля в праве ***** ), И.А.С. (доля в праве ***** ).
Согласно справке ОУФМС России по Костромской области в Костромском районе от ДДММГГГГ по адресу: (адрес), по месту жительства зарегистрированы: Ильичева Е.А., ДДММГГГГ года рождения. Ильичев Д.С., ДДММГГГГ года рождения, И.Е.Д., ДДММГГГГ года рождения, И.Д.Д., ДДММГГГГ года рождения, И.О.Д., ДДММГГГГ года рождения.
Согласно справке ОУФМС России по Костромской области в Костромском районе от ДДММГГГГ по адресу: (адрес), по месту жительства зарегистрированы: И.Р.А., ДДММГГГГ года рождения.
С целью реализации права на получение социальной выплаты, предусмотренной Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 197-4-ЗКО, Ильичева Е.А. ДДММГГГГ обратилась в администрацию Караваевского сельского поселения с заявлением о принятии ее и членов ее семьи (всего в количестве ***** человек) на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Сведения о семейном положении заявителя и наличии у нее и членов ее семьи в собственности жилых помещений, представленные суду, являлись актуальными и на момент обращения Ильичевой Е.А. с указанным выше заявлением в администрацию Караваевского сельского поселения.
ДДММГГГГ заявление Ильичевой Е.А. с представленными документами рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения.
По результатам рассмотрения заявления комиссией ДДММГГГГ принято решение, которым Ильичевой Е.А. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях на основании ч.1 п.2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, Постановления главы Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 05.03.2010 г. № 2 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории Караваевского сельского поселения». В решении также указано, что вышеуказанным постановлением установлена учетная норма площади в размере ***** общей площади жилого помещения на одного человека, площадь квартир 77,0 кв.м, зарегистрировано ***** человек, на каждого зарегистрированного по месту жительства приходится ***** кв.м, что превышает установленную учетную норму.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно п. 2 ч. 1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются … являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 2 от 05 марта 2010 г. в целях определения граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ, законом Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», статьей 7 Устава муниципального образования Караваевское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области, на территории Караваевского сельского поселения Костромской области установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в размере ***** кв.м общей площади жилого помещения на одного человека - в отдельном жилом помещении.
Принимая решение об отказе Ильичевой Е.А. в признании нуждающейся в жилых помещениях, жилищная комиссия исходила из того, что площадь квартир, принадлежащих заявителю и членам ее семьи, составляет *****, и на указанной площади зарегистрировано ***** человек, в том числе И.Р.А. - бабушка Ильичева Д.С.
Вместе с тем в соответствие ч. 2 ст. 51 ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, … принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В свою очередь согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку из представленных на рассмотрение жилищной комиссии документов следовало, что Ильичева Е.А. с супругом и детьми зарегистрированы по одному адресу, а И.Р.А. по другому, сведениями о совместном проживании указанных лиц комиссия не располагала, с учетом положений ст. 31 ЖК РФ не имелось оснований считать, что И.Р.А., не смотря на наличие родственных отношений с Ильичевым Д.С., является членом семьи заявителя и учитывать ее при принятии решения.
Также у комиссии не имелось оснований при подсчете суммарной общей площади жилых помещений исходить из того, что семья заявителя является правообладателями жилых помещений общей площадью *****, поскольку в квартире по адресу: (адрес), общая площадь которой составляет ***** кв.м, заявителю и ее супругу принадлежит в общей сложности лишь ***** доля, что соответствует ***** кв.м.
Таким образом с учетом суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих Ильичевой Е.А. и членам ее семьи, обеспеченность каждого члена семьи заявителя составляет *****, что менее учетной нормы.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку решение жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения от 15 декабря 2014 года об отказе Ильичевой Е.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи сверх установленной учетной нормы, не соответствует указанным выше нормам закона и препятствует заявителю в реализации прав на получение социальной выплаты, предусмотренной Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 197-4-ЗКО, суд приходит к выводу, о признании указанного решения незаконным и удовлетворении требований Ильичевой Е.А. в этой части.
Вместе с тем избранный заявителем способ восстановления права путем возложения на администрацию Караваевского сельского поселения обязанности принять Ильичеву Е.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента подачи заявления о принятии на учет, не отвечает позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку будет носить предрешающий характер, и являться подменой судом полномочий иного государственного органа.
В целях восстановления прав заявителя в результате признания незаконным оспариваемого решения, суд считает необходимым возложить на администрацию Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Ильичевой Е.А. с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая требования Ильичевой Е.А. о возмещении судебных расходов в виде госпошлины и оплаты юридических услуг, суд с учетом положений ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, а также представленных в подтверждение понесенных расходов документов, приходит к выводу о взыскании с администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района в пользу заявителя оплаченной при подаче заявления государственной пошлины в размере ***** рублей. Оснований для возмещения расходов по оплате юридических услуг, как не подтвержденных, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ об отказе Ильичевой Е.А. с членами семьи: Ильичевым Д.С., И.Е.Д., И.Д.Д. и И.О.Д., в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Возложить на администрацию Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Ильичевой Е.А. с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Взыскать с администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в пользу Ильичевой Е.А. расходы по уплате госпошлины в размере ***** рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья С.Ю. Иванова