РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 года Савеловский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Королевой О.М.
при помощнике (секретаре) фио
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4101/2022
по иску Власовой Полины Сергеевны к ГБУ Ритуал и Власову Михаилу Ивановичу об эксгумации урны с целью дальнейшего захоронения,
установил:
истец Власова П.С. обратилась в суд с иском к ответчикам ГБУ адрес «Ритуал», Власову М.И., в котором просила разрешить проведение эксгумации урны с прахом фио, умершего 20 ноября 2020 года, захороненной на Зеленоградском (Северном) кладбище адрес на участке семейно-родового захоронения № 17 А, для дальнейшего захоронения на Алабушевском кладбище адрес, на участке № СП/0001/17а.1.1/0003.
Заявленные исковые требования истец мотивирует тем, что 20 ноября 2020 года умер отец истца фио, урна с его прахом была захоронена на участке семейно-родового захоронения № 17А, ответственным лицом за захоронение является родной брат умершего – ответчик Власов М.И. адрес был выделен ГУП Ритуал в 2007 году для захоронения отца ответчика и фио – фио, в дальнейшем, в июне 2018 года на данном участке была захоронена их мать фио В нарушении достигнутой между Власовым М.И. и матерью истца – фио договоренности, урна с прахом фио была захоронена не на отдельном месте, а в месте для захоронения праха фио Истцом был приобретен на Алабушевском кладбище адрес участок № СП/0001/17а.1.1/0003 для захоронения на нем урны с прахом фио, однако в даче согласия на перезахоронение урны с прахом фио на приобретенном истцом участке ответчик отказывается.
В судебном заседании истец Власова П.С. заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик Власов М.И. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Представитель ГБУ адрес Ритуал в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ранее представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором решение по спору оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на участке № сумма/042/17а.1/0027 Зеленоградского (Северного) кладбища адрес имеются захоронения в одной могиле фио, умершего 26 мая 2007 года, захороненного 29 мая 2007 года (рег. № 578), фио, умершей 17 июня 2018 года, захороненной 26 июня 2018 года (рег. № 216), фио, умершего 20 ноября 2020 года, захороненного 01 декабря 2020 года (рег. № 429).
Лицом, ответственным за захоронения, является ответчик Власов М.И.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 8) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На территории адрес принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением умерших (погибших), устанавливает Закон адрес от 04 июня 1997 года № 11 «О погребении и похоронном деле в адрес», который гарантирует погребение с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации погребения, предоставление материальной и иной помощи для погребения, определяет систему организации похоронного дела и мест погребения в адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 08 апреля 2008 года N 260-ПП «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в адрес» утверждены Правила работы кладбищ и крематориев адрес, порядок их содержания (далее – Правила).
Согласно статье 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии со статьей 5 названного Закона волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с тем или иным ранее умершими. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья или родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Действующим законодательством предусмотрены исключительные случаи для перезахоронения, в том числе, при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений; при необходимости извлечения трупа из места захоронения на основании постановления следователя об эксгумации с обязательным уведомлением об этом близких родственников или родственников покойного; при наличии юридически оформленного волеизъявления умершего.
Согласно п. 2.7 Правил захоронение урн с прахом в землю на родственных участках разрешается администрацией кладбища (крематория) и производится по заявлению граждан, на которых зарегистрировано захоронение в установленном порядке, независимо от срока, прошедшего с момента последнего захоронения.
В силу п. 2.14 Правил ответственному за захоронение лицу предоставляется право принимать решения о том, кто в дальнейшем будет погребен на данном участке, в случае, если лицо является супругом или близким родственником умершего (погибшего), - дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка.
В случае если ответственное за захоронение лицо не является супругом или близким родственником умершего (погибшего), то решение о дальнейших захоронениях на городских кладбищах принимается на основании заявления лица, ответственного за захоронение, с учетом предыдущих захоронений, архивных данных по степени родства к захороненным комиссией ГБУ "Ритуал".
Согласно п. 2.17 Правил захоронение урны с прахом на городском кладбище производится при предъявлении гербового свидетельства о смерти, справки о кремации, разрешения администрации городского кладбища (крематория) на предоставление места для погребения.
Положениями п. 2.23 Правил предусмотрено, что изъятие урн с прахом умерших (погибших) из мест захоронений на городских кладбищах и в крематориях (участок, ниша колумбария или саркофага, склепа) для последующего захоронения в другом месте производится с разрешения администрации кладбища по обращению ответственного за захоронение лица.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, изъятие урны с прахом из могилы может быть произведено только с согласия ответственного лица за захоронение и с разрешения администрации кладбища.
Судом установлено, что истец согласия ответчика фио, как лица, ответственного за захоронение фио, не получила, разрешение администрации кладбища, где произведено захоронение, также не получила, а, следовательно, нормативные требования для эксгумации урны с прахом ее отца истцом соблюдены не были.
При этом, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований при захоронении урны с прахом фио, равно как и нарушение каких-либо иных требований при захоронении, материалам дела не подтверждены.
Само по себе наличие волеизъявления истца перезахоронить урну с прахом фио на приобретенном истцом участке на другом кладбище, отдельно от захоронений фио, фио, обстоятельством, при котором может быть произведена эксгумация урны, явиться не может.
Таким образом, поскольку исключительных обстоятельств для эксгумации урны с целью ее перезахоронения судом установлено не было, перезахоронение ввиду одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрено и не отвечает требованиям разумности, то законных оснований для удовлетворения иска Власовой П.С. суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Власовой Полины Сергеевны к ГБУ Ритуал и Власову Михаилу Ивановичу об эксгумации урны с целью дальнейшего захоронения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Савеловский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Судья
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
1