РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 сентября 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Габсабировой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4084/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании незаконным отказа в выдаче Государственного жилищного сертификата, возложении обязанности, с участием заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Администрации г.о. Чапаевска, ФИО3,
УСТАНОВЛЕНО:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что протоколом заседания областной комиссии по обеспечению реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области от дата, утвержденным министром социально-демографической и семейной политики Самарской области, принято решение отказать ФИО2 в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) в силу того, что ФИО2 не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера. Административный истец полагает, что решение министра социально-демографической и семейной политики Самарской области незаконно и нарушает право административного истца на получение установленной законом социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Административный истец указывает, что постановлением Главы администрации г. Чапаевска №... от дата ФИО2 включена в список граждан, прибывших из районов Крайнего Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно справке ГУ – УПФР в г.о. Чапаевск Самарской области от дата стаж работы ФИО2 в районах Крайнего Севера составляет 22 года 4 месяца, стаж работы мужа ФИО3 в районах Крайнего Севера составляет 28 лет 5 месяцев 5 дней. Согласно справке Администрации г.о. Чапаевск Самарской области от дата ФИО2 состоит в списках получателей ГЖС (граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) по г.о. Чапаевск с дата дата ФИО2 была выплачена компенсация за принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, освобождаемое при выезде из адрес – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес. Ранее Чапаевским городским судом Самарской области рассматривался аналогичный спор между теми же сторонами. Так, протоколом областной комиссии Минсоцдемографии Самарской области от дата было отказано ФИО2 в выдаче ГЖС по тому же основанию – в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье. Решением Чапаевского городского суда Самарской области от дата и апелляционным определением Самарского областного суда от дата в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации г.о. Чапаевск, Министерству социально- демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения отказано. Во исполнение указанных судебных актов, постановлением администрации г.о. Чапаевск №... от дата ФИО2 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от дата отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Чапаевский городской суд Самарской области в ином составе суда. Решением Чапаевского городского суда Самарской области от дата постановлено: «Административное исковое заявление ФИО2 к администрации г.о.Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично. Признать незаконным решение от дата комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе ФИО2 в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о выдаче ФИО2 Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации городского округа Чапаевск отказать…». Апелляционным определением Самарского областного суда от дата решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата оставлено без изменения. Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата постановлено: «Решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от дата оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области – без удовлетворения…». На основании изложенного, административный истец просил суд: признать незаконным решение от дата комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе ФИО2 в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, выдать ФИО9 Государственный жилищный сертификат для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Администрация г.о. Чапаевска, ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО7 административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Кроме того, пояснил, что административный истец ФИО2 извещена о дате судебного заседания.
Представитель административного ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещался о дате судебного заседания лично, что подтверждается подписью представителя на справочном листе, причин уважительности неявки суду не представил.
Заинтересованные лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Администрация г.о. Чапаевска, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещались о дате судебного заседания надлежащим образом (ШПИ 80404986382598, ШПИ 80404986363870, ШПИ 80404986363863), причин уважительности неявки суду не представили.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Статьей 10 Жилищного кодекса РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.11.1993 № 1141 "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей" гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выплачивается стоимость освобождаемого жилья, принадлежащего им на праве собственности. Выплата производится организацией, в собственность которой передается это жилье.
Условия получения указанной компенсации за жилье, передаваемое в государственный и муниципальный жилые фонды, определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ граждане, указанные в части первой статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена Федеральная целевая программа " Жилище " на 2015 - 2020 годы", и её подпрограмма "Выполнение ФИО1 обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", целью которой является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Задачами подпрограммы являются: предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих право на получение социальных выплат) либо в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или поселки учреждений с особыми условиями хозяйствования.
До 01 января 2003 года отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.
Как следует из содержания пункта 19 указанного выше Положения, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 21 Положения (от 10.12.202 №879) приведен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 24).
Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Законом установлено право граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение жилищных субсидий, и не получавших субсидий на эти цели.
Так, суд исходя из представленных доказательств обоснованно установил, что правовым основанием для получения административным истцом денежной компенсации являлось постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1141 «О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей».
Данным постановлением Правительства Российской Федерации были предусмотрены как государственные гарантии предоставления жилой площади для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и компенсации, в частности за сдаваемое жилье (статьи 18 и 19).
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от дата по административному делу №... и апелляционным определением Самарского областного суда от дата в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации г.о. Чапаевск, Министерству социально- демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения отказано.
Таким образом, во исполнение указанных судебных актов, постановлением администрации г.о. Чапаевск №... от дата ФИО2 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от дата отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Чапаевский городской суд Самарской области в ином составе суда.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от дата по административному делу №... постановлено: «Административное исковое заявление ФИО2 к администрации г.о.Чапаевск, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить частично. Признать незаконным решение от дата комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФИО1 программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе ФИО2 в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о выдаче ФИО2 Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации городского округа Чапаевск отказать…».
Апелляционным определением Самарского областного суда от дата решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата постановлено: «Решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области – без удовлетворения…».
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата по административному делу №..., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от дата, по административному исковому заявлению Администрации г.о. Чапаевска к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, с участием заинтересованного лица ФИО2 о признании незаконным и отмене предписания, возложении обязанности, постановлено: «Административное исковое Администрации г.о. Чапаевск - удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить предписание №... от дата, выданное Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в адрес администрации г.о. Чапаевск. В удовлетворении остальных требований - отказать…».
Из решения Чапаевского городского суда Самарской области от дата, с учетом апелляционного определения Самарского областного суда от дата и кассационного определения судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата следует, что на основании постановления №... Главы администрации г. Чапаевска от дата ФИО2 с составом семьи три человека - она, муж и сын, включены в Список граждан, прибывших из района Крайнего Севера.
Согласно информации администрации г.о. Чапаевск от дата, в г. Чапаевск сформирован список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее дата и проработавших не менее пятнадцати лет. ФИО2 состоит в Списке с дата, очередность на 2001 год №....
По сведениям администрации г.о.Чапаевск от дата, ФИО2 состоит в списках получателей ГЖС (граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) по г.о.Чапаевск с дата, очередность на 2014 год в Списке граждан-получателей ГЖС по г.о.Чапаевск - №....
Согласно договору найма жилой площади от дата, ФИО5 предоставила ФИО3 и ФИО2 для временного проживания - до решения жилищного вопроса, то есть получения (приобретения) жилья или получения субсидии на строительство (приобретение) жилья, жилой дом с земельным участком по адресу: адрес.
На основании решения областной комиссии по обеспечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, Протокол от дата, ФИО2 отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье.
Из материалов дела также следует, что ФИО2 и ее супруг – ФИО3 были зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес с дата по дата год; с дата до дата по адресу: адрес. Сняты с регистрационного учета по месту жительства дата в связи с выездом в адрес.
В соответствии с Постановлением администрации района от 22.09.1995 года №190 «Об утверждении Положения о выплате компенсации гражданам за освобождаемое жилье при выезде из Магаданской области», на основании постановления администрации Среднеканского района №... от дата ФИО2 выплачена компенсация за освобождаемое жилье по адресу: адрес, за отработанные 22 года 4 месяца в размере 13 511 667 рублей.
На основании договора купли-продажи квартиры в связи с получением компенсации за освобождаемое жилье при выезде из Магаданской области от дата ФИО2 продала принадлежавшую ей по договору передачи квартир в собственность №... от дата квартиру по адресу: адрес, имеющую инвентаризационную стоимость 118 808 594 рублей, администрации района.
Согласно записей в Журнале учёта лиц, получивших компенсацию за освобождаемое жилье на основании Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года №114 за 1994-1996 годы, администрации Среднеканского района Магаданской области в Списке значится ФИО2
Согласно Справке от 18 июня 2018 года Минэкономразвития Магаданской области, с дата по настоящее время ФИО2, ФИО3 не предоставлялась жилищная субсидия на приобретение жилья, выделяемая за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из Магаданской области в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». На учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Магаданской области ФИО2, ФИО3 не состоят.
На основании решения областной комиссии по обечению реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, Протокол от дата, ФИО2 отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье.
Таким образом, суды исходили из того, что реализация административным истцом права на получение денежной компенсации за переданное по договору купли-продажи жилье в районах Крайнего Севера, не являясь по своей правовой природе жилищной субсидией по смыслу положений Федерального закона № 125-ФЗ, не может лишать ее права на получение государственного жилищного сертификата. Сущность приведенного правового регулирования заключается в предоставлении гарантии возмездного приобретения (выкупа) освобождаемых жилых помещений, расположенных в районах крайнего Севера, в связи с ограниченной обороноспособностью таких помещений, приведеные нормы относятся к категории государственных гарантий, вытекающих из трудовых отношений, компенсация ФИО2 была выплачена за отработанные 22 года 4 месяца в размере 13 511 667 рублей. До принятия в отношении административного истца решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата она не была исключена из списка лиц, имеющих право на его получение, а также из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Данное решение принято только дата за №..., а значит, оснований для отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата на стадии распределения государственных жилищных сертификатов от дата, сформированных в соответствии с ранее утвержденными списками незаконно и необоснованно. Каких-либо иных предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче административному истцу ГЖС на стадии распределения государственных жилищных сертификатов, сформированных в соответствии с ранее утверждённым списком, у административного ответчика – Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не имелось.
Из материалов дела следует, что протоколом заседания областной комиссии по обеспечению реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области от дата, утвержденным министром социально-демографической и семейной политики Самарской области, принято решение отказать ФИО2 в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) в силу того, что ФИО2 не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства получения административным истцом протокола заседания областной комиссии по обеспечению реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области от 15.12.2022 г., утвержденного министром социально-демографической и семейной политики Самарской области, а значит процессуальный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Таким образом, фактически административный ответчик отказал административному истцу в выдаче ГЖС (государственного жилищного сертификата) по тем же основаниям по ранее рассмотренным обстоятельствам решением Чапаевского городского суда Самарской области от дата, вступившим в законную силу дата, а именно по основанию, что ФИО2 не имеет права на получение сертификата в связи с получением денежной компенсации за освобожденное жилье при выезде из районов Крайнего Севера.
Указанное недопустимо, поскольку действия административного ответчика прямо нарушает ч. 2 ст. 64 КАС РФ.
Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, не являются основаниями для отказа административному истцу в ее требованиях.
Иные доводы также не являются основаниями для отказа административному истцу в ее требованиях, поскольку имеется решение Чапаевского городского суда Самарской области от дата, вступившее в законную силу.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения от дата комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе ФИО2 в выдаче Государственного жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия. Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ). Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, выдать ФИО8 ФИО1 жилищный сертификат для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при отсутствии иных законных оснований для отказа в предоставлении ФИО8 ФИО1 жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным решение от дата комиссии Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по обеспечению реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Самарской области, об отказе ФИО2 в выдаче ФИО1 жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, выдать ФИО8 ФИО1 жилищный сертификат для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при отсутствии иных законных оснований для отказа в предоставлении ФИО8 ФИО1 жилищного сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 21 сентября 2023 года.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья
Секретарь