Дело № 2-996/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием истца Лобова Р.В.,
представителя ответчика Прохоренко А.И.,
представителя третьего лица Денисовой Н.А.
07 мая 2018 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобова Романа Владимировича к Комитету образования Волгоградской области о восстановления срока для поставки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Лобов Р.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого указано, что он является лицом инвалидом детства, ДД.ММ.ГГГГ ему установлена вторая группа инвалидности, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Решением <данные изъяты> районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, его усыновление признано недействительным. На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он был определен в детское государственное учреждение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником ГКССУ СО «<данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении. Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он признан недееспособным. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в <данные изъяты>», где был зарегистрирован и проживал. В последующем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в <данные изъяты> и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. признан дееспособным. На момент восстановления дееспособности ему исполнилось 23 года. Однако до достижения указанного возраста ГБССУ СО <данные изъяты>» ему не было оказано помощи для постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <адрес> с заявлением о включении его в указанный список, однако администрация <адрес> Волгограда отказала в удовлетворении требования, мотивировав отказ тем, что он достиг возраста 23 лет. По итогам рассмотрения заявления Комитетом образования <адрес> был вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ему было отказано во включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, в связи с достижением им возраста 23 лет. Считает действиями указанного выше ответчика нарушено его право. Собственного жилья он не имеет, обратился с заявлением в течении пяти лет после восстановления дееспособности. В этой связи просит суд восстановить срок для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории, как лица, относящегося к категории детей оставшихся без попечения родителей; признать незаконным и отменить приказ Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец Лобов Р.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета образования и науки Волгоградской области Прохоренко А.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения иска, полагая, что оснований для включения истца в льготный список лиц на обеспечение жильем не имеется. Право на обеспечение социальным жильем у истца отсутствует, поскольку ФИО1 на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения поставлен не был, с заявлением на обеспечение жильем впервые обратился в возрасте 27 лет, когда утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на государственную поддержку по соответствующему основанию, включая право на обеспечение жильем. В ходе судебного разбирательства истцом не приведено доказательств, позволяющих установить факт необоснованного лишения его права на обеспечение социальным жильем до достижения возраста 23 лет и\или признать уважительными причины, по которым он ранее не реализовал данное право. В этой связи просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Комитета строительства Волгоградской области Денисова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагала иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению, поскольку Лобов Р.В. до достижения 23-х летнего возраста не был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, впервые обратился по вопросу обеспечения социальным жильем, когда утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Убедительных доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ему своевременно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Настоящим законом во взаимосвязи с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ) в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ныне действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имевшие закрепленного за ними жилого помещения, до 01 января 2013 года имели право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а с 01 января 2013 года сохраняют право на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом данное право должно быть реализовано лицами указанной льготной категории до достижения 23 лет.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Лобов Р.В. является <данные изъяты>, ему определена <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).
Согласно постановлению Администрации <данные изъяты> района Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что решением <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усыновление несовершеннолетнего Лобова Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 и ФИО7 признано недействительным, несовершеннолетний Лобов Р.В. определен в детское государственное учреждение (л.д. 54).
Согласно письму ГКУЗ «<данные изъяты> №» № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. находился в данном учреждении. Откуда в последующем Лобов Р.В. выписан инспектору по охране детства и материнства для дальнейшего оформления в детский дом (л.д. 52).
Изложенное позволяло отнести Лобова Р.В. к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. являлся воспитанником ГКССУ СО <данные изъяты>» и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 51).
Согласно справке ГБССУ СО ГПВИ <данные изъяты>» № ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. находился на государственном обеспечении, был зарегистрирован и проживал в ГБССУ СО ГПВИ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выбыл в Суровикинский психоневрологический дом-интернат (л.д. 50).
Также из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <данные изъяты> и был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 48).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. проживал в <данные изъяты> на правах обеспечиваемого (л.д. 49).
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Лобов Р.В. признан дееспособным (л.д. 45-47).
Из содержания указанного выше решения суда следует, что решением <данные изъяты> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. был признан недееспособным.
Согласно ответу на запрос суда Управления Росреестра по Волгоградской области, каких – либо прав за Лобовым Р.В. на объекты недвижимости не зарегистрировано (л.д.59).
Согласно справке МБУ <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, р.<адрес>, Лобов Р.В. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета (л.д. 56)
Иного жилья в собственности или на ином праве Лобов Р.В. не имеет.
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации своего права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Лобов Р.В. обратился в Администрацию <данные изъяты> района г. Волгограда с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> дано заключение о необходимости отказа во включении Лобова Р.В. в список со ссылкой на то, что Лобов Р.В. на дату признания его дееспособным достиг возраста 23 лет, а потому не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанное заключение и иные документы в составе сформированного органом опеки и попечительства учетного дела Лобова Р.В. были переданы для окончательного разрешения вопроса о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в Комитет образования и науки Волгоградской области.
Согласно принятому Комитетом образования и науки Волгоградской области Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ истцу во включении в заявленный список отказано со ссылкой на то, что он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достиг возраста 23 лет.
В судебном заседании на вопрос суда о причинах непредставления необходимых документов в администрацию <адрес> Волгограда ранее ДД.ММ.ГГГГ Лобов Р.В. пояснил, что не смог обратиться с данными документами ранее в силу состояния здоровья и отсутствия дееспособности.
В этой связи, находя доводы истца состоятельными и удовлетворяя Лобову Р.В. заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
В настоящем случае Лобов Р.В. в надлежащем порядке впервые обратился по вопросу постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений в течение пяти лет со дня восстановления дееспособности в 2016 году, т.е. фактически по достижении возраста 28 года. Ранее этого времени на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, он не состоял, с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет не обращался, также как этого не было сделано его законными представителями в период лишения истца дееспособности.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, до достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении данного возраста указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
Судом бесспорно установлено, что истец не был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан, обратился с таким заявлением лишь в 2016 году в возрасте 28 лет, когда утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей. Доказательств обратному истец суду не представил.
Действительно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для судебной защиты права на внеочередное обеспечение жильем, являются: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении; состояние здоровья лица, которое объективно не позволяло ему встать на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет; установление обстоятельств того, что лицо до достижения 23-летнего возраста предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года).
Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки в свете действующего законодательства суду необходимо проверить наличие закрепленного за ними жилого помещения и, как следствие, права на обеспечение социальным жильем по данному льготному основанию, а также наличие исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших реализации права на обеспечение жильем до достижения 23-летнего возраста.
Так в обоснование заявленных требований Лобов Р.В. ссылается на решение <данные изъяты> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он признан недееспособным, и решение <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу восстановлена дееспособность.
Суду представлены отвечающие требованиям относимости и допустимости доказательства того, что причины, по которым истец не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении являются уважительными.
При изложенном, суд приходит к выводу, что обращение в ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <данные изъяты> Лобова Р.В. являлось хоть и запоздалым действием (после достижения совершеннолетия), но направленным на защиту его жилищных прав. При этом, отсутствие должного реагирования со стороны органов местного самоуправления, в том числе и органов опеки и попечительства, законных представителей лица, признанного недееспособным, на указанное заявление в силу вышеизложенной позиции Верховного Суда РФ не может являться препятствием для реализации последним своих жилищных и социальных прав.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, в период нахождения Лобовым Р.В. в несовершеннолетнем возрасте, за последним жилое помещение, в том числе пригодное для проживания, закреплено не было, а компетентные органы и должностные лица в свою очередь не выполнили надлежащим образом свои обязательства по защите жилищных прав истца, в период времени, когда последний находился в несовершеннолетнем возрасте и в период его недееспособности.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку отказ истцу в постановке на учёт в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, неправомерен. Само обращение истца по достижении 23-х летнего возраста с заявлением о предоставлении жилья было вызвано уважительной причиной.
Указание в возражениях ответчика и третьего лица об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по мотиву достижения истцом возраста 23 лет к моменту своего обращения к ответчику с просьбой о предоставлении жилья, а также ввиду сохранения за истцом права пользования закреплённым за ним жилого помещения, не могут являться обстоятельствами, препятствующими обеспечению истца жилым помещением, так как по не зависящим от истца причинам Лобов Р.В. своевременно не был поставлен на соответствующий учет.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства и законные представители лиц, признанных недееспособными, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка, имеющего на это право, в соответствующий региональный список.
Учитывая все обстоятельства дела, суд полагает, что ответчиком при вынесении обжалуемого приказа не были учтены имеющиеся в рассматриваемом деле упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников в качестве уважительного основания для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Более того, как пояснил истец в судебном заседании, кем-либо из уполномоченных лиц ему не было разъяснено право на обеспечение жильем в льготном порядке.
Учитывая изложенное, суд полагает, что причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными.
Поскольку суд по основаниям, изложенным выше, пришел к выводу об уважительности причин пропуска Лобовым Р.В. срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории, как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, то требования истца об отмене приказа Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ему во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и о возложении на Комитет образования и науки Волгоградской области обязанности включить Лобова Р.В. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лобова Романа Владимировича к Комитету образования и науки Волгоградской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, - удовлетворить.
Лобову Роману Владимировичу восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории, как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказ Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Лобову Роману Владимировичу во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, признать незаконным и отменить.
Обязать Комитет образования и науки Волгоградской области включить Лобова Романа Владимировича в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда на территории г. Волгограда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 14 мая 2018 года.
Судья Юрченко Д.А.