УИД 66RS0004-01-2020-003123-87
Дело № 5-354/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«01» июня 2020 года г. Екатеринбург
Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стекольникова Ж.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кортрейд», ИНН 6670179530, ОГРН 1076670020943, зарегистрированного по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8Д, помещение 17, дата регистрации юридического лица – 08.08.2007, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
10.05.2020 в 12-00 часов при осмотре помещений гипермаркета товаров для ремонта и строительства «Дом», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, д. 50, специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга Гарбовской М.А. выявлено нарушение ООО «Кортрейд» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
1. на предприятии торговли не обеспечено соблюдение контроля за состоянием здоровья работников на рабочих местах в полном объеме (термометрия производится только перед началом рабочей смены, что фиксируется и подтверждается журналом здоровья, однако такая же фиксация в журнале здоровья, в течение рабочего дня с периодичностью 1 раз в 4 часа, а также в конце рабочей смены отсутствует, что является нарушением п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 4.7 Письма Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19», п. 4.5. Постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области» № 05/02-2 от 10.04.2020;
2. юридическим лицом не обеспечено соблюдение гражданами социального дистанцирования: в торговом зале гипермаркета не нанесена специальная разметка, позволяющая соблюдать расстояние в 1,5 м между посетителями, чем нарушен п. 2.1.СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.12. Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли»;
3. юридическим лицом не обеспечивается регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений, в том числе торгового зала, ввиду отсутствия окон в помещениях, при этом бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей, также отсутствуют, что является нарушением п. 2.1.СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 3.12., п.3.13. постановления Главного государственного санитарного врача по Свердловской области «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области» № 05/02-2 от 10.04.2020 г., п.2.8., п. 2.9. Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли (Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли»), п. 4.9. Письма Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19».
В связи с выявлением указанных нарушений специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга Гарбовской М.А. составлен 12.05.2020 протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Катаева А.А. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила. Пояснила о наличии совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения и виновности юридического лица. Просила о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
Защитник ООО «Кортрейд» Окулова Ю.А. вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признала частично, доводы возражений поддержала и пояснила, что на момент проведения проверки проветривание помещений ООО «Кортрейд» осуществлялось, что подтверждается сведениями, отраженными в журнале. Рециркуляция воздуха обеспечена за счет приточно-вытяжной системы вентиляции. Вместе с тем, в настоящее время юридическим лицом приобретены и размещены в помещениях с постоянным нахождением сотрудников бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа. В торговом зале между стеллажами с реализуемыми товарами на момент проверки разметка для дистанцирования граждан отсутствовала, ввиду снижения покупательской способности и отсутствия в том месте граждан. В данный момент разметка нанесена по всему торговому залу. Вопреки отсутствия прямого указания на необходимость измерения температурного режима сотрудников каждые 4 часа и при выходе после окончания рабочей смены, указанное нарушение ООО «Кортрейд» устранено. Принимая во внимание изложенное, просила производство по делу прекратить. При установлении признаков состава административного правонарушения, назначить административное наказание в виде штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заслушав объяснения и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Вместе с тем, исходя из протокола об административном правонарушении от 12.05.2020, и как установлено в судебном заседании и фактически подтверждено защитником, несмотря на частичное признание вины, ООО «Кортрейд» не выполнило обязательные для исполнения организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, выразившиеся в несоблюдении контроля за состоянием здоровья работников на рабочих местах в полном объеме, поскольку термометрия производится только перед началом рабочей смены, что фиксируется и подтверждается журналом здоровья, при обязательной ее фиксации в течение рабочего дня с периодичностью 1 раз в 4 часа, а также в конце рабочей смены; гражданами социального дистанцирования, так как в торговом зале гипермаркета не нанесена специальная разметка, позволяющая соблюдать расстояние в 1,5 м между посетителями; необеспечении регулярного проветривания (каждые 2 часа) рабочих помещений, в том числе торгового зала, ввиду отсутствия окон в помещениях либо бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно постановлению Главного государственного врача по Свердловской области № 05/02-2 от 10.04.2020 «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области» в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) работодатели обязаны осуществлять следующие меры: организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками. В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям необходимо организовать и осуществлять следующие мероприятия: обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств; проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники; обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток; применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа; регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений; организация в течение рабочего дня осмотров работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией.
Аналогичная информация содержится в письмах Роспотребнадзора от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, 10.03.2020 N 02/3853-2020-27, 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, 20.04.2020 N 02/7376-2020-24, Рекомендациях по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что ООО «Кортрейд» подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность ООО «Кортрейд» в его совершении подтверждаются добытыми по делу доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достаточности: составленным в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколом об административном правонарушении от 12.05.2020; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 10.05.2020 года; объяснениями защитника об устранении выявленных нарушений.
Доводы защитника об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения нахожу несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что ООО «Кортрейд» имело возможность для соблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за нарушение которого Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные доказательства, исследованные в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяют прийти к выводу о наличии в действиях ООО «Кортрейд» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «Кортрейд», обстоятельства, смягчающие административную ответственность, – признание вины, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, и отягчающие, которых по делу не установлено.
С учетом изложенного, поскольку выявленное нарушение создавало реальную угрозу здоровью населения, прихожу к выводу, что оснований для назначения ООО «Кортрейд» административного наказания в виде предупреждения, а также применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие совокупности смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также, исходя из принципа справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер, а главным образом заключаться в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства, прихожу к выводу, что вышеуказанные обстоятельства являются исключительными, позволяющими назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Кортрейд» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного кодекса.
Административный штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)
ИНН 6670083677 КПП 667001001
БИК 046577001 ОКТМО 65701000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010
Наименование банка: Уральское ГУ Банка России
КБК 14111628000016000140
УИН 14102660015520003246
Документ, подтверждающий уплату административного штрафа, необходимо представить судье.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Свердловский областной суд через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Стекольникова Ж.Ю.