РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2013 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Макиенко И.В. к администрации г.Минусинска, Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Макиенко И.В. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее социальной нормы 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Макиенко И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Макиенко И.В. в г.Минусинске не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот требования мотивировал тем, что в хоте прокурорской проверки установлено, что Макиенко И.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - МТВ умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - МВС умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы города Минусинска от 26.11.1997 №558-п Макиенко И.В. назначен опекун - ЖАИ При назначении Макиенко И.В. опекуна, за несовершеннолетней жилое помещение фактически не закреплялось. До смерти матери семья Макиенко проживала в служебном жилом помещении, находящемся по адресу <адрес>, на указанное жилое помещение и.о.главы муниципального образования Весенненский сельсовет выдано охранное свидетельство №. Жилое помещение по указанному адресу в 2004 г. в соответствии с актом обследования технического состояния квартиры признано непригодным для проживания. В 2004 году опекуном ЖАИ принималась меры к защите жилищных прав опекаемых - получено письмо администрации г.Минусинска от 01.09.2004 г. № 659 о том, что опекаемые несовершеннолетним, в том числе и Макиенко И.В., 1992 года рождения гарантирована постановка на учет для внеочередного получения жилого помещения. В настоящее время Макиенко И.В. не имеет жилого помещения, в котором она мог бы проживать постоянно и на законных основаниях, состоит на регистрационном учете по адресу <адрес>(л.д. 3-8).
04.02.2013 г. истец требования уточнил, просил суд обязать администрацию г. Минусинска предоставить Макиенко И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров, с допусками, установленными ч. 14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" (не менее 28 и не более 42 квадратных метров) (л.д. 75).
В судебном заседании прокурор исковые требования полностью, с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Истец Макиенко И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 152).
Представитель ответчика - администрации г. Минусинска (л.д. 68) исковые требования не признала, пояснила, что 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 4 Федерального закона № 15-ФЗ, регламентировано, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно теории государства и права под реализацией права понимается претворение предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов. До 01.01.2013 жилое помещение Макиенко И.В. не предоставлено, соответственно право не реализовано и на Макиенко И.В. распространяются требования законодательства Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вступившие в силу с 01 января 2013 года. Согласно ранее действующему законодательству (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, статья 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка») до 31.12.2012 было предусмотрено право детей-сирот на предоставление во внеочередном порядке жилых помещений. Федеральным законом № 15-ФЗ из части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ исключена норма о предоставлении во внеочередном порядке жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Также с 01 января 2013 года вступил в силу закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-977 «О внесении изменений в Закон края «О защите прав ребенка» (Закон Красноярского края № 3-977), которым внесены изменения в статью 17 Закона края «О защите прав ребенка». В соответствии с пунктом 1 статьи 17 закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения; по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются; благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 4 статьи 17 закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в Пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях. Согласно пункту 7 статьи 7 закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка» поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - комиссия), на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Порядок формирования, состав и порядок деятельности комиссии определяются Правительством края. Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на которых представлены документы, необходимые для предоставления жилых помещений, в список либо об отказе во включении их в список. Решение о включении в список (об отказе во включении в список) лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии. Включение в список лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список: осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан. Согласно пункту 11 статьи 17 закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) «О защите прав ребенка» решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления. Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в 1 порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.200 № 12-961 «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. Министерство образования и науки Красноярского края ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 20 марта 2013 года в список включено 1327 человек, в том числе 35 человек по городу Минусинску. Принимая во внимание наличие иных граждан из числа детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих в очереди на получение жилья, принятых на очередь ранее заявителей по рассматриваемому гражданскому делу, в случае удовлетворения иска будут нарушены права лиц, внесенных в список (поставленных на учет) ранее и стоящих впереди по очередности. В настоящее время в связи с вступившими в силу изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», оснований для предоставления жилого помещения вне очереди детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа не имеется. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Соответственно принимая во внимание фактические, обстоятельства дела и требования действующего законодательства в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах Макиенко И.В. следует отказать в полном объеме.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края (л.д. 49), в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.155), представил письменный отзыв (л.д. 45-48), согласно которому просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ надлежащим ответчиком должно быть конкретное муниципальное образование, а компетентный орган местного самоуправления через своих представителей должен действовать в суде от имени и в интересах муниципального образования и исковые требования надлежит предъявлять городскому округу (город Минусинск) в лице администрации г. Минусинска. Предъявление требований прокурора к администрации г. Минусинска (административному органу, обладающему правами юридического лица) не основано на законе. Макиенко И.В. в установленном законом порядке не встала (не была поставлена) на соответствующий учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории граждан. На обязательность учета сирот в административных органах неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2009 № 91-Г09-2 сказано, что подача заявления с соответствующими документами в административный орган является выражением волеизъявления лиц, претендующих на внеочередное предоставление жилого помещения, и необходимым условием реализации их права. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2010 № 18-Г10-19 говорится, что необходимость учета (формирование списка граждан-претендентов) обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Порядок учета утвержден указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг. Он предполагает обращение в министерство образования и науки Красноярского края с необходимым комплектом документов (подтверждающих льготный статус и нуждаемость в жилье), причем это должно произойти до достижения 23 летнего возраста, т.к. законодательство о социальной поддержке сирот распространяется только до 23 летнего возраста гражданина. В Министерство образования и науки Красноярского края по поводу постановки на учет сестер и брата Макиенко обращалась их законный представитель ЖАМ Согласно документам, представленным заявительницей, в 2002 году за МЕВ, 1983 г.р., МАВ, 1987 г.р., МНВ, 1988 г.р., МОВ, 1990 г.р., Макиенко И.В., 1992 г.р., закреплена жилая площадь в <адрес>. По информации прокуратуры <адрес>, администрации <адрес>, данное жилое помещение в настоящее время непригодно для проживания. В связи с этим прокуратура Республики Хакасия рекомендовала бывшим подопечным заявительницы обратиться в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении им жилья. Кроме того, им было разъяснено, что в случае отказа в предоставлении жилья они вправе обратиться с заявлением в прокуратуру <адрес>. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, заседание которой состоялось 9 февраля 2011 года, было отказано в признании нуждающимися в жилом помещении МОВ, Макиенко И.В. в связи с тем, что, на основании письма администрации <адрес>, у них имеется закрепленное жилое помещение, которое администрация готова отремонтировать. О данном решении сообщено начальнику управления образования администрации г. Минусинска ГПБ с указанием о доведении изложенной информации до указанных граждан. Министерство не может согласиться с требованием о перечислении денежных средств. Финансовый вопрос (межбюджетные отношения) не являются предметом разбирательства с участием конкретного сироты. Сирота не является субъектом бюджетных отношений, а субвенция именной быть не может. Финансирование переданных государственных полномочий по обеспечению сирот жильем предусмотрено краевым законом. Таким образом, требование к Министерству не основано на нормах права. На основании всего изложенного, Министерство образования и науки Красноярского края просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Правительство Красноярского края, в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д. 92-97), согласно которому просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что согласно пункту 1 статьи 97 Устава Красноярского края Правительство Красноярского края как высший постоянно действующий орган исполнительной власти Красноярского края обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти Красноярского края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти Красноярского края. Органом специальной компетенции, в полномочия которого входит обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, является министерство образования и науки Красноярского края (пункт 3.22 Положения о министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 № 42-п). Конкретные государственные полномочия исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, предусмотрены пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного— самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон края № 9-4225). Пунктом 2 статьи 1 Закона края № 9-4225, к полномочиям органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере (в том числе к полномочиям администрации г. Минусинска) относятся, в числе прочих прием, регистрация ходатайств законных представителей детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными (далее - законные представители), заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, формирование учетных дел, направление заверенных уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копий ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования; установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, установленном Правительством края, направление заверенных уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копий документов, подтверждающих факт невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования; приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма и строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования; контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. При этом министерство образования и науки Красноярского края осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (статья 2 Закона края № 9-4225, пункт 5 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»). Таким образом, участниками правоотношений по предоставлению Макиенко И.В. жилого помещения являются министерство образования и науки Красноярского края и администрация г. Минусинска, а не Правительство Красноярского края, которое соответствующей информацией о наличии у Макиенко И.В. соответствующего права и соблюдении установленного порядка предоставления ему жилья не обладает. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. В настоящее время на согласовании в Правительстве Красноярского края находятся подготовленные министерством образования и науки Красноярского края проекты постановлений Правительства Красноярского края: «Об утверждении Порядка формирования и деятельности краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Об утверждении Порядка однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон края № 9-4225 введен в действие на 2013 год Законом Красноярского края от 11.12.2012 № 3-811 «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов». Согласно статье 4 Закона края № 9-4225 на осуществление органами местного самоуправления указанных переданных полномочий предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Приложением № 48 к Закону о бюджете на 2013 год для г. Минусинска предусмотрены субвенции на реализацию Закона края № 9-4225 в сумме 18 897,90 тыс. руб. Таким образом, в бюджете Красноярского края предусмотрено финансирование осуществления органом местного самоуправления г. Минусинска переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, жилыми помещениями.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования к администрации г. Минусинска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из акта обследования семьи Макиенко, проживающей по адресу <адрес> (л.д. 10) следует, что после смерти матери Макиенко Т.В. остались дети без попечения родителей, в том числе Макиенко И.В., № г. рождения
Постановлением администрации г. Минусинска № 558-п от 26.11.1997 г. (л.д. 11, л.д.34) ЖАИ назначена опекуном над Макиенко И.В.
Согласно свидетельству о смерти (л.д. 12, л.д. 32) МВС, умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно свидетельству о смерти (л.д. 13, л.д.29) МТВ, умерла ДД.ММ.ГГГГ
Из справки УПФ РФ от 08.07.2011 г. (л.д. 14) следует, что МТВ состояла на учете в Управлении социальной защиты населения администрации г. Минусинска, проживала по адресу <адрес>, получала пенсию по потере кормильца по 30.11.1997 г.
Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю от 26.08.2010 г. (л.д. 15) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах Макиенко И.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Минусинского отделения филиала по Красноярскому краю от 02.09.2010 г. (л.д. 18, л.д. 27), справки Минусинского городского БТИ (л.д. 23) следует, что согласно базе данных по состоянию на 15.02.1999 г., сведения о регистрации права собственности на жилые объекты недвижимого имущества в г. Минусинске и Минусинском районе за Макиенко И.В. – нет.
Согласно паспорту (л.д. 190) Макенко И.В. зарегистрирована по адресу <адрес>.
Из договора передачи жилого помещения в собственность граждан № 14824 от 08.08.2001 г. (л.д. 21-22) следует, что администрация г. Минусинска передала в долевую собственность граждан ЖАИ, ЖСА, ЖАА квартиру расположенную по адресу <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.04.2004 г. (л.д. 41) ЖАИ является собственником 1/3 доли квартиры по адресу <адрес>
Согласно сообщению Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края от 02.12.2004 г. (л.д. 24-25) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах Макиенко И.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
Из заявления (л.д. 26) следует, что 09.12.2004 г. МЕВ, как сирота, обращалась в жилищную комиссию о принятии ее и ее семьи на учет на получение жилой площади.
Согласно сообщению Прокурора <адрес> от 20.06.2011 г. (л.д. 28, л.д. 37) ЖАИ сообщено о нецелесообразности прокурорского реагирования, на ее обращение, в виду того, что у Макиенко И.В. имеется закрепленное жилое помещение по адресу <адрес>, которое администрация Муниципального образования <адрес> готова была отремонтировать, однако в виду того, что никто не обращался с вопросом о ремонте закрепленного жилого помещения, вопрос разрешен не будет, и более того охранное свидетельство выдавалось на срок до совершеннолетия детей.
Согласно ордеру на служебное помещение (л.д. 31) ордер выдан 10.12.1993 г. Весененским сельским советом на имя МТВ, в отношении квартиры по адресу <адрес>.
Согласно охранному свидетельству (броня) № выданному на имя МЕВ., МАВ, МНВ., МОВ, Макиенко И.В.(л.д. 33) из бронирования занимаемого ими жилого помещения размером № кв.м., состоящих из трех смежных комнат по адресу <адрес>, в связи с выездом в г. Минусинск, основание бронирования – ходатайство ГОРОНО г.Минусинска, действительно с 06.05.2002 г. до совершеннолетия.
Из сообщения администрация Муниципального образования <адрес> от 25.10.2004 г. (л.д. 30, л.д. 65) следует, что согласно акту обследования технического состояния квартиры по адресу <адрес>, закрепленной за детьми-сиротами Макиенко, жило помещение является непригодным для проживания.
Из сообщения администрации г. Минусинска от 01.09.2004 г. (л.д. 35) следует, что администрация гарантирует постановку на учет в отдел по учету и распределению жилья для получения жилья по списку внеочередников несовершеннолетним МЕВ, МАВ, МНВ, МОВ, Макиенко И.В., в случае если будет представлен документ о том, что жилое помещение, закрепленное за детьми, по адресу <адрес> является не пригодным для проживания.
Согласно сообщению Министерства образования и науки Красноярского края (л.д. 36) решением комиссии по вопросам предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам не имеющим жилого помещения, отказано в признании нуждающимися в жилом помещении Макиенко И.В., МОВ отказано в связи с наличием закрепленного жилого помещения, которое администрация готова отремонтировать.
Из сообщения Прокурора Республики Хакасия по надзору за исполнением законодательства прав несовершеннолетних и молодежи от 01.04.2011 г. (л.д. 38) ЖАИ разъяснено о необходимости предоставлении документов в отношении детей-сирот, право на обращение в администрацию <адрес> с заявление о постановке детей на очередь для предоставлении им жилья в <адрес>.
Из справки КГБОУ НПО «МПЛ» от 11.09.2012 г. (л.д.54) Макиенко И.В. проходит обучение по специальности портной с 2012 г.
Согласно сообщению администрации <адрес> от 02.02.2011 г. (л.д. 66) в связи с тем, что согласно акту жилое помещение, по адресу <адрес> не пригодно для проживания, в адрес муниципального образования Весененнский сельсовет направлено письмо в котором рекомендовано включить МОВ и Макиенко И.В. в льготную очередь на получение жилья как лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Из акта обследования технического состояния жилого помещения по адресу <адрес> от 26.01.2011 г. (л.д. 67) комиссией администрации МО Весенненский сельсовет установлено, что жилое помещение практически полностью разрушено (нет оконных рам, дверей, косяков, разобраны крыша и полы, штукатурка осыпалась, печь разрушена, баки и трубы водяного отопления отсутствуют, надворные постройки и ограждения разобраны), жилое помещение для проживания не пригодно. Ремонту не подлежит.
Из представленного Краевого списка детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, по состоянию на 01.01.2013 г. (л.д. 77-79) следует, что Макиенко И.В. в списках не значится.
Согласно представленного Краевого списка детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, по состоянию на 20.03.2013 г. (л.д. 106-149) следует, что Макиенко И.В. в списках не значится.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 этого же закона и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ст.ст. 4, 5 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 8 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В силу ч. 6 ст. 8 срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Согласно ч. 7 ст. 8 по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч. 8, 9 ст. 8 дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края
Согласно ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
Как установлено судом, истец Макиенко И.В. в возрасте до 5 лет осталась без попечения родителей, не имеет закрепленных за нею жилых помещений в связи с чем должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту своего жительства, то есть администрацией г. Минусинска, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако эта обязанность администрацией г.Минусинска не исполнена.
09.12.2004 года Макиенко Е.В., проживающей в г.Минусинске, подано заявление о постановке на учет для получения жилой площади семьи Макиенко, в том числе истице Макиенко И.В., как детей-сирот, поскольку дом в <адрес> не пригоден для проживания, разобран. Из письма Администрации г.Минусинска от 01.09.2004г. в адрес главы администрации <адрес> следует, что администрация г.Минусинска гарантирует постановку на учет на внеочередное предоставление жилья опекаемых несовершеннолетних, в том числе и Макиенко И.В., при предоставлении документа о непригодности закрепленного за детьми жилого помещения.
Решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам отказано в признании нуждающейся в жилом помещении Макиенко И.В., решение мотивировано наличием за последней закрепленного жилого помещения.
Истица, в соответствии с положениями действовавшего на момент вынесения решения законодательства подлежала постановке на учет для получения жилья вне очереди как ребенок, оставшийся без родительского попечения, поскольку ее законный представитель и она сама своевременно обращались в органы местного самоуправления по данному вопросу, то есть заявили о праве истицы на получение соответствующей дополнительной гарантии для детей-сирот. При этом орган местного самоуправления не выполнил возложенных на него законом обязанностей по обеспечению указанных гарантий, реализация же права истицы на внеочередное получение жилого помещения не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения должностными лицами своих обязанностей.
Вины Макиенко И.В. в том, что она не была поставлена в очередь на получение жилого помещения и жилье не предоставлено, и не имеется.
В связи с чем, суд полагает, что истцу в постановке на учет было отказано неправомерно и данное обстоятельство не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое ею не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить истцу жилое помещение.
В судебном заседании нашло подтверждение, что как такового закрепления жилого помещения в установленном законом порядке за истицей не было после утраты родительского попечения и назначения опекуна, а выдано было охранное свидетельство по адресу: <адрес>2, в связи с выездом детей по месту жительства опекуна в г.Минусинск со, сроком действия с 2002 года до совершеннолетия. Но уже в 2004 году подано вышеназванное заявление Макиенко Е.В., в том числе в интересах истицы, о постановке на учет, в котором указывалось на непригодность жилья, указанного в охранном свидетельстве. Эти обстоятельства нашли свое подтверждение и в акте специалистов Администрации муниципального образования <адрес> сельсовет от 26.01.2011 года.
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что по данным администрации Муниципального образования <адрес> на 2004 г. квартира по адресу <адрес>, закрепленная за детьми-сиротами Макиенко, являлась непригодной для проживания, а на 2011 год комиссией администрации МО <адрес> сельсовет установлено, что жилое помещение практически полностью разрушено (нет оконных рам, дверей, косяков, разобраны крыша и полы, штукатурка осыпалась, печь разрушена, баки и трубы водяного отопления отсутствуют, надворные постройки и ограждения разобраны), жилое помещение для проживания не пригодно, ремонту не подлежит.
Попечитель истицы согласно представленным в дело материалам также предпринимала зависящие от нее меры по защите жилищных прав Макиенко И.В., обращалась в различные уполномоченные органы по вопросу предоставления жилья подопечной, непригодности закрепленного жилого помещения, в том числе с заявлением в прокуратуру <адрес>, по результатам которого указано не только на нецелесообразность принятия мер прокурорского реагирования, но по существу и на непригодность закрепленного за истицей жилья. Доказательств, опровергающих факт непригодности жилого помещения, указанного в охранном свидетельстве, как и возможности его ремонта, суду не представлено ответчиком. В связи с чем доводы последнего о наличии закрепленного за истицей жилого помещения со ссылкой на отсутствие в деле акта межведомственной комиссии о его непригодности суд полагает необоснованными, т.к. стороной истца с 2004 года делались многочисленные попытки получить подтверждение своим доводам о непригодности закрепленного жилья от уполномоченных органов.
Доводы представителя администрации о том, что Макиенко И.В. не включена в Краевой список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в связи с чем, предоставление ей жилья вне очередности нарушит права иных лиц, состоящих в очереди суд во внимание принять не может, поскольку как установлено судом опекун Макиенко И.В. – ЖАИ обращалась в государственные органы по вопросам предоставления жилого помещения детям-сиротам, для рассмотрения вопроса о приобретении жилого помещения в г.Минусинске, в чем ей, было отказано в связи с наличием закрепленного за детьми жилья.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьи 39, 40 Конституции Российской Федерации предполагают создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку Приложением № 48 к Закону о бюджете на 2013 год для г. Минусинска предусмотрены субвенции на реализацию Закона края № 9-4225 в сумме 18 897,90 тыс. руб., т.е. в бюджете Красноярского края предусмотрено финансирование осуществления органом местного самоуправления г. Минусинска переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, жилыми помещениями.
Кроме того, Постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2012г. № 241-п «Об утверждении порядка распределения нераспределенного остатка средств субвенций бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию закона края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления…госполномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот..» принятого в соответствии со ст. 21 Закона края «О краевом бюджете на 2012 и плановый 2013-2014 годы», определен механизм распределения нераспределенного остатка средств субвенций из регионального фонда компенсации краевого бюджета на осуществление госполномочий по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан, в том числе в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, когда обеспечение жилыми помещениями направлено на исполнение решений судебных органов.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г. Минусинска обязанность предоставить Макиенко И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью не менее 33 кв.м., с допусками, установленными ч. 1 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Макиенко И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью не менее № кв.м., с допусками, установленными ч. 1 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (не мене № и не более № квадратных метров).
В удовлетворении требований заявленных к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Полный текст решения изготовлен: 06.05.2013 г.
Решение не вступило в законную силу.