Гражданское дело № 2-1772/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2015 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.
при секретаре: ФИЛАТОВОЙ Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голышева ФИО7, Гришаевой ФИО8 к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района, ООО МУК «ЖКХ» городского поселения Ступино, ОУФМС РФ по Московской области о регистрации по месту жительства
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам в котором просят: возложить обязанность на ОУФМС России по Московской области в Ступинском районе зарегистрировать Голышева ФИО7 к жене Гришааевой ФИО8 по адресу: <адрес> и о признании незаконным отказа администрации городского поселения Ступино в регистрации Голышева ФИО7 к жене Гришааевой ФИО8 по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ года.
Проживают совместно по адресу: <адрес>.
При обращении к ответчикам с заявлением о регистрации Голышева ФИО7 на жилую площадь жены Гришаевой ФИО8 было отказано с формулировкой : « не муниципальный жилой фонд»
Ответчики своих возражений суду не представили.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая, что истцы согласны на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд счёл возможным в соответствии со ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав мне истцов, проверив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Согласно ст. 6 названного Закона и п. п. 16 - 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п.п. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства возможно на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.
Правоотношения, связанные с регистрацией и снятием с регистрационного учета являются публично-административными, возникающими в процессе совершения действий заинтересованным лицом в порядке реализации прав, установленных Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, поэтому при разрешении гражданско-правового спора между физическими лицами, разрешаться не должны.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ N 5242-1 от 25.06.1993 регистрация граждан по месту жительства производится на основании паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность.
Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7 Закона РФ N 5242-1 от 25.06.1993, п. п. "ж" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 713 от 17.07.1995). Основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства согласно п. 4 ч. 1 ст. 19 ФЗ от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.
из буквального толкования положений части 1 статьи 70 ЖК РФ следует, что наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
В данном случае до вселения заявителя в квартиру общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы, в связи с чем наймодатель по указанным основаниям не имел права отказывать заявителю во вселении в данное жилое помещение. При этом, судебная коллегия полагает, что у заявителя вообще отсутствовала обязанность получения такого согласия наймодателя независимо от жилищной обеспеченности членов семьи.
Статья 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как обращено внимание судов в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности, при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (пункт 26 Постановления).
Частью 1 статьи 70 ЖК РФ закреплено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Толкование приведенных норм права с учетом вышеупомянутых разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что члены семьи нанимателя, приобретают равные с нанимателем права, в том числе такое равноправие проявляется и в вопросах вселения членов своей семьи, например, супругов.
При этом по отношению к первоначальному нанимателю эти лица не являются членами его семьи в смысле статьи 69 ЖК РФ, т.е. не являются родителями, детьми или супругом нанимателя, совместно с ним проживающими.
Из материалов дела следует, что Голышев ФИО7 и Гришаева ФИО8 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д№).
Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес> зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года Гришаева ФИО8. ( л.д.№).
Голышев ФИО7 совместно проживает с Гришаевой ФИО8 по адресу: <адрес>., вселен ею как член семьи.
При обращении к ответчикам с заявлением о регистрации Голышева ФИО7 на жилую площадь жены Гришаевой ФИО8. было отказано с формулировкой : « не муниципальный жилой фонд» ( л.д.№)
Из договора социального найма установлено, что Гришаева ФИО8 как член семьи нанимателя, приобрел право на вселение членов своей семьи, при этом на такое вселение ограничение по учетной норме площади жилого помещения распространяться не будет.
Согласно свидетельству о регистрации брака Голышев ФИО7 приходится Гришаевой ФИО8 т.е. лицу, обладающему равными правами с нанимателем, супругом, следовательно, по отношению к ней является членом семьи нанимателя в смысле жилищного законодательства.
Ответчиком не представлено доказательств того, что спорная жилая площадь не является муниципальной.
Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Напротив как следует из справки ООО «МУК ЖКХ СМР» жилое помещение является муниципальным.
Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу об обоснованности и правильности по существу заявленного требования.
В соответствии с разъяснениями в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195, 198, 233-238 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на ОУФМС России по Московской области в Ступинском районе зарегистрировать Голышева ФИО7 к жене Гришаевой ФИО8 по адресу: <адрес>.
Признать незаконным отказа администрации городского поселения Ступино в регистрации Голышева ФИО7. к жене Гришаевой ФИО8 по адресу: <адрес> ( список согласования № от ДД.ММ.ГГГГ о вселении граждан по мести жительства в городском поселении <адрес>).
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению не явившегося ответчика в течение семи дней с момента получения копии решения.
Федеральный судья: О.М.Майборода