Дело № 2-2128/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
21 декабря 2017 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Саенко Е.П.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Орска Нефедова А.Н.,
истца Козлова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Козлов О.А., к администрации <адрес> об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации – <адрес>, выделенных на эти цели,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска, действуя в интересах Козлова О.А., обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных на эти цели. В обоснование иска указал, что Козлов О.А. является лицом из числа детей-сирот и признан нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако до настоящего времени администрацией города жилое помещение Козлову О.А. не предоставлено, что и послужило основанием для обращения в суд с иском.
Помощник прокурора Ленинского района г.Орска Нефедов А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные доводам иска.
Истец Козлов О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве на исковое заявление возражает в удовлетворении иска. Ссылается на установленный с 01 января 2013 года порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц, предусматривающий, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Жилое помещение предоставляется в порядке, установленном законодательством РФ. Полагает, что решение суда не должно предоставлять истцу Козлову О.А. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным ранее в порядке очередности в соответствующий список. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт невозможности проживания Козлова О.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>. Также представитель администрации <адрес> просит в случае удовлетворения требований иска отсрочить предоставление жилого помещения на срок до 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес>, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, наследники умершей СЛА, собственника 7/20 долей в <адрес> – <данные изъяты> САН. действующий в своих интересах и в интересах <данные изъяты> СОА, СТА, <данные изъяты> ИБА в судебное заседание не явились.
В соответствии с п.4 ст.113 ГПК РФ судебное извещение,адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Судом предпринимались меры к надлежащему извещению третьих лиц по последнему известному месту жительства и месту регистрации по <адрес>. Однако судебные повестки адресатами не получены, возвращены в суд по истечении срока хранения.
Суд полагает, что неполучение третьими лицами по месту проживания судебной корреспонденции свидетельствует об уклонении от ее получения, которое расценивается судом как отказ от ее получения.
Согласно ч.2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Применительно к правилам п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 и ч.2 ст.117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно ст.35 ГПК РФ каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
Таким образом, суд приходит к выводу об уклонении третьих лиц от получения судебных извещений и признает их извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям ч.2 ст.117 ГПК РФ.
, от получения судебных извещений уклонились, в связи с чем, такое поведение расценивается судом как злоупотребление правом и указанные лица, в соответствии со ст.117 ГПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав истца Козлова О.А., помощника прокурора Ленинского района г.Орска Нефедова А.Н., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
В силу ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> Козлова О.А. приходится С (ранее К, затем Ф) ЛА., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об <данные изъяты> Козлова О.А. в актовую запись о рождении внесены со слов <данные изъяты>.
Постановлением администрации <адрес> от 06 ноября 2013 года №-п в отношении несовершеннолетнего Козлова О.А. установлено попечительство, попечителем назначен брат несовершеннолетнего КБА
Согласно свидетельству об уровне квалификации, выданного Федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением № от 25 марта 2015 года, решением аттестационной комиссии Козлов О.А. присвоена квалификация «<данные изъяты>». Кроме того, согласно свидетельства о профессии рабочего, выданного Федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением № от 30 июня 2016 года, Козлов О.А. прошел обучение по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» с присвоением соответствующей квалификации.
Судом установлено, что Козлов О.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, однако проживает под другому адресу, в съемном жилом помещении.
По сведениям Управления Росреестра по <адрес> собственниками трехкомнатной <адрес>, площадью 73 кв.м., являются ФЛА – <данные изъяты> истца (7/20 долей), КНИ (7/20 долей), ШРР (6/20 долей).
В указанной квартире коммунального заселения зарегистрированы САН, несовершеннолетние СТА, СОА, истец Козлов О.А., И (ранее К) Б.А., которые пользуются комнатой, площадью 25,1 кв.м., КНИ, которая пользуется комнатой площадью 24,2 кв.м., собственник ШРР, умерший 23 ноября 2015 года, пользующийся комнатой площадью 23,7 кв.м.
Как указано ранее, С (ранее К, Ф) ЛА. – мать истца, умерла 11 октября 2013 года, наследственное имущество состоит из 7/20 долей в праве собственности на <адрес>. По сведениям нотариуса МТВ наследственное дело после смерти СЛА не открывалось. Наследниками после ее смерти являются <данные изъяты> САН, несовершеннолетние СТА, СОА, сыновья Козлов О.А., Исаев (ранее К) Б.А., которые фактически приняли наследство, поскольку зарегистрированы на момент смерти СЛА в <адрес>.
Решением начальника Управления образования администрации <адрес> от 29 июня 2015 года № установлен факт невозможности проживания Козлова О.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с тем, что площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого проживающего в нем менее учетной нормы.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от 16 июля 2015 года №-п Козлов О.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По сведениям ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, Козлов О.А. не имеет недвижимого имущества, находящегося у него в собственности.
Как следует из пояснений помощника прокурора Ленинского района г.Орска Нефедова А.Н. согласно технической документации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общая площадь указанного жилого помещения составляет 75,2 кв.м.
Данное жилое помещение состоит из 3-х жилых комнат и 6 вспомогательных помещений.
Семья Козлова О.А. занимает 1 жилую комнату в указанном жилом помещении, площадь которой составляет 16,3 кв.м. Общая площадь вспомогательных помещений квартиры составляет 26 кв.м. Таким образом, общая площадь помещения, занимаемая семьей Козлова О.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> составляет 42,3 кв.м. Учитывая, что в указанном жилом помещении проживают 5 человек, на каждого приходится по 8,4 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, равной 12 кв. метрам, установленной решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27 апреля 2005 года N 547 "Об утверждении размера нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Орске" (п.4 ч.4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года).
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что проживание Козлова О.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> невозможно. Это противоречит интересам истца, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Наличие общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, в соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, Козлов О.А., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, на момент достижения 18-тилетнего возраста не обеспечен жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, до 01 января 2013 года Козлов О.А. не реализовал право на получение жилого помещения, поэтому он в силу указанных положений закона имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Основания для лишения Козлова О.А. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, отсутствуют.
В силу статьи 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 октября 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц принят нормативно-правовой акт регионального значения, способствующий реализации положений федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ (в редакции от 27 февраля 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (статья 6 названного Закона).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
При этом не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, в частности от выделенных денежных средств из областного бюджета, поскольку имеются законные основания для принудительного восстановления прав и интересов Козлова О.А., не обеспеченного на момент рассмотрения дела жилым помещением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Орска обязанности предоставить Козлову О.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Козлов О.А., удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Козлов О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - <адрес>, выделенных на данные цели в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение составлено 26 декабря 2017 года