Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1479/2014 ~ М-1437/2014 от 20.06.2014

Дело №2-1479/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2014 года                            г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

при секретаре Кононенко Е.В.,

с участием представителя истца Чумаченко О.Н., представителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Лойко Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Зейского района к Отделу судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Зейского района обратилась в суд с вышеназванным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области от <Дата обезличена>. В обоснование требований указала, что <Дата обезличена> Зейским районным судом Амурской области принято решение, которым на администрацию Зейского района возложена обязанность провести восстановительные работы гидротехнических сооружений: дамбы, протяженностью 1081 м, расположенной в <адрес>, кадастровый номер <Номер обезличен>; дамбы (сооружение №1), 1640 м, расположенной на <адрес>, в 0,3 км северо-западнее <адрес>, кадастровый номер <Номер обезличен>.

<Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Шкабарня К.В. было возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>, в котором должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы, что составило 50 000 руб.

Администрация Зейского района считает, что исполнить решение суда невозможно, в связи с тем, что в бюджете Зейского района отсутствуют денежные средства для проведения восстановительных работ гидротехнических сооружений.

В соответствии с ч.2 ст.112 Федерального закона от 01.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве», если должник докажет, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, то он может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123- р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования. Распоряжением администрации Зейского района от 20.07.2013 № 347-р на территории Зейского района введен режим чрезвычайной ситуации. В настоящее время режим чрезвычайной ситуации на территории Зейского района не снят. Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель истца Чумаченко О.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОСП по Зейскому району Лойко Е.В. суду пояснила, что в рамках данного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения судебного решения, и поскольку решение суда в установленный срок исполнено не было, вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.

Прокурор Зейского района в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, не возражает против заявленных требований.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1197 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствие со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Судом установлено, что решением Зейского районного суда от 12 мая 2014 года на администрацию Зейского района возложена обязанность провести восстановительные работы гидротехнических сооружений: дамбы, протяженностью 1081 м, расположенной в <адрес>, кадастровый номер <Номер обезличен>; дамбы (сооружение №1), 1640 м, расположенной на <адрес>, в 0,3 км северо-западнее <адрес>, кадастровый номер <Номер обезличен>.

<Дата обезличена> на основании указанного решения судебный пристав – исполнитель ОСП по Зейскому району вынес постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>, которым был установлен срок для добровольного исполнения требований – 5 дней.

<Дата обезличена> судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району вынес постановление о взыскании с администрации Зейского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

По смыслу ст.55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что исполнить решение суда невозможно, в связи с тем, что в бюджете Зейского района отсутствуют денежные средства для проведения восстановительных работ гидротехнических сооружений.

В подтверждение указанных доводов администрацией Зейского района представлена справка финансового управления администрации Зейского района от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которой дотационный бюджет района не имеет возможности запланировать расходы на восстановление дамбы в <адрес> в связи с большим объемом потребности в средствах на данные расходы. Дефицит районного бюджета на 2014 год составляет 165 млн.руб., дополнительных источников доходов для направления собственных средств на восстановление дамбы районный бюджет не имеет. Средства регионального бюджета на восстановительные работы вследствие чрезвычайной ситуации федерального значение не выделены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требования судебного пристава-исполнителя обусловлено уважительными причинами – особенностями бюджетного финансирования указанных расходных обязательств органа местного самоуправления.

Поскольку у должника отсутствовала реальная возможность исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Зейского районного суда, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Зейского района Амурской области удовлетворить.

Освободить администрацию Зейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>, возбужденному <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области на основании исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Зейским районным судом Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий                            И.И.Быстрянцева

2-1479/2014 ~ М-1437/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Зейского района
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП
Другие
Прокурор
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Быстрянцева Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
20.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2014Передача материалов судье
23.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2014Судебное заседание
08.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее