РЕШЕНИЕ № 56
Именем Российской Федерации
25 января 2013 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Большакове А.В., в открытом судебном заседании в расположении военного суда рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Афанасьева В. Ю. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части № и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с выплатой денежного довольствия не в полном объеме, -
УСТАНОВИЛ:
Афанасьев обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) и командира войсковой части №, связанные с изданием параграфа 48 приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении ему с ДД.ММ.ГГГГ выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (далее – надбавка за ОУС) в размере 70 процентов оклада по воинской должности, и в этой связи обязать Минобороны России отменить данный приказ в этой части. Кроме того, Афанасьев просит признать действия руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ ЕРЦ МО РФ), связанные с не выплатой ему в полном объеме денежного довольствия за июль 2012 года и частичной выплатой денежного довольствия за период с августа по декабрь 2012 года, незаконными, и в этой связи обязать ФКУ ЕРЦ МО РФ выплатить ему денежное довольствие за период с июля по декабрь 2012 года в установленном законом размере. Также, Афанасьев просит обязать ФКУ ЕРЦ МО РФ возместить расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В обоснование заявления Афанасьев указал, что оспариваемый приказ о прекращении ему с ДД.ММ.ГГГГ выплаты надбавки за ОУС был издан по причине не выполнения им в 2011 году установленной приказом Минобороны России от 3 сентября 2011 года № 1535 нормы годового налета на воздушных судах. Вместе с тем, по мнению Афанасьева, его годовой налет в составе экипажа на вертолете типа Ка-27 в количестве 30 часов 11 минут, который не соответствует установленной приказом Минобороны России 2011 года № 1535 норме годового налета, не может применяться ответчиками в качестве основания для издания приказа о прекращении выплаты ему надбавки за ОУС, поскольку названный приказ № 1535 официально не был опубликован и не прошел государственную регистрацию. Также, Афанасьев считает, что невыплата денежного довольствия либо уменьшение его размера нарушает его конституционное право на вознаграждение за труд, а поэтому такие действия руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ являются незаконными и подлежащими судебному пресечению.
Заявитель и ответчики в суд не прибыли. В своих возражениях ответчики просили в удовлетворении заявления Афанасьева отказать, а, командир войсковой части №, также указал, что им выполнены все необходимые мероприятия по обеспечению Афанасьева установленным денежным довольствием, а изменение размера выплаты тому денежного довольствия связано с прекращением необоснованно выплачиваемой ранее надбавки за ОУС, что не нарушает прав заявителя.
Исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление Афанасьева подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Из исследованных в суде заявления Афанасьева, его расчетных листков, копий его контракта и летной книжки, справок, сообщения и возражений командира войсковой части №, выписок из приказов Минобороны России от 10 января 2012 года № 71 и от 18 июля 2012 года № 1793, копии представления заместителя военного прокурора Североморского гарнизона от 31 мая 2012 года, возражений ответчиков, усматривается, что <данные изъяты> Афанасьев в течение 2012 года проходит военную службу по контракту в войсковой части № на должности, замещаемой летным составом, и в 2011 году он имел годовую норму налета на вертолете типа Ка-27 в количестве 30 часов 11 минут. В связи с произведенным коренным реформированием порядка материального обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, финансовое обеспечение Афанасьева, выплату ему денежного довольствия, с 1 февраля 2012 года осуществляет ФКУ ЕРЦ МО РФ на основании приказов Минобороны России.
В период с января по июнь 2012 года Афанасьеву в соответствии с приказом Минобороны России была установлена и выплачивалась надбавка за ОУС в размере 70 процентов оклада по воинской должности. Приказом того же должностного лица, изданного в июле 2012 года, предписано прекратить с ДД.ММ.ГГГГ выплату Афанасьеву указанной надбавки.
Данное обстоятельство послужило основанием для удержания из денежного довольствия Афанасьева за июль и август 2012 года денежной суммы, составляющей излишне выплаченную ему за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента постановки на финансовое обеспечение в ФКУ ЕРЦ МО РФ) по ДД.ММ.ГГГГ надбавку за ОУС. Кроме того, в период с июля по декабрь 2012 года Афанасьеву не выплачивается надбавка за ОУС в связи с ее прекращением на основании названного приказа Минобороны России.
Принятию таких решений предшествовало направление командиром войсковой части № соответствующих проектов приказов для их подписания (издания): сначала об установлении Афанасьеву с ДД.ММ.ГГГГ выплаты надбавки за ОУС, а впоследствии – о прекращении заявителю данной выплаты. При этом, направлению командиром войсковой части № проекта приказа о прекращении выплаты Афанасьеву надбавки за ОУС способствовали обстоятельства проведения в данной воинской части военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки, по результатам которой было вынесено представление об устранении нарушений закона в части необоснованного и незаконного установления ряду военнослужащих войсковой части №, включая заявителя, надбавки за ОУС.
Из смысла положений статей 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в их взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» следует, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из оклада месячного денежного содержания военнослужащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат, включая ежемесячную надбавку за ОУС, устанавливаемую в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, правила выплаты которой определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно пункту 2 «Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073 (далее – Правила), надбавка за ОУС выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
При этом, подпунктом «а» пункта 3 и пунктом 5 Правил установлено, что надбавка за ОУС выплачивается военнослужащим летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), в размере до 100 процентов месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью при выполнении нормы налета часов, а порядок и конкретный размер надбавки определяется, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании данных Правил
Таким образом, в состав денежного довольствия военнослужащего летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов и вертолетов входит ежемесячная надбавка за ОУС в размере, не превышающем 100 процентов месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, но при условии выполнения таким военнослужащим нормы налета часов. При этом, порядок обеспечения такого военнослужащего денежным довольствием, включая порядок и конкретный размер выплаты ежемесячной надбавки за ОУС, определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (применительно к случаю с заявителем – Минобороны России).
Согласно подпункту «б» пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее – Порядок), военнослужащим летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения ими установленной Минобороны России нормы налета часов за истекший год выплачивается надбавка за ОУС в размере 70 процентов оклада по воинской должности.
Минобороны России своим приказом от 03 сентября 2011 года № 1535 «Об утверждении Норм годового налета летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации» признал утратившим силу приказ 2003 года № 032 и установил конкретные нормы годового налета летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации в зависимости от категорий летной техники, личного состава, осуществляющего годовой налет, и места исполнения им служебных обязанностей. Так, пунктом 5 приложения к данному приказу установлена норма годового налета летному составу на боевых, транспортных и специальных вертолетах типа Ка-27 в количестве 110 часов.
При этом, согласно «Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, и «Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденными приказом Минюста России от 04 мая 2007 года № 88, приказ Минобороны России от 03 сентября 2011 года № 1535 не подлежал государственной регистрации, поскольку является актом, направленным на упорядочение норм годового налета летного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации, и данный акт не устанавливает норм, затрагивающих права и свободы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 предусматривает официальное опубликование только нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, прошедших государственную регистрацию.
В силу указанных выше обстоятельств, приказ Минобороны России от 03 сентября 2011 года № 1535 не является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, в связи с чем, он не подлежал государственной регистрации и официальному опубликованию.
Анализ вышеприведенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что военнослужащий летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющий полеты на боевых, транспортных и специальных вертолетах типа Ка-27, имеет право на установление и выплату ему в течение текущего года надбавки за ОУС в размере 70 процентов оклада по воинской должности лишь при условии выполнения им в истекшем году нормы годового налета в количестве 110 часов.
Принимая во внимание, что Афанасьев в 2011 году имел годовую норму налета на вертолете типа Ка-27 в количестве 30 часов 11 минут, то есть, установленную норму налета в количестве 110 часов он в 2011 году не выполнил, то оснований для установления и выплаты ему надбавки за ОУС в течение 2012 года не имелось.
При таких обстоятельствах, суд находит действия Минобороны России и командира войсковой части №, связанные с изданием приказа о прекращении Афанасьеву выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в 2012 году, законными и не нарушающими прав Афанасьева, а требования последнего в этой части суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Одновременно с этим, судом установлено, что надбавка за ОУС была установлена Афанасьеву с ДД.ММ.ГГГГ, а решение о прекращении ее выплаты принято ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в отношении прошедшего периода, за который ему уже были перечислены денежные средства. При этом, установление данной надбавки было обусловлено неверным толкованием закона, регламентирующего производство этой выплаты.
Пунктом 6 Порядка, согласующегося с положениями статьи 137 ТК РФ и статьи 1109 ГК РФ, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для удержания выплаченного денежного довольствия военнослужащих, согласно которого, денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.
Таким образом, поскольку неправильное применение законодательства или иных нормативных правовых актов, что имело место в случае с Афанасьевым, в число оснований для возврата ранее выплаченной ему надбавки за ОУС не входит, то действия руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ по удержанию денежных средств из денежного довольствия заявителя за июль и август 2012 года не соответствуют закону, то есть денежные суммы, составляющие надбавку за ОУС Афанасьева за прошлый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не должны были быть с него удержаны.
Согласно пункту 4 Порядка выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц.
Применительно к случаю начисления для выплаты Афанасьеву денежного довольствия за период с июля по декабрь 2012 года, что, соответственно, имело место в период с августа по декабрь 2012 года, действовал вышеназванный приказ Минобороны России о прекращении выплаты заявителю надбавки за ОУС, в связи с чем, денежное довольствие за эти месяцы, за период с июля по декабрь 2012 года, должно быть ему выплачено в полном объеме, но без учета указанной надбавки за эти месяцы.
На основании изложенного суд удовлетворяет требования Афанасьева к ФКУ ЕРЦ МО РФ частично и возлагает на руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ обязанность по выплате заявителю денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в установленном размере, но без учета надбавки за ОУС в размере 70 процентов должностного оклада непосредственно за эти месяцы (за июль - декабрь 2012 года), то есть, одновременно с этим, суд в удовлетворении остальной части требований Афанасьева к руководителю ФКУ ЕРЦ МО РФ, в части выплаты надбавки за ОУС за период с июля по декабрь 2012 года, - отказывает ввиду их необоснованности.
Суд считает, что таким образом, путем выплаты Афанасьеву денежного довольствия за период с июля по декабрь 2012 года в полном объеме, в установленном законом размере, но без учета надбавки за ОУС за тот же период (за период с июля по декабрь 2012 года), будут полностью восстановлены права заявителя, нарушенные ответчиком посредством производства необоснованных удержаний денежных средств, составляющих выплату надбавки за ОУС за период с февраля по июнь 2012 года.
На основании ст. 88 ГПК РФ суд относит к судебным понесенные Афанасьевым расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суд, которые в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению ему частично, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, за счет ответчика – руководителя ФКУ ЕРЦ МО РФ (финансового довольствующего органа).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Афанасьева В. Ю. – удовлетворить частично.
Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить Афанасьеву В. Ю. денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере, но без учета ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 70 процентов оклада по воинской должности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Афанасьева В. Ю. 35 (тридцать пять) рублей в счет возмещения судебных расходов.
В удовлетворении остальных требований Афанасьева В.Ю. к руководителю Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», а также требований к Министру обороны Российской Федерации и командиру войсковой части № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
копия верна:
Председательствующий по делу
судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков