01 марта 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Борисихиной С.А., Песецкой С.В.,
секретарь Кравец С.А.
по докладу судьи Казакова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сафронова Андрея Николаевича к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании приказа незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края Шабалиной Ю.А. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 15 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Сафронов А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании приказа незаконным, признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой учета: 20.04.2017 года.
В обосновании требований указал, что он родился <...>, является уроженцем <...>. Зарегистрирован с <...> по адресу: <...>
В свидетельстве о рождении родителями вписаны: отец - прочерк, мать - прочерк. Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 09 июня 1980 года, мать < Ф.И.О. >9 (< Ф.И.О. >10 - девичья) < Ф.И.О. >11, лишена родительских прав.
С 11 июля 1980 года по 28 июня 1991 года, учился и воспитывался в государственных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Краснодарского края.
08 июня 2016 года Сафронов А.Н. обратился с заявлением в Министерство труда и социального развития Краснодарского края, и получил ответ, согласно которого для принятия решения о включении в список министерством с пропущенным сроком необходимо предоставить в суд решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением».
20 апреля 2017 года Сафронов А.Н. обратился с заявлением в Управление по жилищным вопросам администрации МО города Краснодара. Получил приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края № 688-же от 30 мая 2017 года «Об отказе во включении Сафронова Андрея Николаевича в список детей - сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с тем, что заявитель достиг возраста 23 года, и не предоставил решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, вступившим в законную силу.
Сафронов А.Н. считает, что ответ Министерства труда и социального развития Краснодарского края выдан ему незаконно.
На сегодняшний день жилье на правах сиротских льгот не получал от государства, как сирота, в собственности недвижимого имущества нет.
С учетом уточнений просил суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением специализированного найма по городу Краснодару, и включить его в список детей - сирот, с датой учета: 20.04.2017 года (с датой подачи заявления в управление по жилищным вопросам администрации МО города Краснодарского края).
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 15 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд признал за Сафроновым Андреем Николаевичем, <...> года рождения, право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по городу Краснодару.
Обязал Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить Сафронова Андрея Николаевича, <...> года рождения, уроженца <...>, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с датой учета: 20.04.2017 года.
В апелляционной жалобе заместитель министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края Шабалина Ю.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда представитель министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ. О причинах неявки суду не сообщил. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Сафронова А.Н. по доверенности Бегляк С.В., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.10 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Кроме того, в соответствии с п.8 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.
Как отмечено в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (бюллетень ВС РФ № 3 от 5 марта 2014 года), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении исков.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией должны содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Из материалов дела следует, что Сафронов А.Н. относится к числу лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке БТИ города Краснодара № 43КРД/16-17050 от 27.12.2016 года, Сафронов А. Н. не является собственником недвижимого имущества в городе Краснодаре.
Согласно выписке из ЕГРП по России № 23-00-4001/5002/2017-7219 от 24.03.2017 года, на объекты недвижимого имущества на имя Сафронова А. Н. отсутствует запрашиваемая информация.
Согласно выписке из лицевого счета администрации МО города Краснодара № 03/0913 от 12.10.2017 года, Сафронов А. Н. зарегистрирован, является нанимателем жилого помещения, без права на предоставления жилой площади.
На момент 1996 года, со дня вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Сафронову А.Н. исполнилось полных 21 год. При этом, судом первой инстанции учтено, что орган опеки и попечительства города Краснодара не уведомили истца надлежащим образом о том, что с 18 до 23 лет ему было необходимо обратиться в администрацию МО города Краснодара с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Сафронов А.Н., своевременно не воспользовался своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством. Вместе с тем, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что лицо из числа детей - сирот в силу своей безграмотности, и не информирования со стороны органов опеки и попечительства города Краснодара не знало о том, что заявление о постановке на учет подать нужно было подать до 23 лет, в связи с чем не смогло своевременно реализовать свои права с жильем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пропуск срока сам по себе не может являться основанием для лишения Сафронова А.Н. из числа лиц вышеуказанной категории граждан, и нереализованного права на предоставление жилья, которое Сафроновым А.Н. не было получено, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилое помещение. В связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 15 ноября 2017 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.03.2018░.