Дело № 2-6517/2019
УИД 35RS0010-01-2019-007642-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 18 сентября 2019года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Латышева С. А. к Управлению Министерства внутренних дел по Вологодской области о взыскании денежных средств за сверхурочную работу,
установил:
Латышев С.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел по Вологодской области (далее – УМВД России по Вологодской области), мотивируя тем, что проходил службы в органах внутренних дел (далее - ОВД), уволен со службы 17.03.2019 года. В период прохождения службы многократно привлекался к работе в выходные, праздничные дни, в вечернее и ночное время. Должная компенсация в денежной форме, либо путем предоставления соразмерного времени отдыха, работодателем предоставлена не была. С учетом увеличения исковых требований, просит суд взыскать с УМВД России по Вологодской области денежную компенсацию за работу в сверхурочное время в размере 700 518 рублей 56 копеек.
В судебном заседании истец Латышев С.А. и его представитель по ордеру Конохов А.С. увеличенные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Истец суду пояснил, что обращался к работодателю с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, периодически такие дни предоставлялись. Дополнительные 7 дней к отпуску предоставляли. Вместе с тем, считает, что переработка была гораздо больше, чем предоставлено дней отдыха. Ранее не обращался за выплатой компенсации, поскольку во время службы это было невозможно, так как могли наказать.
Представитель истца указал, что поскольку расчет полностью не произведен, а уволенному сотруднику невозможно предоставить дополнительные дни отдыха, компенсация может быть предоставлена только в денежной форме. Полагал, что срок исковой давности не пропущен, поскольку апелляционным определением Вологодского областного суда от 30.08.2019 изменена дата увольнения Латышева С.А. на 14.05.2019.
Представитель ответчика УМВД России по Вологодской области по доверенности Меркулов В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором также содержится ходатайство о применении последствий пропуска исковой давности. Дополнительно пояснил, что за часы переработки, отражённые в табеле учета рабочего времени, предоставлялись дополнительные дни отдыха. Ранее в судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Вологодской области по доверенности Рогалева А.А. пояснила, что за сверхурочную работу предоставляется дополнительные дни отдыха. Денежная компенсация предоставляется, если невозможно предоставить дополнительные дни отдыха. Указала, что работодатель не может произвольно реализовать за сотрудника данное право. Необходимо наличие волеизъявления сотрудника в виде рапорта. В 2019 году истец обращался с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха, следовательно, знал о наличии сверхурочно отработанных часов и механизме реализации права на получение компенсации за сверхурочную работу. Отсутствие обращений Латышева С.А. за получением данной компенсации за 2017 и 2018 года не обязывает работодателя произвольно предоставить истцу дополнительное время отдыха.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
Отношения, связанные с порядком прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ под служебным временем понимается ериод времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени (часть 1).
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2).
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6).
Частью 4 статьи 72 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Приказом Министра внутренних дел России от 19.10.2012 № 961 (действовавшим до 02.04.2018) утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок).
Согласно пункту 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (пункт 10 Порядка).
В силу п. 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Кроме того, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (пункт 18 Порядка).
Аналогичные положения содержатся в Порядке организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50.
Пунктом 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (не более 120 часов в год).
Из приведенных правовых норм следует, что право на получение дополнительных дней отдыха и денежной компенсации реализуется только в заявительном порядке, то есть обязанность по предоставлению дней отдыха и выплате компенсации возникает у работодателя лишь при наличии волеизъявления сотрудника, оформленного в виде рапорта на имя своего руководителя.
Срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией ограничен текущим годом, так как дополнительные дни могут присоединяться только к ежегодному отпуску и суммированию по истечении этого срока с другими отпусками не подлежат, а количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не может превышать 120 часов в год.
Такое правовое регулирование, с одной стороны, призвано стимулировать работника к скорейшему использованию дней отдыха для восстановления и поддержания своего здоровья, а, с другой стороны, позволяет учесть объективные обстоятельства и интересы работодателя, обладающего особым публично-правовым статусом.
Установлено, что Латышев С.А. проходил службу в ОВД. Как следует из приказа УМВД России по Вологодской области от 17.01.2019 года № Латышев С.А. уволен 17.03.2019 года со службы в соответствии с п. 4 ч. 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 30.08.2019 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.05.2019 отменено, принято в отмененной части новое решение, которым исковые требования Латышева С.А. удовлетворены частично. Приказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от 17.01.2019 № (с учетом изменений, внесенных приказом от 22.03.2019 №) в части увольнения Латышева С.А. с 17.03.2019 и указания его выслуги лет признан незаконным, изменена дата увольнения Латышева С. А. со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с 17.03.2019 на 14.05.2019.
Приказом начальника УМВД России по Вологодской области от 13.10.2017 года № Латышеву С.А. установлен ненормированный рабочий день с 10.06.2017 года.
Как видно из материалов дела, в период прохождения службы в органах внутренних дел, истец обращался с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, а также дополнительных отпусков в 2017, 2018 гг. На указанных рапортах имеются отметки «согласовано», «согласен», «разрешаю».
Указанные в рапортах дополнительные дни и отпуска предоставлялись Латышеву С.А., что не оспаривалось им в судебном заседании.
Доказательств обращения Латышева С.А. с иными рапортами на предоставления дополнительных дней отдыха, денежной компенсации суду не представлено.
В 2019 году с аналогичными заявлениями Латышев С.А. не обращался.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд исходит из того, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только на основании рапорта сотрудника внутренних дел, т.е. носит заявительный характер, в свою очередь, истец рапорт о выплате ему денежной компенсации за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в период служебной деятельности не подавал, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Также доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии у истца обстоятельств, объективно препятствующих обращению с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, денежной компенсации в течение 2017, 2018, 2019 гг. во время службы в органах внутренних дел, в материалы дела не представлено. Доводы истца о том, что он знал о наличии сверхурочного времени, однако не обращался к работодателю, поскольку боялся последствий, не может быть принят во внимание, поскольку истцом реализовывалось право на предоставление дополнительных дней отдыха в 2017, 2018 гг.
В силу этого истец не приобрел право на получение денежной компенсации за 2017, 2018, 2019 гг., а у ответчика не возникла корреспондирующая обязанность по ее выплате.
Также, суд учитывает, что истцом установленный частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ трехмесячный срок обращения в суд для разрешения служебного спора пропущен, ходатайство о восстановлении указанного срока стороной истца не заявлялось. Довод истца о том, что срок исковой давности не пропущен, поскольку расчет должен быть произведен на дату увольнения судом отклоняется, поскольку истцу было известно, что ему положено предоставление дополнительных дней отдыха, данным правом он пользовался, уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли истцу возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение предусмотренного законом трехмесячного срока, истцом не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению и в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 198-194 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Латышеву С. А. к Управлению Министерства внутренних дел Вологодской области о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2019 года.