Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-99/2017 ~ М-69/2017 от 14.02.2017

Дело № 2-99/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Пряжа 03 апреля 2017 года

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

с участием представителя истца Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок – Р.,

представителя третьего лица Управления по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Л.,

при секретаре Чирковой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок к Агаповой Н.В. о принудительном изъятии земельного участка,

установил:

Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (дела по тексту – Комитет) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Агапова Н.В. является собственником земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного <адрес>. Ответчик не использовал земельный участок в соответствии с целевым назначением, по результатам проведенных мероприятий по предупреждению нарушений земельного законодательства установлено, что данный земельный участок не обрабатывался более трех лет. Кроме того, на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения находится открытая мелиоративная система (в виде каналов). Данные факты подтверждаются материалами административных дел, возбужденных в отношении Агаповой Н.В. по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 10.10 КоАП РФ, ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Учитывая изложенное, на основании п.п. 3, 7 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истец просит: изъять у Агаповой Н.В. путем продажи с публичных торгов земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером , относящийся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный в <адрес>; установить способ определения начальной цены изъятого земельного участка с кадастровым номером на публичных торгах в размере его кадастровой стоимости.

Представитель истца Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные указанным в иске.

Ответчик Агапова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в направленном в адрес суда заявлении просила рассмотреть дело без её участия, с исковыми требованиями согласилась.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, материалы административных дел и в отношении Агаповой Н.В., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно положению о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 № 274-П, Комитет является исполнительным органом власти Республики Карелия, уполномоченным на обращение в суд о принудительном изъятии у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 43 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Агапова Н.В. является собственником земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (л.д. 10).

В отношении указанного земельного участка Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия проводились проверки, которыми было установлено, что данный земельный участок не используется собственником для ведения личного хозяйства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью более 3 лет.

Из материалов гражданского дела следует, что в ходе проведенной 24.12.2015 проверки соблюдения требований земельного законодательства в адрес Агаповой Н.В. были вынесены предписания от 24.12.2015 о проведении в срок до 15.08.2016 культуртехнических и агротехнических мероприятий на земельном участке: свести сорную растительность путем скашивания и древесно-кустарниковую растительность путем вырубки с нарушенной площади участка. Очистить мелиоративный канал от древесно-кустарниковой растительности путем вырубки и убрать остатки древесно-кустарниковой растительности с нарушением площади мелиоративной канавы. Использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.

29.12.2015 в отношении Агаповой Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении и постановлением Россельхознадзора по Республике Карелия от 26.01.2016 она признана виновной в совершении административного правонарушения, заключающегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.

29.12.2015 в отношении Агаповой Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении и постановлением Россельхознадзора по Республике Карелия от 26.01.2016 Агапова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения – нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.10 КоАП РФ.

05.09.2016 старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Республике Карелия при проведении внеплановой проверки в связи с истечение срока выполнения предписаний установлен факт проведения Агаповой Н.В. не в полном объеме мероприятий, указанных в предписаниях.

Согласно акту проверки от 05.09.2016 на принадлежащем ответчику земельном участке не проведены культуртехнические мероприятия, а именно: не сведена сорная растительность естественного происхождения на всей площади – 100% от площади земельного участка и составляет ... кв.м. Мероприятия по предотвращению процессов ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения не выполнены, участок зарастает сорной растительностью естественного происхождения (иван-чай, пырей ползучий, осот полевой до 1,5 м.). Земельный участок находится в заброшенном состоянии.

По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2016 и постановлением от 26.10.2016 мирового судьи судебного участка № 3 г.Петрозаводска Республики Карелия Агапова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно акту проверки от 05.09.2016 установлено, что мелиоративная канава и прилегающая часть земельного участка завалена древесными остатками (ольха, береза до 5 м.), культуртехнические мероприятия по расчистке мелиоративной канавы проведены не в полном объеме, а именно, древесная растительность сведена путем вырубки, но не убрана с территории мелиоративной канавы и с прилегающей территории участка. Нарушенная площадь составляет ... га.

По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2016 и постановлением от 26.10.2016 мирового судьи судебного участка № 3 г.Петрозаводска Республики Карелия Агапова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.

В связи с неисполнением предписаний, материалы государственного земельного контроля для решения вопроса о принудительном изъятии земельного участка, принадлежащего ответчику, в соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были направлены в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, которые соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, поскольку совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что Агапова Н.В. не использует спорный земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более трех лет и не устранила допущенные нарушения по предписаниям контролирующего органа.

Указанные факты подтверждаются актами проверок, а также вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, которыми установлена вина Агаповой Н.В. в неиспользование земельного участка по целевому назначению.

Доказательства в подтверждение проведения мероприятий по освоению спорного участка ответчиком не представлены.

При этом выявленные признаки неиспользования земельного участка в полном объеме соответствуют перечню признаков, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

В связи с тем, что ответчиком на протяжении свыше трех лет подряд не используется спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению; ответчиком не устранены нарушения земельного законодательства после назначения административного наказания, земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника.

Право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со ст. 56 Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях. Изъятие земельного участка у его собственника – это фактически санкция за нарушение установленного в общественных интересах порядка использования земельных участков, которая представляет собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах.

Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи (п.10 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Независимая оценка рыночной стоимости земельного участка не проводилась.

Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Агаповой Н.В., кадастровая стоимость участка составляет ... руб. Суд приходит к выводу, что начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах должна являться его кадастровая стоимость.

При указанных обстоятельствах, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета Пряжинского национального муниципального района подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Изъять у Агаповой Н.В. путем продажи с публичных торгов земельный участок площадью ... кв. м. с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный в <адрес>.

Установить способ определения начальной цены изъятого земельного участка с кадастровым номером на публичных торгах в размере его кадастровой стоимости.

Взыскать с Агаповой Н.В. в доход бюджета Пряжинского национального муниципального района судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.

2-99/2017 ~ М-69/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок
Ответчики
Агапова Наталья Викторовна
Другие
Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Управление Росреестра по РК
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпинен И.С.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
14.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2017Передача материалов судье
17.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2017Предварительное судебное заседание
03.04.2017Судебное заседание
07.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2017Дело оформлено
15.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее