У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Мельникова О.В. Дело № 33а-2148/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 16 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской области, Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2021 года по делу № 2а-1-100/2021, по которому постановлено:
восстановить Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору срок на обращение с административным исковым заявлением в части признания незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 768-р от 18.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении».
Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильников, расположенных в с. Базарный Урень и с. Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области.
Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 768-р от 18.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильников, расположенных в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области.
Отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 768-р от 18.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильников, расположенных в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области.
Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, Областное государственное бюджетное учреждение «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильников в с.Базарный Урень и в с. Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56 установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И., Сафонова А.А., представителя ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» Романовой М.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным бездействия выразившегося в не обеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений, о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильников, расположенных в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области.
В обоснование требований указал, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 768-р от 18.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации скотомогильников, в том числе, в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области.
На основании данного распоряжения начальнику ОГБУ «Майнский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия», главным специалистам экспертам - главным государственным
ветеринарным инспекторам отдела государственного ветеринарного надзора и
ветеринарно-санитарной экспертизы Агентства ветеринарии Ульяновской области
поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных
скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении.
Распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области
является незаконным и подлежит отмене, поскольку из оформленных на данные
скотомогильники ветеринарно-санитарных карточек следует, что в них захоронены
животные, павшие от сибирской язвы в 1969 г. и 1975 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от
17.07.2013 № 302-П «Об утверждении порядка ликвидации
неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на
территории Ульяновской области» под неиспользуемым скотомогильником понимается
участок земли площадью не менее 600 кв. м, имеющий одну или несколько
биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических
отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не
менее 25 лет для земляных
ям. При этом требования Порядка не
распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические
ямы); земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались
трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности
(сибиреязвенные скотомогильники) (п.1.4).
Ликвидация вышеперечисленных скотомогильников противоречит требованиям
законодательства, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения
чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.1, п. 2.3, и. 2.8.4, п.7.1
Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской
язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 13.05.2010 № 56 организация мер
по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
31.01.2020 заместителем природоохранного прокурора руководителю
Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен протест № 07-33-2020 на
указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого он был отклонен.
Просил восстановить срок на обращение с административным исковым
заявлением в части признания незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии
Ульяновской области № 768-р от 19.12.2019; признать незаконным бездействие
Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации
полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и
ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по
защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и
животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению
Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных
захоронений: скотомогильников, расположенных в с.Базарный Урень и с.Татарские
Горенки Карсунского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить
распоряжение руководителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области № 768-р от 18.12.2019 «О ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского,
Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся скотомогильников,
расположенных в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки Карсунского района
Ульяновской области; обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия»
обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильников,
расположенных в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки Карсунского района
Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических
правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №
56 установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей
и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их
предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГБУ «Карсунский центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Указывает на необоснованность восстановления прокурору срока для подачи административного искового заявления.
Судом не учтены возражения, что захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, было произведено ветеринарными врачами Ульяновской области в 1969, 1977 г.г.
Документированного подтверждения факта сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы не предусмотрено.
Подтверждением выполнения ветеринарными врачами всех мероприятий, предусмотренных при ликвидации сибирской язвы, в том числе сжигание трупа животного, является снятие карантина.
До 2010 года на всех ликвидированных Агентством ветеринарии захоронениях ограждения отсутствовали, они считались бесхозными.
Признание захоронений золы в с.Татарские Горенки, с.Базарный Урень скотомогильниками является ошибочным, поскольку в местах захоронений отсутствуют инженерные объекты.
Места захоронений в с.Татарские Горенки, с.Базарный Урень не представляют биологическую опасность, что подтверждено экспертными заключениями ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
Судом в нарушение п.2 ст.70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве доказательств приняты копии ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники.
Вывод суда о том, что зола (зольный остаток) является местом захоронения трупа животного (скотомогильником) считает необоснованным и незаконным, поскольку противоречит нормам нормативно-правовых актов в сфере ветеринарии, п.7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 56 от 13.05.2010.
Считает, что судом не дана правовая оценка письму от 13.11.2020 № 25/2306 заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Муковнина А.А., что является нарушением норм процессуального права.
Признание несостоятельными результатов экспертизы, проведенной ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», основанных только на разъяснениях должностных лиц Роспотребнадзора, а также копиях санитарно-ветеринарных карточек на скотомогильники является несоответствующим нормам законодательства Российской Федерации.
Вывод
суда об уклонении Агентства ветеринарии от административной ответственности в
связи с невозможность определения места нахождения захоронения считает
необоснованным, поскольку в суд предоставлены ответы БТИ о невозможности
установления места нахождения захоронений в
с. Татарские Горенки, с. Базарный Урень.
Вывод суда о незаконности бездействия Агентства ветеринарии в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника, расположенного в с. Татарские Горенки, с.Базарный Урень Карсунского района Ульяновской области считает необоснованным, поскольку на территории Ульяновской области более 16 лет отсутствуют случаи заражения животных сибирской язвой. Установление ограждений по всему периметру скотомогильника, исключающие случайный доступ людей и животных, формирование по всему внутреннему периметру канавы, обозначение их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» в указанных выше мероприятиях отсутствуют.
В соответствии с выписками из государственного кадастра объектов недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, указанных в актах инвентаризации по всем спорным захоронениям, следует, что на момент ликвидации захоронений, как объекты недвижимости, они отсутствовали. Земля, находящаяся под отсутствующим объектом недвижимости, не разграничена.
Отмечает, что по
состоянию на 01.10.2020 в Реестре скотомогильников (в том числе сибиреязвенных)
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на территории Ульяновской
области имеется одно сибиреязвенное захоронение - в с.Красный Яр Чердаклинского района.
Ссылается на отсутствие достоверных географических координат захоронений и площадь ограждений, что препятствует исполнению решения суда. Также считает невозможным исполнение решения суда, поскольку предполагается расходование бюджетных средств на объекты недвижимости, не находящейся в собственности Ульяновской области. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали.
В апелляционной жалобе ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым административные исковые требования прокурора оставить без удовлетворения. В целом приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской области.
Просит учесть, что с 01.01.2021 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утвержденные Минсельхозпродом России 04.12.1995 №13-7-2/469), которыми предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники (биометрические ямы), утратили юридическую силу.
Указывает, что во всех, начиная с 1940 года по настоящее время, трупы животных, павших от сибирской язвы, подлежат сжиганию. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Мероприятия по ликвидации скотомогильников проводились в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным Правительством Ульяновской области от 12.12.2019, со стороны административного истца по данному факту возражений не поступало.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителей
Агентства ветеринарии Ульяновской области
Пелевиной Н.И., Сафонова А.А., представителя ОГБУ «Симбирский референтный центр
ветеринарии и безопасности продовольствия»
Романовой М.А., представителя Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратуры Соколовой М.С., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены о месте и времени
рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что на территории Ульяновской области в Карсунском
районе с. Базарный Урень, 1,5 км юго-восточнее села, на
удалении 2500 м от
асфальтированной дороги
Карсун-Теньковка, на сухом возвышенном
участке земли; в с.Татарские Горенки в 2,5 км западнее села на
удалении 2000 м от
асфальтированной дороги
Карсун-Ростислаевка, на опушке
леса, в районе старого кордона, на
возвышенном участке земли расположены скотомогильники.
На данные скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарные
карточки в соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил
сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных
Минсельхозпродом Российской Федерации
от 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке № 3 на скотомогильник
(биотермическую яму) по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, с.Базарный Урень, 1,5 км
юго-восточнее села, на удалении 2500 м от
асфальтированной дороги
Карсун-Теньковка, на сухом возвышенном
участке земли расположен скотомогильник площадью 100 кв.м с захоронением животного
павшего в 1969 г. от сибирской язвы – 2
головы КРС. В графе «расположение скотомогильника на местности» указано на приложение выкопировки из
карты землепользования с привязкой
к постоянному ориентиру (тригонометрическая вышка,
дорога с твердым
покрытием, линией
электропередач).
Согласно санитарно-ветеринарной карточки на скотомогильник
(биотермическую яму) № 4 по адресу:
Ульяновская область, Карсунский район, с.Татарские Горенки, в 2,5 км западнее села на
удалении 2000м от асфальтированной дороги Карсун-Ростислаевка, на
опушке леса, в районе старого
кордона, на возвышенном участке
земли расположен скотомогильник
площадью 50 кв.м с захоронением животного
павшего в 1997 г. от
сибирской язвы – 1 голова козы – зольные остатки. В
графе «расположение
скотомогильника на местности»
указано на приложение выкопировки из
карты землепользования с привязкой
к постоянному ориентиру (тригонометрическая вышка,
дорога с твердым
покрытием, линией
электропередач).
Согласно базе данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области,
указанные скотомогильники являются сибиреязвенными.
13.11.2019 Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес
Правительства Ульяновской области было направлено представление об устранении
нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных
захоронений на территории Ульяновской области.
18.12.2019 распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области
от №768-р «О ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Мелекесского, Новомалыклинского,
Кузоватовского, Карсунского районов Ульяновской области, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе
скотомогильников в с.Базарный Урень и
с.Татарские Горенки
Карсунского района Ульяновской области.
На основании данного распоряжения были организованы и проведены
мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно актам о проведении ликвидации неиспользуемых сибиреязвенных
скотомогильников (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от
сибирской язвы) от 18.12.2019, 19.12.2019 сибиреязвенные скотомогильники в с.Татарские Горенки,
с.Базарный Урень Карсунского района Ульяновской области были ликвидированы.
На указанное распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области от
18.12.2019 № 768-р Волжским межрегиональным природоохранным прокурором
31.01.2020 был принесен протест, по результатам рассмотрения которого Агентство
ветеринарии Ульяновской области в ответе от 14.02.2020 указало на
недостоверность приведенных в протесте сведений, сославшись на то, что в
скотомогильниках имело место захоронение зольных остатков после сжигания трупов
животных, павших от сибирской язвы, в связи с чем скотомогильники не являются
почвенными очагами сибирской язвы. По результатам проведенных лабораторных
испытаний возбудитель сибирской язвы на территориях скотомогильников не
обнаружен.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация
сибиреязвенных скотомогильников в с.Базарный Урень и с.Татарские Горенки
Карсунского района Ульяновской области противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного рвача Российской Федерации
от 13.05.2010 № 56, Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», нарушает
гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами права и законные интересы
неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения
безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с
биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических
отходов на окружающую среду создает угрозу распространению сибирской язвы,
возникновения чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на
надлежащей оценке исследованных доказательств, правильном применении норм
права.
В соответствии со ст.ст.1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья
населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие
факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его
жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания
человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на
человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных
заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного
к здоровому человеку.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой
не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика
сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 13.05.2010 № 56 сибирская
язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную
инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе
патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в
отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться
генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.
Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются
сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды,
свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит
почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и
вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).
Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов
животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические
ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).
Обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных
условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2
которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду
с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным
обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и
ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере
правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).
Согласно постановлению правительства Ульяновской области от
17.07.2013 № 302-П «Об
утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и
закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во
исполнение Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии», Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.3, 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату
принятия решения суда по настоящему административному делу, земляные
скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных,
павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат
ликвидации независимо от сроков давности.
В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства
ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия
распоряжения от 18.12.2019 № 768-р о ликвидации неиспользуемых скотомогильников
на территории Карсунского района Ульяновской области.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом не приняты во внимание
нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие
от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорных
скотомогильниках захоронена зола сожженных животных, которая не представляет
опасности, что следует из протоколов лабораторных испытаний и заключений,
которые имеются в материалах дела, ликвидированные места захоронений не
являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает
несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным
нормам права.
Факт захоронения в спорных скотомогильниках трупов животных, павших от
сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками, представленными в
материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в
соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных,
павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о
наличии оснований для ликвидации спорных сибиреязвенных скотомогильников,
поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской
язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших
от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются
почвенными очагами сибирской язвы, представляющими
эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне
зависимости от срока давности формирования захоронения.
При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут
сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Лабораторные исследования, по результатам которых установлено
отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может
свидетельствовать о безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания
считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.
Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося
после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий,
предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение
санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных
условий жизнедеятельности человека.
Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение
ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает
установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные захоронения
являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.
Не могут быть приняты во внимание ссылки в апелляционной жалобе на
процессуальные нарушения судом первой инстанции о принятии судом в качестве доказательств по делу копий ветеринарных карточек и актов
осмотра, поскольку они были предоставлены самим Агентством ветеринарии Ульяновской области в рамках проведенной прокурорской проверкой
соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства. Оснований для признания данных доказательств недопустимыми, а также базы данных
сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, предоставленной директором
ФКУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт»
Роспотребнадзора в силу
ст.ст.59, 61 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.
Также судебная коллегия обращает внимание, что данные скотомогильники были включены в областную целевую программу «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005 - 2012 годы», утвержденную Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 № 25/240-П, как сибиреязвенные. Разработчиком программы являлось, в том числе Управление ветеринарии администрации Ульяновской области. Согласно данной программы возбудитель сибирской язвы является опасным в течение 100 лет.
Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда
о возложении на Агентство обязанности по восстановлению скотомогильников и их
ограждению не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.
В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об
оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия
административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий
в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в
решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения
определенного действия либо на необходимость устранения иным способом
допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку требования административного истца о признании незаконным
и отмене распоряжения Агентства
ветеринарии по Ульяновской области от 18.12.2019 №768-р о ликвидации неиспользуемых
скотомогильников удовлетворены, суд обоснованно возложил на данного
административного ответчика обязанность по обеспечению их безопасности в
соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10
Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального
закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП
3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические
правила».
Ссылка на то, что координаты скотомогильников не определены на
местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не свидетельствует
о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области
распоряжения о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для
исполнения данным административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения
скотомогильников имеется у административных ответчиков, в том числе в
ветеринарно-санитарных карточках. Кроме того названные обстоятельства не
препятствовали административным ответчикам провести мероприятия по отбору проб
почвы с территорий скотомогильников и принять решение об их ликвидации, что
свидетельствует о наличии у них необходимой информации о местах нахождения
спорных сибиреязвенных захоронений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для
восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска,
поскольку данный срок был пропущен в связи с осуществлением административным
истцом действий, направленных на проверку всех обстоятельств и сбор
доказательств для обоснования исковых требований. Обращение прокурора в суд с
требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на
благоприятную окружающую среду, а также то, что допущенное нарушение
санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав
неопределенного круга лиц, носит длящийся характер.
Доводы административных ответчиков о том, что в настоящее время
изменился порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить
основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области,
поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации
скотомогильников были приняты в нарушение действовавшего правового
регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и
биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.
Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, с которой соглашается судебная коллегия.
В то же время судебная коллегия не соглашается с решением суда в части
удовлетворения требований административного истца к ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о возложении
обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в
соответствии с требованиями «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические правила», поскольку надлежащим ответчиком по
данным требованиям является Агентство ветеринарии по Ульяновской области, как
орган исполнительной власти, в полномочия которого входит организация мер по
обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской
области в силу п.7.1 названных СП 3.1.7.2629-10.
Согласно уставу ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и
безопасности продовольствия» подведомственно Агентству ветеринарии Ульяновской
области, которое от имени Правительства Ульяновской области осуществляет
полномочия учредителя в отношении данного учреждения.
Таким образом, решение суда в данной части не может быть признано
законным и обоснованным и подлежит отмене согласно п.4 ч.2 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации как постановленное с
нарушением норм материального и процессуального права, с принятием в данной
части нового решения об отказе в удовлетворении требований к ОГБУ
«Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В остальной части решение суда является правильным. Оснований для его
отмены по доводам апелляционных жалоб, направленных на иную оценку
установленных судом обстоятельств, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2021 года в части обязания Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильников в с.Базарный Урень и в с.Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56 - установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» отменить.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В остальной части решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской области, областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации,
Председательствующий
Судьи