Дело №2-433/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием истца Моисеевой Е.В.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой Е. В. к Администрации Святозерского сельского поселения об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Моисеева Е.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ2018 умерла её мать П., после смерти которой, открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Истец полагает, что фактически вступила в наследство, поскольку после смерти наследодателя продолжает пользоваться спорным объектом недвижимости, несет бремя по его содержанию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1111-1154 ГК РФ, 264 ГПК РФ Моисеева Е.В. просит: установить факт принятия наследства, оставшегося после смерти матери – П., ДД.ММ года рождения, умершей ДД.ММ2018, а именно, квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, условный номер №; признать за истцом право собственности на вышеуказанную квартиру.
Определениями суда от 12.11.2015, 04.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, а также Терентьев А. В. и Поморов Ю. Е. – наследники первой очереди после смерти П.
В судебное заседание истец Моисеева Е.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации Святозерского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление оставил вопрос об удовлетворении заявленных Моисеевой Е.В. исковых требований на усмотрение суда.
Третьи лица – Терентьев А.В., Поморов Ю.Е., а также представитель Министерства Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражали против заявленных Моисеевой Е.В. исковых требований.
Заслушав истца, допросив свидетелей Г., Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, ДД.ММ умерла Поморова С.Г., при жизни которой, было зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010, выпиской из ЕГРН по состоянию на 19.11.2018 (л.д. 12, 32-34).
Согласно материалам дела наследниками П. по закону являются её дети: дочь Моисеева Е.В. и сыновья – Терентьев А.В., Поморов Ю.Е., которые с заявлением о принятии наследства не обращались. Наследственное дело не открывалось, другие лица свои требования или права на открывшееся наследство не предъявляли.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как предусмотрено статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как указано в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Факт принятия Моисеевой Е.В. наследства подтверждается представленными доказательствами, свидетельствующими о совершении истцом действий, направленных на принятие наследства, в частности содержания жилого помещения, внесение платы за коммунальные услуги. Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Г., Н.
Учитывая, что Моисеева Е.В. фактически вступила во владение наследственным имуществом, следует считать, что она приняла наследство после смерти П., в связи с чем ее требования об установлении факта принятия наследства и признании права собственности подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал прав истца, не возражал против удовлетворения исковых требований, при этом ответчиком не было допущено нарушения прав истца, в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать Моисееву Е. В. фактически принявшей наследство в виде жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, открывшегося после смерти ДД.ММ 2018 г. наследодателя П..
Признать за Моисеевой Е. В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 21 декабря 2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 21 января 2019 года