Дело № 2-1807-14
Решение
Именем Российской Федерации
07 мая 2014 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,
с участием прокурора Желнина В.А.,
в присутствии истцов Плотниковых В.И., М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Плотниковых В.И., М.А. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми, Администрации Дзержинского района г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Перми в интересах Плотниковых В.И., М.А. обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанностей на Муниципальное образование «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми, Администрацию Дзержинского района г. Перми предоставить указанным лицам на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах г. Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 16,7 кв.м.
Исковые требования истцом мотивированы тем, что истцы являются нанимателями жилого помещения, состоящего из одной комнаты в трехкомнатной квартире, площадью 16,7 кв.м., в том числе жилой площадью 11,7 кв.м., расположенной по адресу: ... Согласно акту межведомственной комиссии № 217/1 от 31.03.2000, вышеуказанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. Ссылаясь на нормы ст. ст. 85, 87, ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истцы исковые требования прокурора поддержали.
Ответчики и третье лицо МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения стороны истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае: если жилое помещение признано не пригодным.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Плотников В.И., на основании договора социального найма жилого помещения № 1742 от 10.05.2011, является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты в трехкомнатной квартире, площадью 16,7 кв.м., в том числе жилой площадью 11,7 кв.м., расположенного по адресу: ..., в состав членов семьи нанимателя включена супруга Плотникова М.А.
Согласно справке МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» от 25.03.2013, на регистрационном учете по адресу: ... состоят Плотниковы В.И., М.А.
Из акта обследования жилого дома по адресу: ... на предмет пригодности для постоянного проживания, утвержденного постановлением Администрации Дзержинского района г.Перми от 31.03.2000 № 217/1, следует, что жилой дом является деревянным, построен в 1940 году, имеет износ 62%, кирпичный фундамент имеет искривление горизонтальной линии цоколя, наружные брусчатые стены имеют гниль подоконных венцов, деревянные перекрытия имеют трещины, провисы, наблюдается нарушение штукатурки до драночной решетки, оконные и дверные блоки поражены гнилью, имеют искривления, в квартирах 2 этажа имеются следы протекания, требуется ремонт отопительных печей, в санузлах водопроводные трубы со следами коррозии. Рельеф территории вокруг дома не обеспечивает отвод поверхностного стока дождевых и талых вод, в результате происходит подтопление подъездов. На основании вышеизложенного, комиссия пришла к заключению признать дом № ... по ул.... непригодным для постоянного проживания.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 8 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент признания жилого дома непригодным для постоянного проживания) предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Не пригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производились в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносились исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служили основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции, не пригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
31.03.2000 Администрацией Дзержинского района г.Перми вынесено постановление N 217/1 об утверждении акта межведомственной комиссии по признанию жилого дома № ... по ул.... непригодным для постоянного проживания без капитального ремонта.
Таким образом, жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцам на условиях договора социального найма жилое помещение, в установленном порядке признан непригодным для проживания.
Однако до настоящего времени истцы не выселены в установленном законом порядке из непригодного для проживания жилого помещения.
Доказательств того, что вышеуказанный жилой дом в настоящее время отремонтирован и является пригодным для дальнейшего проживания, суду не представлено.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Судом с достоверностью установлено, что истцы занимают жилое помещение по указанному выше адресу на условиях договора социального найма, в связи с чем, у Муниципального образования «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми возникает обязанность предоставить им другое жилье взамен не пригодного для проживания.
Сведений о том, состоит ли истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст.10 ЖК РФ).
Совокупность указанных условий дает основание полагать, что вновь предоставляемое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, т.е. площадь жилого помещения должна быть равнозначной по общей площади, которую они занимают.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат и объемом жилой площади во вновь предоставляемым помещении.
Предоставление в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Предоставление гражданам жилого помещения в связи с его непригодностью для проживания должно гарантировать условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд учитывает, что надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное образование «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми, суд соглашается с доводами представителя Администрации Дзержинского района г. Перми о ненадлежащем ответчике и в иске истцу к данному ответчику отказывает, т.к. действиями (бездействиями) указанного юридического лица права истцов не нарушены, нарушенное право им восстановлено быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное образование «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми предоставить Плотниковым В.И., М.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Перми, отвечающее всем установленным требованиям, общей площадью не менее 16,7 кв.м.
В иске прокурору Дзержинского района г. Перми в интересах Плотниковых В.И., М.А. к Администрации Дзержинского района г. Перми об обязании предоставить жилое помещение отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья К.А. Суворова